Ссылки для упрощенного доступа

"Было и пострашнее". История эпидемий


Фото с выставки
Фото с выставки

В Музее истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова открылась выставка "Эпидемии в Иркутске". Экспозиция рассказывает о том, как справлялся регион с эпидемиями в былые времена, какие методы борьбы с напастью практиковались и насколько власти, медики и население были готовы действовать совместно. На фоне нынешней пандемии многие страницы этой истории вдруг стали особенно актуальны.

"Помни о холере! Не ешь сырых фруктов и базарной стряпни!", "Долой рукопожатия! Без рукопожатий и встречайте друг друга, и провожайте!" – такие агитационные плакаты должны были помочь в борьбе с эпидемией, которая разразилась в Иркутске в начале прошлого столетия.

С момента своего основания этот город развивался как центр торговли, расположенный между Востоком и Западом. Иркутск был крупнейшим транспортным узлом, а также местом ссылки, поэтому эпидемии никак не могли обойти его стороной.

О первых попытках контролировать эпидемиологическое состояние в регионе свидетельствуют указы Тобольской канцелярии от 29 июня 1726 г. "Об организации строгого контроля и карантина в Тюменском уезде против эпидемии сибирской язвы".

В иркутской летописи за 1752 год есть такая запись: "…померло много всех возрастов людей от оспы".

– Попытки сделать такую выставку предпринимались несколько раз – говорит директор музея Сергей Дубровин. – Но вот сейчас мы посчитали, что она будет просто необходима. Чтобы рассмеяться в лицо этой самой пандемии. И сказать о том, что не такая уж она и страшная. Сто лет назад были пандемии и пострашнее. Но в то же время наши предки победили, значит, и мы сегодня победим.

– Наша экспозиция разбавлена, на мой взгляд, здоровой иронией и юмором. Мы рассказываем о самых разных, не всегда адекватных мерах предосторожности и профилактики, о самой разной реакции как населения, так и медработников и городского руководства на пандемии. Многое напоминает день сегодняшний. В истории ведь всегда многое повторяется, – говорит автор выставки Георгий Шутов, заведующий экспозиционно-выставочным отделом музея.

– Паника, слухи, нехватка финансирования, недостаточное обеспечение кадрами. Это то, что сопровождает все эпидемии, – говорит старший научный сотрудник музея, доктор исторических наук Ирина Дамешек.

Выставка рассказывает о том, как зарождалась и развивалась система медицинской помощи в регионе. На протяжении двух столетий в большинстве сибирских губерний она была совершенно недоступна за пределами крупных городов.

– В худшем положении находилось местное, коренное население. Оно вымирало из-за отсутствия профессиональной медицинской помощи. Можно было проехать тысячу верст по равнинам, степям и тундрам и не встретить ни одного врача. Кочевой образ жизни, неполноценное питание – это были те негативные факторы, которые определяли высокую заболеваемость и высокую смертность среди коренных сибирских народов. Особенно во время эпидемий. На аборигенов оспа наводила просто ужас. Коренные жители вымирали целыми племенами, родами. И поэтому они стремились задобрить "оспенного дьявола". Чем? Кушаньями: сметаной, молоком, маслом, мясом. Они выставляли эти свои любимые кушанья в мисках с заговором у входа в свои юрты, – рассказывает Ирина Дамешек.

Нередкими в те времена в Сибири были эпидемии тифа, чумы, оспы и сибирской язвы.

В 1772 году в Иркутске был открыт "Оспенный дом" – это было первое медицинское учреждение в городе. С 1807 по 1811 год там привили от оспы почти 50 тысяч человек, и это привело к резкому снижению заболеваемости. В течение нескольких десятков лет в Иркутской губернии не было зарегистрировано ни одного случая оспы. Правда, к концу столетия (в 1884 году) оспа дала новую эпидемическую вспышку с высокой смертностью – 14%.

– В середине 19-го века в нашей губернии практиковал врач Михаил Соколов. В своем дневнике он писал: "Если немедленно не предпринять радикальных мер, то оспа и тиф приведут к тому, что эта страна просто вымрет. Под словом "страна" имелась в виду Сибирь. В тот период это были синонимы, – уточняет Ирина Дамешек.

Смертоносным заболеванием в 19-м веке была скарлатина. 41% заболевших детей погибали. А в 1889 году Иркутск пережил эпидемию опасного гриппа. Только за один месяц тогда заболели 75% всего населения города. Болезнь протекала тяжело, с высокой смертностью.

Местная пресса в дни эпидемий часто писала о том, что в регионе не хватает врачей и самой элементарной медицинской помощи. "Эпидемии спорадически выхватывают свои жертвы, главным образом детей, – писала газета "Сибирь" 3 марта 1885 года. – Больше всего умирают от скарлатины и, кажется, гриппа. И хоть бы дожидались прибытия врача, так ведь нет. Шлют бумагу в волость (обязательно, селение от врача в 5 вер., а волость в 20, нет, шли сперва в волость!) – день, волость шлёт в Хомутово (12 в.) – другой, Хомутово в Оёк – третий. Доктора дома нет, есть фельдшер, но "не смеет" без разрешения доктора ехать (таков приказ)… А болезнь, дура эдакая, – крутит ребят в сутки!"

Жаловалась местная пресса и на то, что население игнорирует противоэпидемические рекомендации властей и медиков. В январе 1910 года, во время очередной эпидемии скарлатины и кори, газета "Сибирь" писала: "…несмотря на опубликованные в местных газетах совещанием городских властей предупреждения жителям города – не устраивать никаких детских сборищ, во избежание распространения заразных болезней среди детей, многими жителями это предупреждение не было принято во внимание. Елки и другие детские праздничные развлечения устраивались в большом количестве, не только в частных домах, но и в общественных учреждениях, собраниях и даже просветительных обществах. В результате всего этого явилось громадное усиление за праздники числа заболевших среди детей скарлатиной и корью".

В 1919–1920 годах в Сибири разразилась страшная эпидемия сыпного и возвратного тифа. Для борьбы с болезнью в Ново-Николаевске создали чрезвычайную комиссию – "Чека-Тиф".

А вождю революции Ленину приписывают такую фразу: "Вши победят социализм или социализм должен победить вшей".

Прошлое на выставке перемешано с днем сегодняшним. На экспозиции, посвященной пандемии коронавируса, – гречневая крупа и туалетная бумага.

– Это два самых ярких маркера наступления паники. Почему-то считается, что этими товарами нужно запастись в первую очередь, – комментирует сотрудница Музея Ольга Проскурякова.

Первый случай коронавируса в Иркутске был зарегистрирован 28 марта 2020 года у 62-летней женщины, которая вернулась из Объединённых Арабских Эмиратов транзитом через Новосибирск. На сегодня по официальной информации, подтвержденных случаев инфицирования в регионе – 43 954, выздоровели 38 517, скончались 1382 человека. Летальность составляет 3,15% – это 10-е место в России. В регионе продолжает действовать "масочный режим" и другие ограничения, связанные с пандемией. Но выставка открыта для посетителей и может стать, кроме прочего, своеобразным психотерапевтическим сеансом – потому что "и это пройдет".

XS
SM
MD
LG