В Улан-Удэ стая собак напала на 11-летнего ребенка. Его в крайне тяжелом состоянии, с многочисленными рваными ранами, госпитализировали в Детскую республиканскую клиническую больницу (ДРКБ). Через несколько дней школьника доставили спецбортом на лечение в Москву. За месяц это третий подобный случай в столице Бурятии. Местные жители устроили массовый сход, требуя от властей немедленно решить проблему.
Жалобы пострадавших от нападений собак власти не принимали всерьез, пока 23 декабря в микрорайоне Забайкальский Улан-Удэ свора собак чуть не загрызла 20-летнюю девушку. Она получила многочисленные травмы и в крайне тяжелом состоянии была доставлена в больницу. Как сообщили медики, у девушки пострадало все тело, но больше всего травмирована голова – на лице более-менее целыми остались только губы и подбородок. В течение четырех часов врачи спасали правый глаз.
Позднее пострадавшую перевезли на лечение в Москву. Средства на транспортировку спецбортом – 5,5 млн рублей – выделило правительство Бурятии. Поручение организовать перевозку отдавал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. 11-летнего школьника Артема, пострадавшего в том же поселке Забайкальский, транспортировали в Москву вслед за девушкой, 15 января – его госпитализировали в НИИ неотложной детской хирургии. Мальчика сопровождали мать, заместитель главного врача Детской республиканской клинической больницы и специалисты Всероссийского территориального центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России. Сейчас Артем находится в реанимации.
Жители поселка Забайкальский говорят о том, что случаев нападений на детей намного больше, чем сегодня обсуждается в СМИ. Просто до этого момента травмы пострадавших были не столь значительны и далеко не все подобные ситуации попали в СМИ.
– Широкое освещение получили только два случая – недавний с мальчиком и декабрьский – с Таней Лоскутниковой. Но на самом деле их гораздо больше. Например, в тот же день, когда пострадала Таня, еще одного мальчика тоже покусали. Но там, травмы не такие опасные, но представляете, какой у ребенка стресс? Вообще у нас очень много было таких случаев, – говорит местная жительница Любовь Ангабаева.
Я ближе подошел, а мальчик совсем слабеньким голосом уже кричит: "Помогите"
На днях в поселке собаки напали на мужчину, не испугавшись ни его криков, ни попыток отбиться.
– Собаки у нас вообще перестали бояться человека. Если раньше гаркнешь, замахнешься и они сразу убегут, то сейчас как ни в чем не бывало продолжают лаять и нападать, внаглую глядя в глаза. Мужчина вчера вышел из магазина продуктового, на него напали. На моих глазах. Разорвали ему рукав, руку поранили. Еле отогнали. Я хотела ему вызвать скорую, а он решил, что сходит в поликлинику. Там ему руку обработали, перевязали, – рассказывает местная жительница Анна Хлебосолова.
Но больше всего люди боятся за своих детей.
– Я была в том районе, где пострадал мальчик. Там такая глушь, такая даль! И ребенок от школы до своей улицы – Васильковой – шел пешком 2 км! А некоторые и по 5 км ходят, по темноте. Насчет автобуса мы тоже давно просили, нам объяснили, что у нас нет дорог, а значит, ГИБДД наложило запрет – автобус не положен, мол, это опасно. А детей отправлять пешком по задворкам, где на каждом шагу стаи агрессивных собак, не опасно? – возмущается Любовь Ангабаева.
Кто-то из соседей самоорганизуются и по очереди возят детей до самых дверей школы на личном авто. Другие нанимают такси. Но обезопасить всех детей не получается.
– Почему мы, горожане, должны по своим родным улицам ходить в страхе? Почему мы должны бояться за своих детей? Почему детям не обеспечены нормальные и безопасные условия для жизни? Почему, пока серьезно и тяжело не пострадали первые ребятишки, никто не пошевелился даже? – возмущаются местные жители. – То есть для того, чтобы кто-то начал работать, надо сначала изуродовать наших детей?!
