В тюменском Музейном комплексе им. И. Я. Словцова открылась выставка "Детский музей истории русской открытки". На выставке представлено 1200 почтовых карточек, выпущенных до революции и во времена СССР. Большая часть посвящена теме детства. Рассматривая открытки, взрослые вспоминают свои юные годы, а дети узнают, каким было детство у их пап и мам, дедушек и бабушек.
– Экспозиция разделена на шесть разделов: "Мир сказки", "Дети России", "Дети СССР", "Праздники", "Космос" и "Русская старина", – рассказывает Лев Боярский, старший научный сотрудник Музейного комплекса им. И. Я. Словцова. – Самые ценные экспонаты – подлинные фотооткрытки начала XX века с изображениями членов царской семьи – императора Николая II, наследника престола цесаревича Алексея.
Эта коллекция появилась в тюменском музее в 2017 году.
– В начале 2016 года Союз филокартистов России и издательский дома "Крепостновъ" вышли с идеей создания просветительского проекта – "Детский МИР (Музей истории русской) открытки". С июня по сентябрь того же года "Детский МИР открытки" экспонировался в Центральном доме художника в Москве. Он стал самой масштабной филокартической экспозицией за всю историю коллекционирования почтовых карточек. Были представлены 3,5 тысячи открыток, – продолжает Лев Боярский. – А в октябре 2017 года "Детский музей истории русской открытки" был передан на постоянное хранение к нам в Тюмень, в Музейный комплекс им. И. Я. Словцова. Коллекцию в количестве 2800 предметов пожертвовала организация-меценат.
Филокартия зародилась в конце XIX века, когда почтовые открытки начали выпускать массово, большими тиражами.
– В конце XIX – начале XX веков возникли первые организации филокартистов. Стали издаваться тематические журналы и каталоги. С тех пор мода на коллекционирование не прекращалась никогда. Собирательство открыток было достаточно популярно в советское время и остается популярным и в наши дни. Сейчас они активно продаются и покупаются на интернет-аукционах, – говорит Лев Боярский.
Особенно популярны на заре филокартии были открытки художницы Елизаветы Бём. Они пользовались поистине всенародной любовью: их коллекционировали даже в семье Николая II.
– Открытки работы Елизаветы Бём действительно можно было встретить и в крестьянской избе, и в императорском дворце. Выполненные в народном ключе, образы ее открыток близки по духу любому русскому человеку. А уютные семейные сценки и образы детей апеллируют к воспоминаниям взрослых людей о детстве. Учитывая, что художница смотрела на мир сентиментальным, "женским" взглядом, предположу, что собирательницами открыток Бём также были преимущественно женщины, – считает Лев Боярский.
Художница работала акварелью и создала свой неповторимый стиль: дети в русских национальных костюмах – выражение их лиц как правило не по-детски задумчиво и серьезно, и эффект от этого контраста усиливается поговорками – опять же отнюдь не детскими: "Маленькая рыбка лучше большого таракана", "Станем гадать: как бы девку замуж отдать", "Купим себе деревеньку, да заживем помаленьку", "Выпьем чайку, позабудем тоску", "Милости прошу к нашему шалашу", "И в Сибири люди живут, да хлеб жуют", – открытки Бём настоящая энциклопедия русского фольклора. В общей сложности художница создала около 300 открыток с оригинальными сюжетами.
– На выставке представлено 150 открыток авторства Елизаветы Бём. Можно увидеть работы из серий "Иллюстрированная Азбука", "Открытки к праздникам", "Пословицы", "Загадки", "Народности России" и других, – уточняет Лев Боярский.
Моделей для своих сюжетов Елизавета Бём находила в родовом имении в Ярославской губернии, где проводила каждое лето. Приятельница и первый биограф художницы Софья Лаврентьева рассказывала, что Бём основательно готовилась к каждой поездке, заранее закупая целый ворох подарков для крестьянских детей. В деревне "барыня, одарив всех, принималась за срисовывание своих маленьких друзей, во всех видах и положениях, чего они не избегали, но охотно позировали... "
Дети очень любили Елизавету Меркурьевну, но выговорить ее имя и отчество не могли, поэтому называли по немецкой фамилии мужа – Бёмихой. Однако непросто было найти более русские по своей сути образы, чем те, что создавала Бёмиха. Она настолько любила свою родину, что отказалась от эксклюзивного договора с французским издательством, чтобы ее работы продолжали печатать в России.
– В иллюстрированном каталоге работ Елизаветы Бём, изданном издательским домом "Крепостновъ" в 2012 году, приводится цитата Софьи Лаврентьевой: "В последние годы Е. М. получала массу заказов на карточки из Парижа. Один издатель даже сделал ей предложение, чтобы она работала исключительно на него, но, несмотря на чрезвычайно выгодные условия, Е. М. не захотела так рабски связывать себя... Разорвать связь с русскими издателями ей, как истинной патриотке, было не по душе". По-видимому, речь идет о Илье Лапине, русском издателе, жившем в Париже. В начале XX века он издал небольшой тираж открыток Бём, – говорит Лев Боярский.
Елизавета Бём скончалась за три дня до начала Первой мировой войны, и с ее смертью закончилась целая эпоха в истории русской открытки. Но созданный художницей стиль продолжил жить.
– Елизавета Бём была одним из основоположников русской иллюстрированной открытки, и у нее появилось масса подражателей, – рассказывает Лев Боярский. – На нашей выставке можно увидеть целые серии открыток, выполненных в похожей манере в начале XX века. Это 15 рождественских и пасхальных открыток Елены Лебедевой-Анохиной, 38 открыток из серии "Дети на войне" Александра Лаврова, а также все 10 открыток серии "Дети-политики" Владимира Табурина.
Социал-революционер и социал-демократ, кадет и трудовик, большевик и меньшевик, капиталист и буржуй, бундист, умеренный и анархист – в серии "Дети-политики" Табурин охватил все типажи революционной России, изобразив малышей в хорошо узнаваемых тогда образах.
Однако наибольшую популярность Табурин получил, создавая открытки в стиле Елизаветы Бём. Первая известная серия его работы была выпущена по заказу компании "Зингер" в 1905 году. Она называлась "Русские пословицы в лицах" и состояла из шести штук: "Не красен обед пирогами, а красен едоками", "Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь", "Хорош Мартын, когда есть алтын. Худ Роман, когда пуст карман", "Не рой ямы другому, сам в нее упадешь", "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь", "Для милого дружка и сережка из ушка".
– Серия "Пословицы в лицах", нарисованная для фирмы "Зингер", на выставке не представлена. Однако открытки из этой серии хранятся в фондах Музейного комплекса им. И. Я. Словцова. Они появились у нас еще до "Детского МИРа", – уточняет Лев Боярский. – На выставке представлены военные открытки Владимира Табурина 1914–1916 годов: "Ни с небом, ни с ветром не дружись...", "В тесноте, да не в обиде", а также уже упомянутая серия "Дети-политики" 1917 года.
Почтовые карточки олицетворяют историю, которую в самом буквальном смысле можно потрогать руками. Выставка будет работать весь 2021 год.