Артём Усс перехитрил власти нескольких европейских стран, чтобы выбраться из-под домашнего ареста и беспрепятственно покинуть Евросоюз. Американские власти, по чьей просьбе Усс был арестован, с самого начала предупреждали итальянских силовиков об опасности побега. Но итальянцы все предупреждения проигнорировали.
Источник: "Вёрстка"
"За пределами России есть люди, готовые подставить плечо"
Отец Артёма Александр Усс объявил о своей отставке с поста губернатора вечером 20 апреля. Этот уход ожидался давно. Против него играли коррупционные скандалы: Усса слухи связывали с ныне находящимся в СИЗО бизнесменом Олегом Митволем, обвиняемым в многомиллиардных хищениях при строительстве красноярского метро. Однако именно кейс с сыном позволил Уссу-старшему задержаться чуть дольше. После того как Артём оказался в России, был закрыт "последний долг Москвы перед Александром Уссом", и его отправили на покой, говорят знакомые с ним собеседники "Вёрстки".
"За пределами России есть люди, которые готовы подставить плечо в трудную минуту. Я знаю, о чём говорю", – резюмировал Усс историю возвращения сына на родину. Чиновник, похоже, и правда имел все основания говорить об иностранных друзьях России, ведь, по данным итальянских СМИ, помогали Артёму Уссу граждане сразу нескольких европейских стран.
Множество загадок и пробелов
Восстанавливать картину побега "Вёрстке" пришлось по сообщениям итальянских, российских и американских властей, а также отрывочным рассказам в нескольких итальянских изданиях.
Артём Усс был задержан итальянскими силовиками 17 октября прошлого года в главном миланском аэропорту – Мальпенсе, где должен был пересесть на рейс в Стамбул, откуда собирался добраться до России. Запрос на арест итальянским силовикам отправили их коллеги из США. Американцы обвиняют Усса в организации цепочек сделок, с помощью которых нефть, добываемая находящейся под американскими санкциями венесуэльской госкомпанией PDVSA, попадала к покупателям, среди которых "крупнейшая китайская нефтеперерабатывающая компания" и "крупный российский металлургический холдинг". Кроме того, Усса обвиняют в том, что с помощью сложной последовательности сделок с применением криптовалюты он покупал американские технологии военного назначения в интересах российских властей. Усс оказался одним из пяти россиян, ставших фигурантами этого расследования. Помимо него в Германии в рамках того же разбирательства был задержан россиянин Юрий Орехов, вместе с Уссом владеющий немецкой компанией NDA GmbH, через которую, якобы, и проводились незаконные сделки.
Усс пробыл под стражей в одной из миланских тюрем до конца ноября 2022 года, когда апелляционный суд Милана отпустил его под домашний арест по ходатайству его местных адвокатов. Защитники смогли убедить судей, что у 40-летнего российского бизнесмена, который на тот момент не мог сказать по-итальянски и нескольких фраз, появилась "значимая связь" со страной в виде бывшего фермерского домика на улице Кашина Вионе в муниципалитете Басильо, расположенном в 40 минутах езды от центра Милана. Летом 2022 года здание, ставшее фешенебельными апартаментами, купила супруга Усса Мария Ягодина. Именно она 25 ноября была назначена судом в качестве поручителя и должна была обеспечивать жизнь Усса под домашним арестом.
Здесь, в итальянском пригороде Усс дожидался решений итальянских судов о его экстрадиции. Всё, что происходило дальше, освещавший тему журналист туринской газеты La Stampa Якопо Якобини в беседе с "Вёрсткой" назвал историей "со множеством загадок и пробелов". Американские правоохранители, узнав о выходе Усса под домашний арест, тут же обратились с письмом к итальянским коллегам, в котором писали об "очень высокой вероятности бегства" россиянина. Они приводили в пример еще шесть кейсов, происходивших с иностранцами, ожидавшими под домашним арестом экстрадиции в США. Они имели паспорта разных государств – от Швейцарии до Нигерии, отправлялись под домашний арест разными итальянскими судами, в том числе и миланским, но исход всегда был один – арестанты исчезали из-под надзора.
Итальянцев эти доводы не убедили: в какой-то момент представители Минюста даже не прикрепили письмо американцев к документам для очередного судебного разбирательства по мере пресечения Уссу. "Браслет для отслеживания домашнего ареста так же надёжен, как и содержание под стражей", – цитировало издание La Repubblica одного из представителей Минюста. Кроме того, американцы настаивали на том, чтобы лишить Усса под домашним арестом любых гаджетов. "Но в итоге выяснилось, что у браслета Усса не было GPS-трекера, зато у него самого был второй телефон. По которому, как теперь предполагают следователи, он и вёл коммуникации с участниками и организаторами своего бегства", – рассказывает "Вёрстке" Якопини.