После второго громкого нападения на ребенка, жители поселка собрались на сельский сход. На встречу с возмущенными людьми пришел мэр города Улан-Удэ Игорь Шутенков, представители управления ветеринарии и комитета городского хозяйства. Представители власти заявили участникам схода, что и рады бы убрать с улиц всех собак, но новый федеральный закон этого сделать не позволяет.
– Сейчас речь идет о том, что мы все в зоне риска. Если кто-то успеет побежать и спасти ребенка, то хорошо. Если все произойдет в безлюдном месте, то может случиться самое страшное, – говорит житель поселка Алексей Брикотин. – Поэтому если власти не пойдут нам на встречу, мы сами будем решать эту проблему. У нас мужики уже готовы взяться за топоры, ножи и ружья и самолично вести патрулирование на улицах. Почему столько миллионов выделяется на борьбу с бродячими животными, а мы и наши дети находимся в опасности и вынуждены жить в страхе?!
– Ситуация действительно серьезная. У меня также ребенок ходит в школу, ходит на остановку, – говорит заместитель мэра, председатель Комитета городского хозяйства Сергей Гашев. – У нас на Верхней Березовке такие же собаки и проблемы. В 2019 году мы изъяли 9 тысяч особей с улиц. В 2018 году – 10 100. Как-то регулировали численность. Но новый федеральный закон 498, который вступил в действие с 1 января прошлого года, не позволяет нам изымать собак. То есть мы теперь лечим, чипируем, кастрируем и по закону должны отпустить не далее 500 метров от того места, где взяли собаку. Мы так 700 собак отловили, выпустили, собак меньше не стало. Мы понимаем, что весенний, осенний приплод дал плюс по численности. Когда первый случай произошел (нападение на девушку в Забайкальском в декабре. – Прим. СР), мэр города, глава республики отработали. К сожалению или к счастью, возле города найдена лисица с признаками бешенства, что подтвердили лабораторные исследования. По правилам город был сразу признан очагом и угрожаемой зоной по распространению бешенства. В данном случае собака не подлежит 498-му закону. Ее осматривает ветеринар, и если существует угроза распространения бешенства, собака усыпляется.
По данным местного ветеринарного управления, с начала года таким образом уже было усыплено 507 собак. И эта работа продолжается, уверяют чиновники. Однако собравшиеся на сход слушать эти отчеты не захотели. Люди перебили чиновника криками:
– Это понятно, что работы проводятся. Сколько они еще будут проводиться? Месяц, два, год? А нашим детям что сейчас-то делать? Обеспечьте нашим детям безопасность здесь и сейчас! Отправьте нам военных, Росгвардию, хоть что-то сделайте! – кричали участники схода.
Чтобы очистить городские улицы от собак, Шутенков предложил ввести мораторий на действие федерального закона о гуманном отношении к животным.
– Мы выходим с предложением, чтобы собак приравнять к объекту повышенной опасности. Собираемся дальше выходить с законодательной инициативой о том, чтобы тот самый федеральный закон, который действует с 1 января 2020 года, по крайней мере на нашей территории приостановить до полного изъятия собак с улиц города Улан-Удэ, – заявил мэр.
С 16 января улицы в поселке Забайкальский патрулирует муниципальная дружина г. Улан-Удэ.
– Три человека работают в пределах школы и прилегающих районах, и двое работают на Первом поле, где произошла эта трагедия. С Первого поля по лесополосе – опасный район, туда подъезжаем. Наша задача встретить детей с автобуса и проводить до учебного заведения, чтобы полностью обеспечить безопасность. Учеба начинается с 8 часов утра, дети приезжают заранее, и мы их встречаем, – рассказала дружинник Наталья Орлова.
