Ссылки для упрощенного доступа

"Как низко пало государство". Заключенные поддержали жертв изнасилований


 Заключенные
Заключенные

В российских колониях и изоляторах активно распространяется "воровское письменное обращение", авторы которого призывают не понижать в иерархии жертв пыток, которые подверглись изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, которые с ними сотрудничают. Накануне подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Большинство опрошенных редакцией Сибирь.Реалии заключенных, бывших и нынешних, считает, что этот "прогон", написанный от руки, сделает бессмысленными унижения осужденных, которым их подвергают, чтобы "выбить" признания в чужих преступлениях.

Адвокаты предполагают, что в итоге этот призыв приведет к тому, что количество изнасилований и унижений будет постепенно сокращаться.

"Не делайте из себя демонов"

Рукописный "воровской прогон", составленный от имени "массы воров", сообщает, что изнасилованных разработчиками и сотрудниками ведомств заключенных "нельзя унижать" и переводить в самую низкую категорию в среде осужденных. Тех, кто уже стал жертвой пыток, арестанты призывают не "прогибаться" под ФСИН и не "ломать других зэков".

Письмо, распространяемое в российских ИК и СИЗО
Письмо, распространяемое в российских ИК и СИЗО

"Говорим вам, что людей, которых по мусорскому беспределу и пыток, насиловали и унижали швабрами и дубинками, не являются обиженными, они так же полноценно могут жить в общей массе мужиками, ровно тех, кого облили мочой. А тех, кого коснулись [членом], мы воры не говорим вам есть и пить с одной посуды, но и отверженными их делать не надо, и нельзя их приравнивать к петухам. Они могут находится в массе. Унижать и глумиться над ними, это не людское, ибо по-человечески им можно только сочувствовать", – говорится в послании.

По словам члена Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) и Совета по правам человека (СПЧ) Евы Меркачевой, она видела это письмо еще неделю назад. Ей его прислал бывший заключенный, отбывавший долгий срок.

– Он когда-то считался близким к криминальному миру, так что этому источнику можно доверять. Поэтому в подлинности письма я не сомневаюсь, но есть в нем и некоторые странности. Как правило, такие "прогоны" (подобные записки сотрудники изоляторов в свое время показывали нам, правозащитникам) обычно имеют конкретного автора, стоят подписи в конце. А этот распространяется от имени "Массы Воров", – говорит Меркачева. – А тут на странном листе ровным красивым подчерком выведено. И формулировки, обращение – оно более человеческое, что ли, чем те, что довелось увидеть. Вероятно, потому что тема такая.

По словам одного из анонимных источников издания Baza, "прогон" был написан на "воровской сходке". Меркачева уверена, что "прогон" не является интригами самих силовиков.

– Зачем им это выдумывать? Мне кажется нелогичным такое предположение. Это, скорее, понижает их рейтинги и не выгодно силовикам. Почему у "прогона" нет конкретной подписи – это могу понять. Потому что каждый, кто подпишется, фактически ставит себя под угрозу быть обвиненным за лидерство в организованном преступном сообществе. Подставить себя прямо под новую 210-ю [статью], – считает Меркачева.

Еще два региональных правозащитника подтвердили редакции Сибирь.Реалии, что их подзащитные из числа заключенных говорили им о появлении этого письма в колониях Иркутской и Томской областей на прошлой неделе.

– Рассказали, что ходит такая бумага по ИК. Что достоверно известно, мол, ее писали "авторитетные арестанты", значит, большая часть заключенных будет выполнять. Многие восприняли эту новость позитивно. Верят, что это действительно повлияет на отношение к жертвам садистов. А значит, если униженного положения у пострадавших не будет, логично предположить, что и сами пытки постепенно будут сходить на нет. Не думаю, что сразу. Потому что конвейер давно работает, по инерции еще будут пыточными методами пытаться давить на заключенных. А если прежней силы подобные угрозы "опустить", "сделать петухом" иметь не будут, то количество пыток и унижений само собой уменьшится, – считает иркутский адвокат Платон Ананьев.

В соседнем Забайкалье заключенный Виталий (он сначала был помещен в ангарскую ИК-15, после протеста отбывает срок в одной из колоний Забайкальского края) сообщил, что "прогон" до них еще не дошел.

– До нас всегда с опозданием доходит, так что, может, еще будет. Плюс я сижу там, где отбывают наказание не по тяжким статьям. Может, в этом причина. Фальсификаций хватает, но пытки здесь редкость, – говорит Виталий.

Еще двое заключенных из колоний Приангарья подтвердили, что в местных ИК о "прогоне" уже знают.

– Неделю "ходит". Удивились? Ну да, раньше же ничего подобного не было. Хотя кто не знал о пытках? Все знали. Повлияет или нет, покажет время. Но арестанты обычно внимательно прислушиваются к подобным вещам. Особенно если бывалые, сидят давно. Другое дело, как эти изменения на другой стороне [ФСИН] скажутся, – говорит один из заключенных ИК Приангарья на условиях анонимности.

"Надежда есть"

Правозащитники считают, что подобный "прогон" действительно может привести к тому, что в тюремной системе России произойдут "необратимые позитивные изменения", а пыточные конвейеры ФСИН станут бессмысленными.

