Тринадцатая суббота протестов в Хабаровском крае началась с поддержки Беларуси и похорон "Банды Путина". Протестующих не остановил сегодня ни проливной дождь, ни новый "концерт", заглушавший все лозунги, ни усилившаяся группировка полиции.
В эту субботу протестующие начали собираться раньше, чем обычно, – еще до полудня. Сначала занялись тем, что обрамили все газоны и клумбы центральной городской площади сотнями белых и красных воздушных шаров – в поддержку протестующих жителей Беларуси. Но если в предыдущие несколько суббот митингующие собирались на крыльце здания правительства региона, то сегодня туда им путь снова преградили сотрудники полиции: в оцепление вышли около 15 человек.
Работали, как обычно, среди митингующих и сотрудники Центра "Э" в штатском. Несмотря на закрытые масками лица, люди их быстро вычисляли.
– Смотри, снимает! Да мы тебя все уже запомнили за два месяца! – со всей откровенностью говорили им окружающие. Между тем перед началом шествия протестующие решили соорудить нечто вроде "мемориала". "Банду Путина похороним и в шествие!" – пошутил кто-то. Люди уложили на тротуар перед крыльцом дома правительства несколько плакатов с портретами главных лиц страны, продажных, по мнению протестующих, судей и других чиновников. Здесь же оказались изображения лидера ЛДПР Владимира Жириновского и нынешнего врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева. Рядом бросили цветы.
– Это же знаете, "г..о" Путина, он просто "сходил" на наш край, – поясняет Виктор. В его руках плакат "Путин наше зло". – У меня просто не хватило места на плакате, а так еще много чего написал бы. Уже весь здравомыслящий народ так считает. Только он во всем виноват: в отравлении Навального, в нашей жизни такой. Вот, посмотрите, Литва, Латвия и Эстония – они живут получше нашего. А все почему? Понимают, что Путин убийца и вор, что не нужно с Россией связываться. А Путина садить нужно, судить, а не Фургала. Вот он убийца и вор.
При этом Виктор не пропускает ни одной протестной субботы. В будни, говорит, не может – тяжело, он уже на пенсии. По его словам, он готов даже к задержаниям, ему терять нечего. А вот молодежь жалко.
– Стали хватать где ни попадя, – сокрушается Виктор. – Это беспредел какой-то, они как шавки: им дали команду "фас" – и кидаются. Ну, хоть не бьют, как в Беларуси. Но у нас как? Под лежачий камень вода не течет. Так что будем ходить, придется. А Путин – ну, в 2013 году у нас наводнение было, он приезжал. Даже Новый год у нас отметил! А сейчас что? Еще один идиот его приехал, Трутнев, промямлил что-то, и все. Вроде как х** с вами, тоните дальше. Но надо ходить, а то так и будем жить.
Кроме того, по мнению Виктора, протест очень сплотил людей.
– Смотрите, у нас сейчас такое единение! Это же не как в СССР из-под палки народ сгоняли: неси портрет Брежнева. За мой плакат, конечно, могут и арестовать, но я ничего не боюсь уже, свое пожил. Обидно, что куча народа смотрит в интернете, трансляции эти все – с дивана встать не могут! Выйдите сюда, с народом, тогда толк будет, – уверен Виктор.
Между тем началось традиционное шествие. Предупреждения полиции не выходить на проезжую часть снова были проигнорированы, а на ул. Шеронова колонну митингующих возглавил Фургаломобиль 2.0. В этот раз, словно в отместку оглушающей классике на площади, в автомобиле установили мощные колонки, из которых транслировали народные песни в поддержку Фургала. Правда, из-за этого музыкального сопровождения почти не было слышно лозунгов. Хотя толпа все так же скандировала "Хабаровск выходи, Фургала поддержи", "Путин вор", "Дело сфабриковано", "Вова, выпей чаю, Хабаровск угощает". Но голоса не менее тысячи митингующих тонули в музыке, шуме дождя и сигналах проезжающих мимо авто.
На маленьких и больших плакатах разноцветными красками было написано: "Антихрист – не в Америке. Он в Кремле", "Путинизм и фашизм – синонимы", "Путинизм и жизнь несовместимы", "Путин – удавка для России".
По мнению Натальи, в России есть люди, достойные власти. Вот Фургал, замечает она, был губернатор – всем в пример. Есть в России и другие политики, но, судя по отравлению Навального, они в большой опасности.
