Ссылки для упрощенного доступа

"Голова как чугунная, все лицо опухло". Полицейские избили женщину за громкую музыку


Наручники (иллюстративное фото)
Наручники (иллюстративное фото)

В городе Усолье-Сибирское Иркутской области, где в июле трое полицейских были осуждены за пытки многодетной матери в отделении, очередное заявление о нападение полицейских на жителей. Два экипажа приехали в дачное товарищество якобы на вызов о громкой музыке, избили Ларису Зиновьеву и ее мужа в собственном доме и насильно увезли пострадавшую в отдел полиции "на освидетельствование".

"Заломали руки – правую поднять не могу"

Каждое лето Лариса и Игорь Зиновьевы переезжают из города на дачу в товарищество "Автомобилист" под Усольем. Соседи их давно знают, говорят, что люди "вежливые и положительные".

Лариса и Игорь Зиновьевы до избиения
Лариса и Игорь Зиновьевы до избиения

– Мы уже давно знакомы. Знаю, что Лариса работает в онкологическом центре санитаром. Они с мужем всегда здороваются, вежливые, никаких конфликтов со мной или другими соседями никогда не было. О таких обычно говорят "положительные". А вчера, я так поняла, новой соседке не понравилось, что к ним гости пришли, музыку слушали. Я тоже живу рядом – музыку вечером даже не слышала, зато вечером 14 августа услышала ужасные крики Ларисы. В чем была выбежала и увидела, что ее бьют кулаками и тащат из ее собственных ворот мужчины в форме ДПС. У их дачи стоят две машины, в огороде полно людей в форме. Я аж перепугалась – что за план "Перехват" в нашем садоводстве?! Подбежала – кричу: "Почему женщину бьете? Она не сопротивляется! Отпустите!" Ноль реакции. К сожалению, в нашем городе такое поведение полицейских не удивляет, поэтому я и не думала, что это Лариса в чем-то виновата. Я просто видела, что силы были явно неравны, поэтому попыталась ее защитить, встать перед ней – тогда мне в глаз один из полицейских и врезал. Голова до сих пор как чугунная, все лицо опухло. И Ларисе мне не удалось помочь – они ее впихнули в машину и увезли, – вспоминает соседка Зиновьевых Наталья Авенченко. – Я в шоке – к ее мужу, Игорю. А он тоже избит.

По словам Ларисы и Игоря Зиновьевых, два экипажа ДПС появились в садоводстве после угроз новой соседки "позвонить зятю, начальнику полиции Усолья".

Травмы жительницы Усолья Ларисы Зиновьевой
Травмы жительницы Усолья Ларисы Зиновьевой

– Уж не знаю, кто ее зять. Но факт – после нашего разговора и приехали машины ДПС. Я не сразу поняла, по какому поводу, потому что мне казалось, конфликт исчерпан: наши гости уехали, музыку в доме мы сразу сделали тише, а вскоре и вовсе выключили. Поэтому я, не ожидая плохого, вышла на стук в калитку. Когда сотрудники ДПС сказали, что есть жалоба на музыку, сказала: "Вы же слышите – нет музыки. Но раз вам надо отреагировать, давайте подпишу бумаги". Трое из них прошли со мной в дом, я подписала документ о том, что ознакомлена с жалобой. Нет, копию мне не оставили, а я не догадалась спросить. Они ушли. И вдруг, десяти минут не прошло, – вломились обратно и поволокли меня за ограду. Я была в ужасе и от факта – меня выносят из собственного дома, не объясняя, зачем, и от того, что у людей, с которыми мы только что нормально говорили, – будто забрало упало: "Вы едете с нами на медосвидетельствование, будем фиксировать содержание алкоголя в крови, отказ не принимается!" Это же противозаконно! После того, как я сказала, что на освидетельствование не поеду, потому что для этого "не вижу причин", так как нахожусь у себя дома и общественный порядок не нарушаю, полицейские оттолкнули мужа, скрутили меня и вдвоем понесли к служебной машине.

В этот момент на помощь и прибежала соседка.

