Жены, дочери и матери мобилизованных из Тюменской области и ЯНАО записали видеообращение к властям: они жалуются, что их мужчин бросают на первую линию обороны без какой-либо огневой поддержки, не начисляют дополнительные выплаты за выполнение таких боевых заданий, а приставленные к ним командиры так называемой "ДНР" называют их "пушечным мясом". Сами мобилизованные тем временем просят "всех неравнодушных" скинуться на шлемы, средства защиты и дроны.
В тесную комнату с казенным интерьером, на стенах которой развешаны портреты военачальников, набились женщины. Лица уставшие, встревоженные, мрачные. Они окружили огромный стол и слушают, как одна из них зачитывает коллективное обращение. Она не уточняет, к кому обращается: очевидно, просьба адресована кому угодно – кто будет в силах помочь.
"...фактически батальон расформирован, однако это не мешает командованию "ДНР" отправлять наших бойцов на боевые выходы на первую линию обороны. Без проводников, поддержки артиллерии, военной техники и какой-либо другой поддержки в целом... при каждом таком выходе наш батальон получает потери – раненые и погибшие. Почему наши мужчины должны выживать в таких условиях? Если изначально мобилизованные должны находиться исключительно в зоне территориальной обороны... Приказы отдаются командованием "ДНР", которые не ценят жизни наших бойцов: "Вы – пушечное мясо, на ваше место придут другие..."
Мобилизованных из Тюменской области и ЯНАО еще в начале января отправили воевать, объединив в батальон "Росомаха". Обещали, что они будут задействованы в территориальной обороне на подконтрольных России участках. Однако уже в конце февраля бойцы из "Росомахи" опубликовали видеообращение в военную прокуратуру, в котором жаловались на то, что их подразделение фактически раздробили, присоединив их к частям "ДНР" и поменяв мобилизованным военно-учетные специальности без их ведома и согласия.
"Их в живых почти не осталось, каждый день забирают по 1–2 и не возвращают", – говорят родственницы мобилизованных.
"Раскидали по частям и увозят неизвестно куда"
Вечером 3 января 2023 года эшелон с мобилизованными из Ямальского округа и Тюменской области уходил с железнодорожного вокзала в Тюмени. В зону "СВО" спецбатальон "Росомаха" провожали торжественно – заглушая плач провожающих, речи говорили губернатор Тюменской области Александр Моор и замгубернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Александр Мажаров.
"Эти бойцы находились на полигоне ТВВИКУ (Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. – С.Р.) с начала октября, сегодня отправка. Среди них – пермяки, тюменцы, но в основном ямальцы, всех распределили по четырем вагонам, – объявил Мажаров. – Каждому военнослужащему вручили памятные монеты, как было в предыдущие отправки. Они являются символом возвращения домой, еще каждому военнослужащему вручили письма, открытки и гуманитарную помощь".
"Гордимся вами! Мы окажем вам всю необходимую помощь и поддержку, мы позаботимся о ваших семьях. Я от души желаю вам солдатской удачи, веры в себя, веры в боевых товарищей и скорейшего возвращения домой. Мы ждем вас с победой!" – обращался к мобилизованным тюменский губернатор Моор.
Через два месяца солдаты из этого эшелона записали первое видео, в котором заявили, что все обещания "о поддержке и службе в теробороне" оказались ложью.
"Мобилизованы из Тюменской области осенью, зачислены в ямальский батальон "Росомаха", 5–6 месяцев проходили обучение согласно должностям. По приезде в Украину наша 4-я рота была раскидана по частям "ДНР". На наши жалобы ямальскому военкому и в Минобороны отвечают: "У вас теперь новые командиры – обращайтесь к ним!" – говорят на записи от конца февраля мобилизованные из фактически недействующего батальона "Росомаха". – Мы были "на красной ленте" (на первой линии фронта. – С.Р.). Нас расформировывают каждый день и увозят из батальона по 2–3 человека неизвестно куда. Просим проверку!"
Затем заявление властям округа и в военную прокуратуру подали уже жены мобилизованных.