Святослав Хроменков
Святослав Хроменков

– Не хотелось бы лишний раз упоминать субкультуру АУЕ или тем более как-то положительно отзываться о ней. Но надо заметить, что многие осужденные прислушиваются к тому, что декларируют ее представители. Так сложилась система в России, годами складывалась-десятилетиями. Как ни хотелось бы, игнорировать это не получится. Так что действительно подобное послание может привести к тому, что в низшую касту жертвы пыток, насилия со стороны сотрудников и их приспешников переходить не будут. С ними продолжат обращаться на равных. Жаль, что к этой, по сути, норме приведет не закон Российской Федерации и уголовно-исполнительная система, а нечто противоположное, – рассуждает юрист правозащитного проекта "Сибирь без пыток" Святослав Хроменков. – Для того, чтобы российское законодательство действительно справилось с самим феноменом пыток в системе ФСИН, одними поправками в законы не обойтись. Хотя они тоже, безусловно, необходимы. Во-первых, в законе должно появиться само понятие "пытки". А то сейчас за них судят по уголовной статье о превышении полномочий – по 286-й. По ней же, к примеру, судят проворовавшегося чиновника. Разве это нормально, справедливо, что мошенника-мэра и ФСИНовца, пытавшего человека, судят по одной статье?! Это нужно менять. Но одного законотворчества мало. Требуется также менять подход к собственно расследованию, чтобы варианта добиваться признательных показаний через пытки у следователей просто не было. Чтобы они "работали головой", а не швабрами и кипятильниками. Чтобы доказательную базу собирали, а не строили дело на одном признании.

С коллегой согласны правозащитники из других регионов России, "прославившихся" жалобами на пытки заключенных.

– Уверена, частично это "послание" приведет к снижению пыток и истязаний в системе ФСИН. Почему "воровской прогон" даст тот эффект, которого не дает российское законодательство и пенитенциарная система? У меня тот же вопрос, на который ответа не имею. Действительно, почему "воровской" закон в России важнее? – возмущается тувинская правозащитница Чечена Темир-оол.

Российские политологи также склоняются к тому, что "прогон" в итоге приведет если не к исчезновению "пыточного конвейера", то к значительному сокращению числа его будущих жертв.

"That moment when "воровской прогон" (что бы это ни значило) содержит больше здравого смысла, гуманизма и внутренней логики, чем большая часть письменной и устной продукции, выдаваемой государственно-бюрократическими объектами моего исследовательского внимания. У "массы воров" (так называется авторский коллектив) с грамматикой какие-то свои отношения, но, по крайней мере, в словах есть смысл и есть осознание меняющихся этических норм. Цитировать этот документ не буду (Ева говорит, что он подлинный – значит, так оно и есть), но к призыву "не делайте из себя демонов" не могу не присоединиться", – прокомментировала в своем телеграм-канале политолог Екатерина Шульман.

Аббас Галлямов
Аббас Галлямов

Политолог Аббас Галлямов выразился по теме более прямолинейно.

– СМИ пишут, что по тюрьмам пошёл так называемый "прогон" от воров в законе, которые постановили не считать изнасилованных тюремщиками заключённых "опущенными". Яркая история, демонстрирующая, как низко пало государство. Уже даже преступники оказываются более порядочными, – резюмировал политолог.

Архив пыток. Часть вторая

В тот же день, когда "воровское послание" вышло на уровень федеральных СМИ, правозащитники проекта Gulagu.net объявили о получении второй части ведомственного архива ФСИН с записями пыток заключенных со стороны сотрудников системы и осужденных-активистов. По словам основателя проекта Владимира Осечкина, речь идет об учреждениях ФСИН в Забайкалье, Красноярском и Приморском краях – записи сделаны в 2016–2019 годах. Объем архива составил 200 Гб.

Впервые о передаче секретного архива видео из учреждений ФСИН одним из бывших заключенных Gulagu.net сообщил в октябре. Тогда правозащитники сообщили, что с серверов службы удалось скопировать 40 гигабайтов видео и фото, сделанных тюремными камерами наблюдения – на них зафиксированы пытки, избиения и акты изнасилования в отношении заключенных.

После публикации части видео Следственный комитет по Саратовской области возбудил несколько уголовных дел по фактам применения насилия к осужденным, а начальник саратовского УФСИН Алексей Федотов ушел в отставку. Позже Владимир Путин отправил в отставку главу ФСИН России Александра Калашникова.

Протест заключенных в ИК-15, Ангарск в апреле 2020 года
Протест заключенных в ИК-15, Ангарск в апреле 2020 года

В Иркутской области чуть раньше также было заведено несколько уголовных дел о превышении полномочий сотрудниками ФСИН и об изнасиловании заключенных в местных ИК и СИЗО после волнений в ангарской колонии №15. Дела возбудили после того, как пострадавших осужденных госпитализировали, некоторые из них после изнасилования остались инвалидами. Однако спустя несколько месяцев Следственный комитет решил остановить расследование. Глава ФСИН Иркутской области Леонид Сагалаков, которого многие заключенные обвиняли в угрозах сексуальным насилием, что спровоцировало протест в ИК-15, вопреки прогнозами, не был снят с должности – напротив, в начале декабря президент РФ Владимир Путин повысил его, присвоив звание генерал-майора.

XS
SM
MD
LG