В понедельник, 28 марта, 19-летняя Софья Кечина проникла в детский сад №31 с ружьем, спрятанным под куртку. Дети спали, был сончас. Через несколько минут в помещении прогремел выстрел. Никто не пострадал чудом, оружие выстрелило в стену. Когда приехала полиция, Кечина призналась, что перед тем, как прийти в садик, она застрелила своего отца и собиралась убить мальчиков в детском саду.
"Не успела испугаться"
– Мы уже второй день не можем ходить в садик, ребенок просто боится, хотя самого выстрела она не слышала, только шум и видела полицейских, – рассказывает мама одной из воспитанниц сада Ольга. – В тот день около двух часов нам позвонили и попросили забрать дочь. Я, конечно, не сразу поняла, в чем дело, и, можно сказать, не успела испугаться, когда подъехали, "террористку" уже успели обезвредить. Но позже, когда пришло осознание, чем все это могло закончиться, я не выдержала, разрыдалась. До сих пор, как вспомню, слезы наворачиваются...
События того дня развивались молниеносно. Около 14.00 девушка в объемной одежде зашла в помещение детского сада. На калитке был домофон, но так как ключа у нее не было, она позвонила, и ей открыли. На входе ее также пустили по звонку, она представилась Полиной Дворкиной и сказала, что пришла за братом, охрана на вахте никаких документов не потребовала. Затем через раздевалку она прошла в группу "Карамелька". Воспитатель Евгения Толстая вышла ей навстречу: "Вы к кому?" Та ответила, что пришла за братом Артемом. Однако Артема в этой группе не было, Евгения заподозрила неладное и позвала второго воспитателя, Ирину Шабанову.
– Когда хлопнула дверь и Евгения вышла в приемную посмотреть, кто там, мы с Натальей Стус, инструктором по физической культуре, сидели в группе, обсуждали рабочие моменты, – рассказывает Ирина Шабанова. – Краем уха я слышала, что спросили Артема. Но у нас Артема не было, странно, ошиблись? Я уже пошла в сторону приемной, когда меня Евгения позвала. Подошла, девушка стояла ко мне спиной и как-то пошатывалась. Явно с ней что-то было не так. Когда она начала снимать верхнюю одежду, Евгения закричала, что у нее ружье под пальто, и побежала за помощью. Когда она ко мне развернулась, я тоже увидела ружье и мгновенно побежала к двери, чтобы закрыть вход в группу. Обернулась, увидела, что Наталья повалила девушку на пол. Но ружье по-прежнему было у неё в руках. Я подбежала, мы отвели ствол в сторону шкафа, и тогда оно выстрелило. В этот момент мне удалось его выхватить, я выбежала с ним в коридор. Когда вернулась, Наталья говорит: "Выводи детей, она распылила газ". Подбежали коллеги, сотрудник охраны, мы ее связали и держали до приезда Росгвардии.
В группе в это время мирно спали 17 малышей от 4 до 5 лет. Бывает, что во время сончаса в группе нет никого из взрослых. Сменных воспитателей не хватает. Но в понедельник, 28 марта, по счастливой случайности в момент нападения в группе находились сразу трое сотрудников детского сада. Среди них Наталья Стус, бывшая хоккеистка Красноярского клуба "Бирюса" с отличной физической подготовкой. Уже третий день на ее страничке во "ВКонтакте" горожане говорят ей спасибо за смелость, героизм и предлагают всем трем воспитательницам вручить звание Героев России.
– Я весь их разговор слышала, группа-то рядом, – рассказывает Наталья. – Когда вышла в раздевалку, увидела Иру в шоковом состоянии. Мгновенно сориентировалась, не думала даже ни о чем, схватила за плечи эту девушку и уложила на пол. Но она оказалась настолько сильной, что мы втроем еле её удержали.
30 марта за смелые и решительные действия, проявленные при задержании вооруженного преступника и спасении жизни детей, всех трех сотрудниц детского сада наградил начальник краевого Главка МВД Александр Речицкий. Им вручили благодарности и ценные подарки. Также их поздравил и поблагодарил губернатор края Александр Усс.