Глава Бурятии решил экстренно созвать внеочередную сессию Народного хурала – обсудить возникшую проблему. 15 января управление ветеринарии Бурятии внесло на рассмотрение Народного хурала законопроект об ужесточении ответственности владельцев собак за самовыгул. Но волнения в Улан-Удэ не прекращаются. Усугубляют ситуацию все новые и новые случаи нападения на людей в городе. И речь уже идет не только о микрорайоне Забайкальский. Так, вечером 13 января в районе первого участка ст. Дивизионной, неподалеку от КПП, на школьника напали собаки. Также произошло нападение собак на девушку на улице Ключевской. Еще одну жертву настигли собаки в районе Верхней Березовки. В местных СМИ ежедневно сообщается о нападениях собак на людей и о том, какие травмы пострадавшими были получены.
В администрации Улан-Удэ объясняют, почему сегодня в городе так много бродячих собак, разными обстоятельствами.
– Во-первых, новый федеральный закон, более гуманный к животным, теперь запрещает отлавливать и умерщвлять собак, теперь их вынуждены лечить, стерилизовать и снова отправлять на улицы города. Во-вторых, мало желающих работать по этим новым правилам – очень хлопотно и затратно, доходность крайне низкая. На аукцион не подаются заявки, миллионы рублей остаются неосвоенными. В-третьих, специфика региона. В Улан-Удэ просто огромный частный сектор. В частных домах проживает львиная доля населения. А это комфортная среда для жизни и размножения собак. В-четвертых, менталитет горожан. Щенков берут, а потом выкидывают собак. Многие цепных псов могут выпускать погулять на волю и т. д., – говорит один из чиновников администрации города, попросивший не называть его имени.
Огнестрел, отравления, сломанные челюсти, расколотые черепа…А теперь уже пошли на животных с ножами
В новогодние каникулы неизвестные подожгли приют "Кот и пес". Из-за сильного задымления погибли животные. Уже официально доказан факт поджога: кто-то облил стены приюта бензином и поджог. Из-за сильного задымления трое собак погибли на месте, двух увезли в клинику.
В соцсетях призывают к повальному уничтожению всех собак, а зоозащитников называют "зоошизами". На улицах города уже несколько раз находили раненых собак или их трупы, а самым активным зоозащитникам угрожают расправой.
"Зоозащитники сбиваются с ног, пытаясь разгрести последствия катастрофы, которую спровоцировали "добрые и ответственные" жители города. Сегодня у нас собака с ножевыми ранениями. Небольшая, испуганная, явно домашняя девочка, которая подпустила к себе кого-то настолько близко, что ее смогли буквально покромсать. Вдумайтесь просто. Огнестрел, отравления, сломанные челюсти, расколотые черепа… А теперь уже пошли на животных с ножами. Всех беспокоит защита детей от собак, а защита от психов с оружием не беспокоит? "Собаки почувствовали вкус крови". Подождите, пока увидите людей, которые почувствовали вкус безнаказанности. Вы ведь не просто игнорируете насилие, вы его поощряете и нормализуете. Причем самый худший его вид – по отношению к тем, кто против вас беззащитен", – пишут зоозащитники фонда "Собака счастья", обращаясь к горожанам на своей странице в Инстаграм.
– Мы все это время пристраивали, выхаживали тех собак, которые улан-удэнцы сами же выбрасывают на улицу. С каждым годом этих подкидышей становится все больше и больше. Так кто виноват в происходящем сегодня? А теперь нам приходится работать еще больше. Собак травят, режут, калечат, и нам приходится их лечить за свой счет. Люди, одумайтесь! Наш город превращается в территорию жестокости и крови, но все это, как и все покромсанные тела животных и щенков, видят ваши дети! – говорит зоозащитница Елена.
Я читаю комментарии на разных интернет-платформах, и волосы дыбом встают
В интернете большинство горожан выступают за массовый отстрел собак, без оглядки, здорово ли животное, агрессивно или это просто только что родившийся щенок. Мол, так надо, чтобы обезопасить детей.
