В ночь с 1-е на 2-е июля в Москве скончался 54-летний новосибирский ученый-физик Дмитрий Колкер. У него была терминальная стадия рака поджелудочной железы, но, несмотря на это, Советский районный суд Новосибирска отправил его на два месяца в СИЗО "Лефортово". Колкера поместили туда по подозрению в госизмене за два дня до смерти.
2 июля брат Дмитрия Колкера написал жалобу в ФСБ на противоправные действия сотрудников служб, в котором указывал, что рейс в Москву мог стать смертельным для физика. На момент написания жалобы физик был уже мертв.
Родственников о гибели Дмитрия Борисовича известили официальной телеграммой. "Сообщаем, что содержащийся в ФКУ СИЗО-2 ФСИН России Колкер Дмитрий Борисович, 1968 года рождения, 2 июля доставлен в ГКБ №29, где в 2:40 скончался", – говорится в сообщении.
Дети Дмитрия Колкера не могли поверить, что их отца больше нет в живых, пока не дозвонились до морга, где информацию подтвердили.
"ФСБ убила моего отца. Зная, в каком он состоянии, вытащили его из больницы. Спасибо, страна! Они даже не дали попрощаться нашей семье. Черти. Следователь Морозов, новосибирский судья и вся государственная машина, надеюсь, вы ответите за свои действия. Вам хватило два дня, чтобы убить человека, и теперь я и моя семья без отца", – написал во "ВКонтакте" сын Дмитрия Борисовича Максим Колкер.
Разговаривать с журналистами дети ученого пока отказались. Но сдаваться, по их словам, не намерены.
О возбуждении уголовного дела по этому случаю не сообщалось. Неизвестно и как Дмитрий Колкер провел последние часы своей жизни, пока родственники пытались вытащить его из СИЗО или хотя бы передать ему лекарства. Ученому не дали встретиться даже с адвокатом.
Правозащитница Марина Литвинович подчеркивает, что у суда вообще не было права арестовывать ученого в его состоянии здоровья.
"Хочется спросить судью Советского районного суда Новосибирска, чем он руководствовался, арестовав человека с 4 стадией рака до 29 августа 2022 года? Зная, что его повезут на самолете в Москву в Лефортово. Ведь онкология в 4-й стадии входит в перечень тяжелых заболеваний, при которых человека нельзя заключать под стражу!
"Гонка" следователей ФСБ за "палками", за отчетностью, когда в год нужно выдать определенное количество дел по "госизмене", "шпионажу" и приводит к тому, что к таким делам притягивают буквально "за уши", фальсифицируют, придумывают, тащат умирающих на нары, хватают учёных, блогеров, журналистов.
А тем временем госизмена – в Кремле, и пора бы уже на это обратить внимание, пока страну совсем не угробили", – написала она.
У писателя Виктора Шендеровича тот же вопрос возник к следователю:
"Вопрос: знал ли следователь, подписывавший ордер на арест Колкера, что тому осталось жить несколько дней? Ответ: знал. Вопрос: почему же он это сделал? Ответ: а вот потому и сделал! Чтобы успеть зафиксировать свою работу по разоблачению врага. А то умер бы Колкер на свободе, а премия тю-тю. А так все в порядке: успел.
Нелюди? Ну что вы. Просто такие люди".
Адвокат Дмитрий Захватов, защищающий политических активистов, был поражен уровнем жестокости, которое следствие, прокуратура и суд проявили по отношению к новосибирскому ученому.
"Теперь уже очевидно, что это было сделано специально, чтобы перед смертью доставить человеку наибольшее количество страданий. Следователь, выходивший в суд с ходатайством об избрании меры пресечения, сотрудник прокуратуры, который это ходатайство поддержал, и судья, который выносил постановление, прекрасно понимали, что человек находится при смерти, и что помещение его в СИЗО в таком состоянии сделает его агонию максимально мучительной.
Раньше они пытали для того, чтобы получить признание вины и очередную палку. Теперь они пытают просто ради того, чтобы пытать. У меня нет слов больше", – написал он.