– Пока мы выходим, с Фургалом и его семьей все в порядке будет, – уверена Наталья. – Но Путин – он точно причастен к отравлению Навального. Так что Сергей Иванович все равно в большой опасности: уже и зрение теряет в СИЗО. Но про Навального все власти говорят – "блогер". Да какой же он блогер, если он вот так объединяет Россию? Остальных-то Путин всех прибрал. Вот лозунг "Путин вор" - актуален во всех смыслах. Сколько людей уехало, все умы России за границей. Наши дети здесь учатся, а у чиновников все за границей. Ну как можно к ним относиться?
При этом, уверена Наталья, штрафы число протестующих не снизят.
– Мы мирно протестуем, это обязательно. Так что штрафы эти – ну, пусть. Нам что терять, насобираем. А то они все думают, что народ не понимает ничего. Так, простите, в детский сад устроиться – нужна справка о судимости. А Фургалу не нужна была перед выборами? Они нас совсем за дураков держат? Но сейчас, не зря говорят, солнце встает на востоке. И люди сняли эти розовые очки. Где-то сильнее репрессии, где-то нет. Но я уверена – выстоим, – считает Наталья.
Власти Хабаровского края обещали в преддверии второй волны коронавируса ужесточить масочный режим. Но пока никаких рейдов, по крайней мере на шествии, не было. Хотя митингующие и сами стали чаще надевать маски – чтобы скрыть лица. Есть и те, кто надевает маску и капюшон так, что непонятно – мужчина или женщина. Некоторые, правда, не прячут лиц, но все идет к тому, что скоро сумма штрафов превзойдет материальные возможности участников акций. И что будет тогда, никто пока не знает.
Мнение Алексея Навального о том, что за покушением на него стоит Путин, протестующие в Хабаровске вполне разделяют.
– Путин – наиболее вероятный заказчик отравления Навального, скажем так, – отмечает Николай. – Расследования штаба – это большая угроза для режима, они поднимают людей на протесты, восстания. И вся несистемная оппозиция сейчас в опасности. Стали власти действовать более радикально и массово в отношении митингующих – из-за этого какая-то часть, конечно, на митинги больше не пойдет. Но костяк, наоборот, останется, самые активные. Но если по 150 тысяч рублей будут назначать не нескольким людям, а массово, то будет проблема со сборами. К счастью, такие суммы пока единичные. А Беларусь сегодня в фокусе у нас по одной простой причине. Люди восстают против диктатуры, против властей, которые плюют на выбор народа. Проблемы-то у нас одинаковые. И метод протеста похож – исключительно мирные шествия, никакого насилия нет со стороны протестующих.
Не первый раз приходит на хабаровское шествие и пенсионерка Татьяна Васильевна. По ее словам, здесь она для того, чтобы власть наконец сменилась.
– Все знают, что во всем Путин виноват! Уже скольких оппонентов он сгубил, а народа сколько? Когда он нас освободит?!– не сдерживает эмоций Татьяна Васильевна, перемежая свою речь крепкими выражениями. – Честно, мне стыдно, что я живу в такой стране. Мне недавно звонили из "Левады", опрос проводили. Я поговорила с ними и спрашиваю: "А сколько поддерживает президента?" Она мне говорит – 24%. Так это все его силовики, из банды его олигархи, все, кто в офшорах деньги держит. А эта ..... все не может с троном расстаться, когда 76% вообще против его власти. Еще больше посидит, какого-нибудь Дегтярева еще куда назначит – и все, еще больше отток из страны увеличится. А потому что стыдно так жить, и весь мир над нами смеется.
Но больше всего обсуждения вызвал среди митингующих трагический случай: акт самосожжения журналистки Ирины Славиной в Нижнем Новгороде. Ее гибель и последнее послание, оставленное в фейсбуке, "В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию" – у многих хабаровчан вызвали шок.
– Вы посмотрите, что творится. Это поганое, полицейское государство. Молодая женщина сожгла себя, оставив семью, родных. Что они с ней делали? Как можно довести до такого человека?! Твари просто, – отметил один из участников акции, пожелавший остаться анонимным. – И здесь мы все на надрыве, уже тошно от всего. Но хрен они дождутся, чтоб мы себя спалили. Всех не сожгут, ни репрессиями, ничем. Пусть идут куда подальше, посмотрим, кто еще кого сожжет.