– Мы писали, что их бросают вперед, прикрываясь как щитами, профессиональные военные. Что это незаконно, и их вообще там быть не должно. Ответ пришел отпиской, мол, расформировывать батальон не будут, – говорит жена мобилизованного из Нового Уренгоя Оксана Т.
Спустя несколько дней власти Ямальского округа публично заявили, что ямальский батальон "Росомаха" расформировывать не будут, а значит, у мобилизованных нет повода для жалоб.
"Ямальский батальон "Росомаха", из-за которого били тревогу жены военнослужащих, в зоне спецоперации расформировывать не будут, – такой ответ чиновников из окружного департамента гражданской защиты и пожарной безопасности опубликовал в начале марта провластный ресурс ura.ru. – По решению вышестоящего командования, личным составом частично усиливают другие подразделения в зоне СВО".
Авторы той публикации подкрепили заявление чиновников комментарием якобы одной из жен мобилизованных. В тексте она названа просто Мариной, без фамилии: "Муж сказал, что за несколько выходов с опытными бойцами они очень много чему научились. Его все устраивает в нынешнем положении. Разговоров о расформировании больше нет".
"Все вранье!"
Родственники тех мобилизованных из "Росомахи", кто записывал обращения к властям, заявили Сибирь.Реалии, что понятия не имеют, кого цитируют власти от их имени, – у них претензии не только остались, но и усилились. Живых и невредимых бойцов "Росомахи", по их словам, за 4,5 месяца осталось меньше половины.
– Мы, настоящие жены мобилизованных, до сих пор не можем ни до кого достучатся, хотя уже май. Нашими мужьями, братьями, сыновьями усиливают самые опасные позиции. Оттуда каждую неделю минимум одна потеря, а то и три! От батальона уже ничего не осталось. И нас никто не слышит!! – возмущается Оксана Т.
Ее слова подтверждают еще пятеро жительниц Ямала из Уренгоя, Ноябрьска, Медногорска и тюменского Тобольска.
– Сплошное вранье [в сообщении правительства ЯНАО]! Никого и ничего там не устраивает. Ни ребят, ни нас – матерей, отцов, жен. И никто нас не слышит [из правительства] и слышать не хочет. Есть погибшие и очень много раненых ребят. Все, кто должен помогать, просто отмалчиваются, – Ирина Акилова из Уренгоя во время разговора едва сдерживается, чтобы не расплакаться.
– Мне очень интересно, какой боец сказал, что его все устраивает в нынешней ситуации?! – спрашивает Наталья Коропова из Ноябрьска. – Это неправда! Никого там ничего не устраивает! Мы, жены бойцов из этого батальона, можем это подтвердить!
По ее словам, каждую неделю ее "чудом оставшийся в живых" муж говорит об очередном погибшем из батальона "Росомаха".
– Один погибший – это минимум! Очень-очень много потерь! Постоянно красная линия – бросают вперед. И в лицо им говорят: "Вас не жаль. На ваше место придут другие. Вы просто мясо!" – говорит Наталья. – Хотя изначально власти заявляли, что мобилизованные будут в зоне территориальной обороны. Думаете, они иначе бы пошли? Без подготовки, вне какой-то формы физической, мой даже ремонт-то не делал дома – все время маялся поясницей. И этого бухгалтера бросают на штурм, с одним несчастным автоматом, без прикрытия, без поддержки. Они даже местность не знают, а "ДНРовцы", которые, вообще-то, и профессиональные военные, и почти местные – они туда не лезут. Они выкинут партию "мобиков" из учителей, юристов и водил – а сами в кусты. И ржут еще, мол, "воюйте, бойцы". Поэтому и потери такие. Их жизни там никому не важны. Тысяча туда, сотня тысяч сюда.
Другая родственница мобилизованного в "Росомаху", Анна из Тобольска, говорит, что с января военные не были ни разу в отпуске, который положен им каждые три месяца.