Научный журналист и популяризатор науки Ася Казанцева считает, что в контексте нынешнего "военного" времени, ничего удивительного в произошедшем с Дмитрием Колкером нет. Просто следователи из ФСБ "играют" в чекистов, не знающих жалости к "врагам народа".
"Если раскормить огромную машину репрессий, то ей надо будет все время питаться человеческим мясом и извлекать его отовсюду. Удивительно другое: насколько все это звучит как новости из тридцатых-сороковых годов. Так вот живешь в пузыре, кажется, кругом прогресс, наука, ценность человеческой жизни. Тем временем к власти в твоей стране приходят исторические реконструкторы, и начинают возрождать седую старину, шаг за шагом, играя одновременно за всех выдающихся злодеев прошлого. И добиваются в этом больших успехов", – написала Казанцева на своей странице в фейсбуке.
Правозащитник Иван Шаблов вспоминает другие примеры "охоты на ученых", организованной сотрудниками ФСБ.
"Боялись вернуться в 90-е, а вернулись в 1930-е. Такие смерти (даже самых известных людей) в 2005-2022 стали нормой. Умер ставший фигурантом дела о гоsиzzмене учёный Виктор Кудрявцев. До сих пор мучают историка Юрия Дмитриева", – написал Шаблов. Он вспомнил также про пытки и гибель в тюремной камере инженера Валерия Пшеничного, который создал 3D-модель подводной лодки "Варшавянка", и был обвинен в хищениях, якобы имевших место при проектировании модели.
Через три недели после ареста Пшеничного нашли повешенным в камере, однако судебная экспертиза исключила версию самоубийства – на теле были такие повреждения, что он физически не смог бы повеситься сам. Пытали Пшеничного не его сокамерники: их ДНК не совпадает с той, что была найдена на предполагаемых орудиях пыток. Спустя четыре года после убийства виновных так и не нашли.
Дьякон Андрей Кураев, комментируя смерть Дмитрия Колкера, указывает, что даже в сталинские годы смертельно больных людей отпускали.
"Чистая совесть – признак плохой памяти. "Многие восстают сегодня на Отечество наше. А Отечество наше не сделало никому ничего плохого" – это из сегодняшней проповеди патриарха Кирилла. Что ж, если то "не-плохое", что с 24 февраля творит Отечество наше на Украине, вдруг станет происходить в нем самом, то это тоже будет не плохо?
А вот вчера в московском СИЗО умер задержанный накануне ФСБ Дмитрий Колкер. В этом деянии (в помещении Отечеством в СИЗО человека в терминальной стадии рака) тоже ведь нет ничего плохого?" – написал Кураев.
Советский и российский учёный-геохимик, академик РАН Юрий Костицын также считает, что заключение Колкера в СИЗО было незаконным: "Завлаб НГУ, доктор физмат наук Дмитрий Борисович Колкер арестован за "госизмену", которая заключалась в чтении нескольких лекций в 2018 году китайским студентам. Материал лекций – открытый, о чём есть акт экспертизы, но какому-то душегубу в погонах очень хотелось добавить на них ещё одну звёздочку", – написал Костицын.
Публицист Павел Шехтман: "Это не государство в общепринятом смысле слова, пусть сколь угодно жестокое и бесчеловечная тирания. Это банда беспредельщиков, которая не знает ни законов, ни понятий, вообще плюет на собственные же правила и с наслаждением их нарушает – как охранники в нацистском концлагере".
Историк и общественный деятель Игорь Эйдман: "ФСБэшники достанут вас даже на смертном одре. Не дадут спокойно умереть. Смертельно больного доктора физ-мат наук Колкера имено так достали с больничной постели и добили в тюрьме за пару дней. Кто-то ещё утверждает, что 37й год сейчас невозможен? Не только возможен, всё к нему идёт. Юридическая база для массовых репрессий уже создана. Базы данных противников режима давно собрали. Чекисты бьют копытом в ожидании сигнала сверху о начале большой охоты, разминаясь на тех несчастных, кто уже попался им в лапы".