– С ужасом слежу за тем, какая дискуссия разворачивается в Бурятии на фоне темы бездомных собак, – говорит известный в Бурятии режиссер Сергей Левицкий. – Безусловно, последние трагедии с пострадавшими детьми и подростками от бездомных стай собак – это чудовищно. Я, признаюсь, сам до ужаса боюсь собак на улицах, меня кусали. Мою жену чуть не разорвала стая собак, ей чудом удалось спастись. И даже все это не заставит меня призывать убивать поголовно животных. Я читаю комментарии на разных интернет-платформах, и волосы дыбом встают! Столько жестокости, ненависти, "пены на губах". Люди! К чему сеять эту ненависть и призывать к массовым убийствам животных? Чем же мы тогда отличаемся от хищников?.. Мне кажется, мы и без того живем в настолько агрессивной и антигуманной среде, что плодить ненависть дальше в Бурятии, где главным должен быть буддийский принцип "во благо всех живых существ", просто недопустимо.
Правозащитник Виталий Хонихоев также призывает горожан успокоиться, по его мнению, "виноваты в случившемся уж никак ни зоозащитники, да и не горожане, а исключительно власти города". Сейчас Виталий Хонихоев представляет в суде интересы 8-летнего Цырена. Этого мальчика еще в 2019 году также сильно искусали собаки, после чего он долгое время пролежал в больнице.
– Пока вокруг этой истории вились телекамеры и журналисты, власти города всячески обещали содействовать выздоровлению мальчика и помочь ему. Сейчас же, когда эта история подзабылась, на судах представители мэрии лишь разводят руками – "мы тут не причем". Вот эта дискуссия между зоозащитниками и гражданами, которые боятся быть искусанными, искусственно навязана. Зоозащитники имеют право требовать гуманного обращения с животными, а обычные горожане имеют право требовать безопасный город для жизни. И все это должна обеспечивать администрация города, которой были выделены деньги на это все. А если мэрия не способна выполнять свою работу, то пусть освободит место для тех, кто сумеет это делать, – считает Виталий Хонихоев.
Между тем, по каждому из нашумевших случаев нападения собак были возбуждены уголовные дела, которые затем объединены в одно производство по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность), сообщили Сибирь.Реалии в Следственном управлении СКР по Бурятии.
"15 января после полудня из микрорайона Забайкальский города Улан-Удэ в Детскую республиканскую клиническую больницу доставлен 11-летний мальчик с многочисленными повреждениями от укусов собак на ногах. Схожее нападение стаи собак на молодую девушку произошло в этой местности меньше месяца назад. Из материалов, поступивших из прокуратуры Бурятии, следует, что органами местного самоуправления не исполнен ряд обязанностей в сфере регулирования численности безнадзорных животных. Дело расследуется отделом по расследованию особо важных дел", – уточнили в следственном управлении.
По данным следствия, в конце 2019 года Управлением ветеринарии Бурятии в рамках заключенного соглашения муниципалитету Улан-Удэ предоставлены субвенции на проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев в размере более 19,5 миллиона рублей. Из этой суммы на 12 миллионов рублей заключен муниципальный контракт с подрядной организацией на отлов более 1,4 тысячи бездомных собак. Однако к концу года этот контракт исполнен менее чем на треть, отловлено всего 402 особи.
Помимо этого, заключенное соглашение, а также действующее законодательство возлагало на местную администрацию обязанности по созданию приютов для содержания безнадзорных животных, учету отловленных особей, их вакцинации (по показаниям), мониторингу численности. Однако муниципальные приюты для животных не созданы.
"Их отсутствие усугубило ситуацию по обращению с бездомными животными, что привело к их распространению на территории города и нападениям на местных жителей.
В настоящее время по уголовному делу на месте происшествия работу следственно-оперативной группы координирует заместитель руководителя следственного управления. Следователями-криминалистами при помощи специальной техники ведется поиск в частных владениях систем видеофиксации, записи с которых будут изъяты и проанализированы для восстановления полной картины происшествия. Помимо этого в рамках расследования будут досконально исследованы вопросы о причинах и условиях, способствовавших развитию ситуации с нападением бродячих животных на людей, и ставиться задачи по их скорейшему решению", – сообщают в СУ СКР по Бурятии.