– Несоблюдение таких "мелочей", как отпуск или начисление за каждый выход на первую линию фронта, на штурм, – я просто молчу. На фоне массовых смертей это просто семечки. Мой двоюродный брат говорит, что лучшей "зарплатой" ему будет выбраться из этой мясорубки. "По одному уводят и не возвращают, гибнем, как мухи" – вот так. Мы с девочками примерно посчитали по новостям о похоронах и по сообщениям от других жен, матерей – около 240 раненых! Из "Росомахи". 20 человек погибших – 100% и еще десятки – в непонятном статусе, потому что тела не всех солдат вывезли с поля боя и точное число раненых и погибших неизвестно. Какое там СВО – настоящая бойня! – считает Анна.
Батальон, по словам родных мобилизованных, формально не расформировывают, но четвертый месяц дробят и доукомплектовывают ими другие воинские части под руководством командования из так называемой "ДНР".
Собеседницы Сибирь.Реалии добавляют, что многих взяли в плен, и родные тех, кто числится пропавшим без вести, надеются, что именно их родственник не убит, а находится в плену.
– Сегодня стало известно, что нас сосед из Нового Уренгоя и еще человек 10 из той роты, куда его "приписали на время" из "Росомахи", – взяты в плен. Нашли видеообращение от украинцев родственники. Конечно, волнуются за него, но все же для них так спокойнее, чем знать, что он погиб или завтра погибнет, когда кинут на штурм с голыми руками, – говорит Анастасия из Нового Уренгоя.
"Погибшие из "Росомахи"
Только в мае в местных СМИ появилось несколько сообщений о гибели бойцов из "Росомахи". 6 мая в Медногорске похоронили 28-летнего Марата Биккинина, 16 мая в Ноябрьске – 30-летнего Рустама Ташрипова и 37-летнего Евгения Сторожева.
Торжественную речь на похоронах в Ноябрьске произносил мэр города Алексей Романов; из Салехарда, столицы ЯНАО, никто не приехал. Романов отметил, что Ташрипов якобы погиб, вытаскивая с поля боя раненых сослуживцев.
"Скорбный день для Ноябрьска: сегодня город прощался с нашими воинами-защитниками. Тяжело, когда уходят молодые, сильные люди. Наши парни – настоящие герои, которые навсегда останутся в наших сердцах! Наш долг быть достойными этой памяти, поддержать родных Рустама Ташрипова и Евгения Сторожева, которым сейчас очень тяжело, – написал мэр на своей странице. – Рустам Ташпиров был известным в Ноябрьске спортсменом. Он вместе с Евгением Сторожевым отправились в зону боевых действий в начале января 2023 года. Оба погибли при выполнении воинского долга".
Мать Рустама Людмила Ташрипова долго отказывалась говорить о сыне, но потом ответила: "Да, погиб, через четыре месяца после начала службы".
– Рустам мой герой, конечно. Но врут ведь. Он не вытаскивал никого, не было там такой возможности. Он сам говорил, что если ранят, мол, то считай – все, там и останусь. Потому что нет ни техники, ни времени, и командование (там у них почему-то "ДНР" ими командовало, я не поняла почему) не разрешает возвращаться за своими, – говорит Людмила. – Еще говорил, что тяжко очень, уж мой-то такой сильный был, а все равно.
Между тем бойцы из "Росомахи" опубликовали новое видеообращение. На сей раз они просят "всех неравнодушных", в частности руководство предприятий ЯНАО, "сплотить усилия единым фронтом" и "оказать помощь в закупке дорогостоящего оборудования, без которого противник просто расстреливает нас, как в тире, и мы несем невосполнимые потери среди личного состава". Боец, зачитывающий видеообращение, перечисляет, на что именно следует скинуться "всем неравнодушным". Из этого списка можно сделать вывод, что "Росомаха" не обеспечена даже элементарным – в нем системы радиоэлектронной борьбы, квадрокоптеры, противодроновые ружья, дроны-камикадзе, "качественные легкие средства индивидуальной защиты", бронеэлементы, шлемы и так далее.