Несколько машин и две границы
В середине марта Ягодина сообщила итальянским властям, что на месяц отлучится из Италии в Россию по личным делам, а попечение супруга оставит на одного из соседей. Такая практика является обычным делом для страны: возможно, поэтому ничего подозрительного силовики в поведении Ягодиной не заметили. А уже через неделю после её отъезда суд вынес решение об экстрадиции Усса в США. Оно еще не вступило к тому моменту в силу. Впереди была минимум одна апелляционная инстанция. Но её дожидаться бизнесмен не стал.
По данным с уличных видеокамер, в 14.07 22 марта он с помощью некого мужчины сел в "небольшую скромную машину" возле своих апартаментов и уехал в неизвестном направлении. Миланское издание Corriere della Sera писало, что в доме перед включенным телевизором остались лежать срезанный браслет, "официальный" смартфон Усса и "немного его одежды". Сигнал тревоги с браслета поступил в полицию через несколько минут, после того как Усс его бросил, а войти в дом прибывшие на место правоохранители смогли только через час, с трудом выломав бронированную дверь.
Машину, на которой уехал Усс, отследили относительно быстро: её в течение дня 22 марта несколько раз останавливали полицейские. Но никакого Усса внутри не было, а за рулём находился гражданин одной из стран бывшей Югославии. Сам россиянин в это время успел на другой машине (следователи подозревают, что "подменных" автомобилей было несколько) уехать из Италии сначала в Словению, затем в Хорватию, а оттуда – за пределы ЕС по подложному паспорту. За рулём при пересечении границы ЕС в Словении, по словам Якобини, находился гражданин Боснии и Герцеговины.
Конечной точкой маршрута стал белградский аэропорт имени Николы Теслы, откуда Усс улетел в Россию. Сербская система проверки документов не смогла распознать качественную подделку. Бумаги какой страны и на чьё имя использовал Усс, как и личности "минимум шести человек из стран бывшей Югославии", ему помогавших, итальянские силовики не раскрывают. Ориентировочно путь из-под Милана до белградского погранпункта в аэропорту мог занять от одного до трех дней. За это время Усс преодолел чуть больше тысячи километров.
"История очень чувствительная для нашего правительства, поэтому они стараются в лишний раз информацию не выдавать", – рассказывает Якопини. Члены итальянского кабмина действительно болезненно реагируют на вопросы о побеге: последним отказался о нем говорить несколько дней назад министр обороны страны Гвидо Крозетто.
"Мы же говорили!"
Пострадавшие от этой истории, если и будут, то, по всей видимости, только в итальянской судебной системе. Американские силовики лишь поругались на итальянцев из-за бегства бизнесмена. Суть их претензий можно сформулировать в одной фразе: "Мы же говорили!".
Последствия бегства Артёма Усса для местных властей уже начались. Нынешний глава Минюста Карло Нордио уже инициировал проверку миланских судей и прокуроров, которые сначала допустили ослабление контроля над беглецом, а потом санкционировали его экстрадицию в США. Премьер-министр Италии Джорджа Мелони также назвала "ненормальным" решение миланских судей о домашнем аресте для Усса "даже тогда, когда уже было решение об экстрадиции". "Несмотря на такую позицию Мелони, итальянский парламент и спецслужбы далеко не однородны. Внутри есть много различных фракций, в том числе и люди, которые симпатизируют России и Путину. Нельзя утверждать, что именно они помогли Уссу бежать. Но сложно представить успех такой операции без привлечения профессионалов из спецслужб. Причем не только российских", – резюмирует Якопини.
Отец Артёма теперь позирует со счастливой улыбкой "в первый день после губернаторства" на фоне огромного внедорожника где-то в тайге. "Вызволение сына, занимавшегося нужным делом – это был такой должок Москвы перед Уссом. Увольнять человека с такой историей близкого родственника было бы некрасиво, несвоевременно и в чём-то даже несправедливо. Теперь этот вопрос закрыт. И его смело проводили в отставку, которой и он, благодаря приключениям сына, теперь может не бояться", – описал ситуацию знающий Усса человек в одной из крупных российских госкомпаний.