Евгений Пригожин, выпуская на свободу наемников, которые еще недавно сидели в тюрьмах, на камеры радостно говорит, что это исправившиеся бойцы, которые искупили грехи на украинском фронте. Теперь это полноправные граждане, герои, которые почетно и с солидными деньгами возвращаются домой, к любимым женам и матерям, говорит Пригожин.
Источник: The Insider
Но реальность сильно отличается от нарисованной им картины, судя по чатам тех самых жен и матерей. Те, кто дождался своих мужчин из тюрьмы и с войны, рассказывают о насилии и жестокости вернувшихся. Те, кто пока не дождался, с боем выбивают наличные из "вагнеровской бухгалтерии". О гибели наемников узнают, когда выплаты прекращаются, после чего начинаются поиски могил по именам на кладбищенских крестах. Ведь, чтобы не платить похоронные, женщинам о смертях их мужчин ничего не рассказывают.
Как узнают о гибели
Чаще всего родные заключенных, завербованных в ЧВК Вагнера, узнают о их смертях не от ЧВК. Способов выяснить, живы ли родственники, несколько. Прежде всего можно обратиться за помощью в группы по поиску заключенных, воюющих против Украины. В одной из таких закрытых групп в Telegram состоят 477 человек, большинство – женщины. Зачастую они узнают о смерти родственников только тогда, когда перестают получать их зарплату. Завербованные ЧВК Вагнера мужчины перед отправкой на войну оформляют доверенность на близких, чтобы те получали выплаты вместо них. Когда наемники погибают, родственники перестают получать деньги. ЧВК при этом никому не сообщает о гибели бойца, подтверждать информацию о смерти родным приходится самостоятельно.
"После смерти должны как выплатить похоронные, так и помочь родственникам покрыть расходы на погребение. Но, судя по рассказам женщин, истории которых я читаю в чате, государство часто замалчивает гибель родственников в ЧВК, и их статус остается неподтвержденным. Это позволяет не начислять похоронные выплаты, еще и зарплату перестают начислять. Получается, что они в курсе их гибели", – рассказала The Insider родственница одного из погибших заключенных.
Если спросить участниц группы, как узнать о состоянии воюющего родственника или получить ответ на вопрос о зарплате, вас, вероятнее всего, отправят к некоему Сергею. Участницы группы называют его также "Справочная" или "Служба 200". Его номер в GetContact отображается как "Сергей По Погибшим". В базах данных номер указан как принадлежащий Ракитину Сергею Викторовичу или Бекеру Андрею Олеговичу и зарегистрированный в Краснодарском крае. И Ракитин, и Бекер числятся в базе "Миротворец" как члены ЧВК Вагнера. В профиле Бекера указано, что у него был конфликт с банком из-за действий с деньгами, которые банк квалифицировал как обман.
Сергей якобы имеет доступ к спискам погибших и должен помогать с поиском родственников. На деле же, судя по сообщениям участниц чата, полагаться на него не стоит. Сергей может не отвечать по два месяца, до него невозможно дозвониться, а его ответы зачастую ограничиваются односложным "ждите". На сообщение, написанное автором The Insider от имени дочери завербованного заключенного, он также не ответил.
Еще один способ узнать о гибели родственника – проверять кладбища ЧВК Вагнера. Зачастую наемников хоронят на них не просто без отпеваний и других ритуалов, но даже не сообщая близким. Так, в начале года в Подмосковном Маврино появилось кладбище с 27 могилами, украшенными венками с логотипом ЧВК Вагнера. "Единственное, что мы можем предположить, что это вагнеровцы. Нам не рекомендовали лезть в эту тему. Пока никто из их родственников к нам не обращался. Появились они в течение января. Я не всё время здесь нахожусь. Они могли и раньше привозить", – рассказал изданию M1.ru священник местной церкви.
Как (не) получают выплаты
Чтобы получить в ЧВК Вагнера зарплату за родственника, нужно не только дозвониться до "бухгалтерии", но и съездить за деньгами. Платят наемникам исключительно вчёрную – наличными и в конвертах.