Травмы жительницы Усолья Ларисы Зиновьевой
Травмы жительницы Усолья Ларисы Зиновьевой

– У калитки они ударили подбежавшую Наталью – уж насколько побита сама была, а смачный удар по ее лицу услышала. И очень испугалась: Наталью от удара откинуло на забор, показалось, она даже сознание потеряла. Я тогда дернулась – мне еще раз по голове кулаком, – вспоминает Лариса. – Было ощущение, что это не со мной, что я в каком-то страшном фильме. Представьте: вы сидите дома, туда вламываются полицейские и начинают силком увозить, не отвечая, на каком основании?! По какому праву вообще служба ГИБДД это делает? И почему с ними в машине приехал (это в дороге выяснилось) сотрудник Следственного комитета? Эти нестыковки мне только на следующий день стали очевидны – пока ехала, в голове была мысль: "Я вообще оттуда вернусь?" В итоге меня отпустили из отдела только утром и в таком состоянии, что одна дорога была – в больницу: из-за того, что заламывали руки, правая рука сейчас не поднимается, все тело и лицо в гематомах и синяках. На работу в итоге не смогла пойти. И мужа врач отправил на больничный – есть подозрения на травмы внутренних органов.

16 августа Зиновьевы заявили в Следственный комитет о превышении полицейскими Усолья должностных полномочий с применением спецсредств (ст.286 ч.3 УК РФ). В Следкоме взяли направление на судмедэкспертизу и сняли побои.

По словам правозащитника Павла Глущенко, помогавшего пострадавшим оформить заявление, сотрудники ДПС и следователь СК в принципе не должны выезжать на подобные вызовы. Почему они оказались у дачи Зиновьевых, ведомство официально не комментирует.

– В этой истории странность на странности. Если в полицию поступила жалоба на громкую музыку – почему приезжает ДПС? Почему с ними в машине едет следователь СК? Неофициальные источники присутствие следователя при этом происшествии мне подтвердили, а вот официально – ответов нет, еще идет проверка. Очень похоже на какую-то личную неформальную просьбу "приструнить или попугать", потому что по правилам подобные жалобы полиция таким образом, конечно же, не отрабатывает, – говорит Глущенко. – Кроме того, Ларисе в отделе не выдали никаких документов, ни копии протокола, ни опроса. Протокол о задержании вообще не был составлен, как будто ее никто никуда не увозил.

Глущенко сам стал правозащитником только пять лет назад, когда усольские полицейские обманом привезли в отдел его жену, Марину Рузаеву, в качестве свидетеля и начали пытать электрошокером, выбивая признание в убийстве соседа.

– Я думал, что наше резонансное дело оборотней в погонах напугает и притормозит, все-таки по 3,5-4 лет садистам в погонах дали, но, как видим, нет. Наверное, одним показательным судом их не остановить, – говорит Глущенко. – Это ведь не первый случай избиения полицией за август, буквально на той неделе был парень, избитый росгвардейцем на улице за отказ понятым-свидетелем быть. И каждый месяц похожие случаи, но многие в процессе отказываются от намерения наказать напавших силовиков – ведь, чтобы добиться честного расследования и суда, у людей уходит по несколько лет (у нас с Мариной больше 5 лет ушло). А сколько ещё тех, кто даже до нас, правозащитников, не дошёл, промолчал?

Получить комментарий соседки, угрожавшей Зиновьевой, редакции не удалось – по телефону она не ответила, позже его отключила.

– А что она скажет – "подставила своего родственника", что ли? Тут вопрос же не к этой соседке, а к полицейским, избившим женщин, – говорит Глущенко.

"В сводках не значится"

В отделении пропаганды УГИБДД по Иркутской области редакции Сибирь.Реалии сообщили, что о подобном инциденте вообще не знают.

– Почему вы называете их пострадавшими – еще же неясно, какие травмы и кто им нанес? – говорит начальник отделения Александр Васянкин. – В сводках ничего подобного не значится. Возможно, еще не поступило. Вспомнил! Есть письменный запрос вашей редакции: ну, значит, ждите ответ – в 30-дневный срок обязательно пришлем.

В УГИБДД по Усолью отрицать инцидент в дачном товариществе не стали, но пояснили, что комментировать его может только исполняющий обязанности управления.

– У нас в городе новый глава инспекции, сейчас он после смены отсыпается, так что перевести звонок на его рабочий не могу. Нет, никто другой комментировать не может, – сообщили редакции в отделении пропаганды ОГИБДД МО МВД "Усольский".

Начальник пресс-службы Следственного комитета по Иркутской области Карина Головачева сообщила, что по заявлению правозащитников и итогам мониторинга соцсетей Следком начал проверку жалобы о нападении инспекции ДПС на жителей Усолья, но информации для детального комментария пока нет.

– Мы сейчас выясняем, что там произошло на самом деле. Пока не могу сообщить, что был за вызов и кто именно туда выезжал, – заключила Головачева.

XS
SM
MD
LG