На Восточном экономическом форуме Владимир Путин анонсировал сразу несколько мегапроектов и десяток проектов поменьше. И все они к концу XXI века должны превратить самую неосвоенную территорию России в мощный промышленный и логистический регион. Однако последствия войны не оставляют этим планам ни одного шанса на реализацию.
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм
На прошлой неделе, 5 сентября, на пленарной сессии Восточного экономического форума традиционно выступал Владимир Путин. Зашел он с утверждения о том, что центр тяжести мировой экономики стремительно смещается на Глобальный Юг и еще более глобальный Восток. А потом, подобно Великому комбинатору из известной книги про поиск зашитых в стуле сокровищ, начал рисовать завораживающие перспективы российского Дальнего Востока:
Там будут добывать все, что уже добывается
"Наши дальневосточные регионы дают прямой выход на эти растущие, перспективные рынки, позволяют преодолевать те барьеры, которые пытаются навязать всему миру некоторые западные элиты. И главное, как уже сказал, наш Дальний Восток является огромным пространством для проявления деловой инициативы, для запуска сложнейших проектов и формирования целых новых отраслей".
Из того, что за новые отрасли появятся на неосвоенной территории, Путин секрета делать не стал. Там будут добывать все, что уже добывается, а еще титан, литий и редкоземельные элементы. В регионе бурными темпами будет развиваться производство гражданских беспилотников, а заодно и полностью российских гражданских же самолетов.
Но главный "проект века" – Байкало-Амурская магистраль:
"В ближайшие восемь лет на Восточном полигоне предстоит уложить 3100 километров железнодорожного полотна. Для сравнения: столько же было уложено в рамках первого и второго этапа расширения БАМа и Трансссиба, вместе взятых, и столько же – в годы строительства БАМа, с 1974 по 1984 год. Словом, сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР, причём с огромным напряжением сил".
Если верить Путину, БАМ станет не только полностью двухпутным, но и полностью электрифицированным. И этот проект затмит собой самый масштабный мегапроект времен СССР, над которым государство рабочих и крестьян билось долгие годы.
Мало того, из Петербурга во Владивосток будет проложена автомобильная магистраль, по которой потекут из Китая грузы в европейскую часть России. Тихоокеанские города обзаведутся новыми глубоководными портами. Международные инвесторы, по его прогнозу, выстроятся в очередь, чтобы отщипнуть кусочек гигантских прибылей, которые сулит все это бурное развитие огромного региона.
С притоком внутренних мигрантов в регион дела пока обстоят не очень
Несколько портит эту благостную картинку тот факт, что на всей этой гигантской территории, которая абсолютно не освоена, живет всего 7 миллионов 866 тысяч человек. В полтора раза меньше, чем в Москве. Более того, с каждым годом этих дальневосточных жителей становится все меньше. В конце июня специально созданное министерство по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока проводило ежегодную расширенную коллегию, где прозвучал прогноз: без миграционного притока к 2030 году численность населения в регионе сократится еще на 200 тысяч человек.
А с притоком внутренних мигрантов в регион дела пока обстоят не очень. И никакой "Дальневосточный гектар", никакая суперльготная "Дальневосточная ипотека" дела не меняют. Так что совершенно непонятно, кто будет укладывать тысячи километров железнодорожного полотна и прокладывать тысячи километров современных автомобильных дорог.
Для кого будут создаваться промышленные мощности по производству всего того, что Путин мечтает там производить? И кто будет работать на уже созданных предприятиях в европейской части страны, если россияне решат воплотить в жизнь планы партии и правительства и массово отправятся осваивать неосвоенный регион?
Резервы генерации, созданные еще во времена СССР, исчерпаны
Впрочем, окончательный крест на грандиозных планах Путина уже после его выступления поставил министр энергетики Сергей Цивилев. В кулуарах Восточного экономического форума он дал интервью агентству ТАСС, в котором посетовал на недостаточное финансирование курируемой им отрасли. Резервы генерации, созданные еще во времена СССР, исчерпаны. Модернизация существующих электростанций отменена или заморожена. В результате ряд краев и областей Дальневосточного федерального округа министерство отнесло к регионам высокого риска в осенне-зимний период.
Для жителей этих краев и областей новость совсем неприятная. Особенно если вспомнить прошлый отопительный сезон, в ходе которого многие люди в самых разных уголках России встречали Рождество при свечах, кутаясь во всю теплую одежду, которая нашлась в доме. Без тепла и света сидели в новогодние праздники даже в Московском регионе.
Мечтать о полной электрификации Байкало-Амурской магистрали, конечно, можно. Можно даже провода над путями натянуть. А вот будет ли в этих проводах напряжение – вопрос.
Иностранные инвесторы ушли с многомиллиардными потерями
Самое удивительное в нынешних словах министра энергетики то, что они до боли напоминают предупреждения Анатолия Чубайса в конце 90-х годов прошлого века об износе и необходимости модернизации советских объектов энергетической инфраструктуры. Ровно для этого была затеяна реформа энергетики: разрушение естественной монополии в генерации, создание рынка мощности. Можно относиться к Чубайсу и его реформе как угодно, но факт остается фактом: рыночные механизмы работали.
Советские электростанции модернизировались, строились новые, в том числе и солнечные с ветровыми. В отрасль пришли частные инвесторы, в том числе и иностранные. Крупнейшие в мире энергетические компании перестраивали советские станции, ставили новое оборудование, в результате чего рос КПД, сокращались выбросы.
И вот началась война. Начатые проекты заморожены. Иностранные инвесторы ушли с многомиллиардными потерями. Поставки оборудования остановлены. В России такого класса энергетическое оборудование делать не умеют. Можно, конечно, попытаться везти из Китая. Но, во-первых, и там умеют далеко не все, а во-вторых, все из Китая не привезешь. Так что придется с электрификацией БАМа повременить.