"Если заключенный писал доверенность, то доверенному лицу позвонят – обычно в течение месяца – и уточнят, в каком городе удобно получать деньги. Потом звонит кассир и вызывает за зарплатой. Только наличка. Если пропустили звонок кассира, то зарплата переносится на следующий месяц. Если доверенности нет и боец не вернулся живым, то зарплату получит тот, на кого написано завещание, его пишут все обязательно. Зарплата за месяц выдается после 20 числа следующего месяца", – пишет в чате одна из родственниц завербованных заключенных.
Для того чтобы получить гробовые, родственникам завербованных заключенных нужно обратиться к "куратору". Кстати, сами родственники не используют слово "гробовые" – только "похоронные". Но и с их получением чаще всего возникают проблемы. Иногда, как в случае с "Сергеем", близким погибших дают обещания, которые очень неохотно выполняются. Иногда людей и вовсе обманывают. Одна из участниц чата рассказала, что получила на похороны супруга на 100 тысяч рублей меньше. В некоторых случаях родственникам, живущим в регионах, нужно ехать в ближайший город, где есть "касса" (так, судя по всему, называются пункты, ответственные за бухгалтерию ЧВК Вагнера).
Также в чатах родственников принято ругать российское министерство обороны, которое не обеспечивает ЧВК Вагнера снарядами. А основателя ЧВК Евгения Пригожина, наоборот, уважительно зовут Евгением Викторовичем и хвалят – несмотря на все проблемы с выплатами и получением информации.
Как проходит возвращение
В чатах, где жены и родственники завербованных заключенных пишут о их возвращении или невозвращении с войны, также царит особая атмосфера. Скорбящие женщины радуются, если их супруги остаются живыми, и опускают подробности их биографий. О том, что те убивали людей в Украине, женщины стараются не говорить. Многие пишут про "защиту Отечества". Тех, кто поднимает вопрос о прошлом экс-заключенных, быстро затыкают другие женщины. Один из диалогов:
– В екб вышел убийца, работает охранником в торговом центре. Выше девушка про него и написала. Что ждать от него? Как он туда устроился?
– Я вот прочитала ваш коммент и что-то не совсем поняла. Вам-то какое дело до этого охранника? Тем более он "свое" уже искупил. Не нужно нагнетать заранее что-то из ряда вон плохое.
Для большинства из них наемники, завербованные в колониях, – жертвы обстоятельств. Однако зачастую после возвращения мужчины начинают жить той же жизнью, что привела их в тюрьму. Родственницы бывших заключенных пишут об их проблемах с алкоголем, плохом поведении и даже передозировках ПАВ.
Из подобных случаев возвращения к криминалу выделяется недавняя история жителя села Новый Бурец Ивана Россомахина. В 2020 году его осудили на 14 лет колонии строгого режима за убийство, однако уже через два года он вышел на свободу с помощью ЧВК Вагнера. Вернувшись с войны, Россомахин сначала просто держал в страхе родное село, а потом убил женщину. Основатель ЧВК Вагнера Евгений Пригожин отреагировал на преступление Россомахина и заявил, что готов содействовать правоохранительным органам и присылать за совершившими преступление экс-бойцами ЧВК "рекрутскую группу", которая будет забирать бывших заключенных на фронт. Спустя почти месяц после задержания Ивана Россомахина в российской ГАС "Правосудие", которая содержит архив судебных актов, все еще нет записи об судебном заседании по поводу ареста Ивана Россомахина, хотя формальные сроки задержания его полицейскими давно истекли. Старое решение суда, который приговорил его к отбыванию срока в колонии, из которой он попал в составе ЧВК в базе имеются. Можно сделать вывод, что-либо судебное решение еще не успело появиться в автоматизированной системе, либо Пригожин выполнил свое обещание, и Россомахина забрали обещанные "рекрутеры" из ЧВК Вагнер. При этом спустя два месяца после возвращения с войны первых завербованных заключенных Пригожин заявил, что случаев повторного совершения ими преступлений крайне мало, 0,31% от их общего числа