С начала прошлого года координатор кузбасского правозащитного проекта "Сибирь правовая" Дмитрий Камынин находится под арестом в СИЗО-1 в Кемерове. Его обвиняют в хранении наркотиков, а с января этого года — еще и в вымогательстве. В распоряжение Сибирь.Реалии поступило письмо Дмитрия Камынина, отправленное им из кемеровского СИЗО-1. В нем он рассказывает, как заразился ковидом изоляторе и как в камере напротив него может пытать людей заключенный по кличке "Псих".
В СИЗО-1 Дмитрий Камынин протестует против, по его словам, пыточных условий содержания и силового произвола сотрудников администрации изолятора. Правозащитник объявлял голодовку и даже отказывался от российского гражданства.
Коллега Камынина по "Сибири правовой" Владимир Тараненко также содержится в СИЗО-1 — по другому делу о вымогательстве, которое рассматривается судом. Тараненко долгое время находился в карцере изолятора. На одно из свиданий с родственниками он пришел со следами побоев на лице, а на судебное заседание в январе его привезли без зимней обуви — с пластиковыми пакетами на ногах. Позже активиста обвинили в участие в движении АУЕ, признанное экстремистским в России.
Сотрудники спецслужб, как говорили родственники Тараненко и глава проекта Gulagu.net Владимир Осечкин, заинтересованы в том, чтобы правозащитник передал доступ к ютуб-каналу "Сибири правовой", где опубликованы рассказы бывших заключенных о пытках в колониях Кузбасса.
Дмитрий Камынин говорил, что в его деле о наркотиках (приостановлено за недостатком улик) участвовал сотрудник спецслужб, которого в качестве организатора нарколаборатории указали трое других арестованных за производство наркотиков.
В феврале стало известно, что Камынина хотят этапировать в Красноярск для повторной "проверки на вменяемость" по делу о вымогательстве. Предыдущая экспертиза в июле 2021 года, по делу о хранении наркотиков, признала правозащитника вменяемым.
Этапирование координатора "Сибири правовой" проходило через СИЗО-3 в Мариинске (Кемеровская область). В следственном изоляторе Камынин подвергся издевательскому отношению со стороны сотрудников администрации ФСИН, рассказывал он.
Камынин рассказал об условиях содержания в следственном изоляторе и пытках в камере напротив.
"Враг для зверств, пыток и бесчинств"
Не так давно, находясь в СИЗО-1 Кемерова я переболел ковидом. Заболел я, как мне кажется, не без помощи администрации СИЗО, полагаю, что за этим стоит [оперативно-режимный] отдел.
В одной из камер СИЗО обнаружили человека с ковидом. Камеру, в которой он находился, должны были "запечатать" на двухнедельный карантин. Но один человек с этой камеры был не на изоляции, а ездил на суд именно со мной. Мне он рассказывал, что он на карантине и возить его не имеют права.
Администрации СИЗО плевать на закон, на международные стандарты и на Конституцию
Спустя несколько дней я заболел. Меня решили изолировать в конкретные катакомбы, в карцер №9 второго корпуса СИЗО. В камере на полу были комья земли, песка — вся камера была в грязи. Мне пришлось мыть полы с температурой 39 градусов. В камере не было естественного освещения, сливного бачка, вместо обеденного стола — две дощечки, вбитые в стену.
Нахождение в подобных карцерах противозаконно и считается пыточными условиями содержания, согласно международным стандартам, которых обязана придерживаться Россия. Но администрации СИЗО плевать на закон, на международные стандарты и Конституцию.
Через несколько дней у меня появился друг — большая толстая мышь. Я назвал ее Дениска в честь [сотрудника оперативно-режимного отдела СИЗО Дениса] Жукова. Когда Жуков узнал, что у меня обнаружили ковид, он чуть ли не плясал у себя в кабинете, это мне рассказывал один из его подчиненных.
Мне сообщили, что администрация СИЗО объявила меня своим врагом №1 — и я этим горжусь. Что стал врагом №1 для зверств, пыток, бесчинства, беззакония, которое творит администрация учреждения руками своих прихвостней их числа подследственных и осужденных.
В СИЗО-1 есть "пыточно-явочная" камера №35. Верховодит там заключенный по прозвищу "Псих", Руслан Олегович Чадный. До СИЗО-1 Чадный находился в СИЗО-4 в Анжеро-Судженске. Он выполнял там за администрацию учреждения всю грязную работу, здесь он делает то же самое. Моя камера находится практически напротив камеры №35. Я иногда слышу, как кого-то бьют, чьи-то стоны.
Те, кто находятся с ним в камере утверждают, что за грязную работу администрация СИЗО предоставила ему хороший, дорогой телефон.
- ФКУ СИЗО-1 в Кемерове возглавляет Александр Мельников.
- В декабре 2020 года Камынина арестовали по обвинению в хранении наркотиков. Тараненко же обвинили в вымогательстве. Правозащитников поместили в СИЗО-1.
- В январе 2022 года Камынина освободили из-под ареста, но в тот же день задержали уже по обвинению в вымогательстве денег у местной жительницы в 2017 году.