Перед тем, как прийти в сад, застрелила отца
Софья Кечина – дочь известного в Красноярске журналиста Натальи Кечиной. Незадолго до преступления Софья сменила имя и фамилию на Полину Дворкину. Возможно, в этом проявилась её ненависть к отцу, Олегу Кечину, которого Софья застрелила в его квартире из того же ружья, с которым пришла в детский сад.
Её мать, Наталья Кечина, работает в телекомпании ТВК, где многие годы вела передачу "Мы встретимся", сделанную по образцу федеральной программы "Жди меня". В одной из своих авторских передач Наталья с гордостью рассказывала, что родила вторую дочь, Соню, 7 мая, в день рождения ТВК. Буквально на следующий день после трагедии редакция телекомпании на своей страничке в фейсбуке сообщила: "Главной темой в Красноярске остается ситуация, которая произошла накануне в детском саду. Правоохранительные органы официально подтвердили, что перед тем, как открыть стрельбу в дошкольном учреждении, девушка застрелила своего отца. Для нашей редакции эта трагедия стала двойным шоком, потому что все это произошло в семье нашей коллеги, журналиста Натальи Кечиной. Девушка, которая сейчас задержана по подозрению в убийстве и стрельбе – 19-летняя дочь Натальи Кечиной. Наша редакция выражает соболезнования Наталье, ее родным и близким. Мы сделаем все, что от нас зависит, чтобы она могла справиться с этой трагедией". Также телекомпания объявила сбор на похороны Олега Кечина.
Что на самом деле происходило в семье Кечиных, неизвестно. По неофициальной информации, Олег Кечин жил вдвоем с дочерью, Наталья – жила отдельно. Оружием, по словам следователей, Софья владела хорошо, увлекалась охотой. Была довольно замкнутым человеком, в последних классах школы перешла на дистанционное обучение. Страницы в социальных сетях у неё нет.
Чуть позже стала появляться информация от следователей, которые вели допрос. Оказалось, что 25 марта Софья уже приходила в садик и якобы просила взять ее на работу. Следователи предполагают, что, возможно, хотела осмотреться. Но свободных вакансий не было и ей отказали. А перед тем, как пойти в детский сад во второй раз, она поссорилась с отцом, после чего застрелила его выстрелом в упор. На допросе она заявила, что собиралась убивать только мальчиков. Поскольку "жизнь в России устроена только для мужчин, а женщинам в ней места нет".
Расследование уголовного дела уже передали в центральный аппарат СК России. Софью Кечину подозревают в покушении на убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом, и в убийстве. Суд поместил ее под стражу, ей назначена психиатрическая экспертиза.
После происшествия в детских садах Красноярска усилили пропускной режим. Теперь родители могут забирать детей только по спискам.
Свое мнение о психическом состоянии Софьи высказал в беседе с корреспондентом Сибирь.Реалии красноярский психолог Нина Рубан.
– Судя по тому, что пишут в СМИ, девушка не идейная террористка, а, вероятнее всего, психически нездорова или в состоянии, мало похожем на вменяемость (под препаратами, без них – определит экспертиза и следствие). То есть возгласы "она воспитала убийцу" в адрес Натальи Кечиной – это бред. Никто же не воспитывает специально астматиков или гастритников! Каждый раз, когда я встречалась с психиатрическими заболеваниями у разных людей, я сталкивалась с тем, что самые близкие люди отказывались или не могли осознать, что человек болен и его надо лечить. Им казалось, что человек "придуривается", "нагнетает".
Тем более что сумасшествие – это одна из самых табуированных тем в нашей стране. То есть если вы не специалист, то вы, видя, как ваш близкий сходит с ума, вероятнее всего, просто не поверите, сделаете вид, что ничего особенного не происходит. Большинство родственников таких людей задним числом вспоминают все признаки приближающейся беды, но в моменте никаких действий не предпринимали – не верили. И еще, извините, но сойти с ума может каждый. И особенно после двух лет ковида и внезапно объявленной "спецоперации", – говорит Нина Рубан.