В Хабаровском крае в зоне паводка оказалось 33 населенных пункта. Подтоплены 40 участков автодорог и более двух тысяч дач. МЧС объявило, что пик паводка в Хабаровском крае проходит. В ближайшие дни уровень воды должен упасть на 15–20 сантиметров. Но люди в регионе остаются в своих затопленных домах и не понимают, как и где они встретят зиму.
На трассе Хабаровск – Чита практически не осталось сухих мест – зеленевшие здесь поля почти везде затопило. Но ближе к протокам Амура ситуация еще хуже. Немногочисленные жители Владимировки в Еврейской автономной области около трех недель предпочитают оставлять свои машины на обочине дороги к селу, а самая актуальная одежда – рыбацкие бродни – резиновые комбинезоны.
– Здесь еще не глубоко, вы проедете. Максимум – чуть выше колена! – объясняют пара местных дачников, которые уезжают в город. В самой деревне жить остались единицы.
– У нас тут не только дачи. Живут постоянно здесь семей 20. А что, до города близко, 10 минут – и ты на работе, в Хабаровске, – объясняет местный житель Владимир. – Только вот топит каждый год. Вода как начинает подниматься – все со стороны Пемзенской протоки затекает.
По его словам, в этом году вода начала прибывать около трех недель назад.
– В начале сентября было дело. Река поднялась резко – вот, вечером ничего не было, а проснулись все – вода уже в доме. МЧС не предупреждала ни о чем, ни урожай собрать не успели, ни защититься как-то. И ни МЧС, ни кто-то из администрации, как это обычно бывает, к нам не приезжали в этом году. Да и в прошлом – подтопило нас, какую-то компенсацию дали за урожай тысяч десять – вот и вся помощь. А сейчас уровни реки сами смотрим по данным Гидрометцентра. Но что-то занижают они: по нашим наблюдениям, как минимум на 15–20 сантиметров река выше, – объясняет Владимир.
Сам он остался с семьей в деревне. Говорит, что уже привыкли. Да и лодка у него есть – и только на ней можно сейчас добраться до магазина.
– Сейчас мы и в магазин на лодке, и с собакой погулять – вот как раз вывез ее на сухое, а то она в вагончике живет, а там ни сантиметра сухого не осталось. Вот и получается: сел на лодку, прогреб к сухой дороге, хлеба купил. Прыгнул в лодку и назад. Так и живем, – будничным тоном рассказывает Владимир.
Но больше всего в этом году его беспокоит даже не погибший урожай, а то, что паводок пришелся на сентябрь.
– Сейчас холода уже начнутся – дом просушить не успеем, никакие тепловые пушки не помогут. А это же фундамент влажный, полы менять сразу придется. Потом морозы, и дом поведет. И ремонтировать все своими силами опять, – вздыхает Владимир. – Даже в паводок 2013 года так не было. Воды было вот по самую крышу дома, здесь на столбе даже следы видно (показывает уровень на столбе почти своего роста). А вот дом – как восстановили его после наводнения прошлого, в этом году новая семья его купила. В порядок привела, покрасила все. Вот тебе и заехали, называется. Опять все заново.
Во Владимировке большинство подворий пустуют. Огороды затоплены даже на возвышенностях, а в низинах вода дошла практически до заборов.
Самая сложная обстановка в Еврейской автономной области в селах Ленинское и Нижнеленинское. Там даже вводили режим ЧС, уровень воды поднимался до 930 см, что почти на метр выше "опасного явления". По подсчетам спасателей, вода зашла в восемь сел и деревень, затоплен 151 жилой дом и 534 участка. Воду откачивают сразу пятью мотопомпами, десятью насосными и тремя пожарно-спасательными станциями и еще двумя машинами МЧС. Вот только во Владимировке их не видели, а по прогнозам все того же МЧС, гребень паводка идет как раз на эти места.
Пока удается сдерживать паводок в соседнем селе Тельмана, которое в 2013 году еле удалось спасти – так гласит табличка в память о паводке.
Но и сейчас на низменностях заранее заготовлены мешки с песком – на всякий случай. Зато разлившиеся реки местные жители активно используют для рыбалки: в ход идут и сети, и удочки. Вот только при виде приезжих сети предпочитают бросать – а вдруг рыбинспекция. Некоторые дворы тоже в воде, но не сильно – так, небольшие "лужи", отмахиваются местные жители.
– Нормально у нас в этом году, – рассказывает Андрей, который следит за работой насоса возле пожарной машины. – Вот только уехала вторая "пожарка" на Хабаровск – там все гораздо хуже. Нам повезло в этом году, даже дорогу через село не залило.
В этих селах традиционно много дачников или тех, кто переселился из Хабаровска. До города действительно близко. Поэтому подтопленцы решили вынести свои проблемы на традиционный "профургальский" митинг. В субботу около десятка активистов прошлись в шествии с наклейками "Я/МЫ тонем".
– Ну смотрите, – рассказывала протестующая Валентина. – Каждый год нас топит, все обещают нам дамбы какие-то защитные. Но не делается же ничего! Потом у нас весь урожай погиб, дома вымокли, ремонты за свой счет, а вы, пострадавшие, получите по 10 тысяч компенсации за потерянный урожай. А при чем тут урожай, если в той же Владимировке у нас и семьи живут, не только же все дачи. Вдобавок за прошлый год мы эти копейки получили вот недавно. Хотя, по логике, должны были получить сразу – закупить овощей, заготовок сделать. Но зачем, подумали, наверное, власти.
Позже жители и владельцы участков вдоль Амура запустили в Instagram хештег #ямытонем с обращением к властям. Сейчас им самим приходится спасать свое и соседское имущество, помогать пожилым отключать электричество, перебираться на лодках по деревням и садоводческим товариществам, строить небольшие дамбы из мешков с песком. По мнению владельцев участков, проблемы в этих местах начались после строительства ГЭС.
"Нас топит ровно через каждые четыре дня, после открытия шлюзов ГЭС, и никто нас не убедит, что это дожди и тайфуны несут столько воды, – пишут дачники. – В строительстве дамб нам обещает помочь Хабаровский краевой союз садоводов, но при наличии проекта, который нам, обычным людям, невозможно разработать самостоятельно. Администрация ЕАО ответила официальным отказом, и мы остаёмся в неопределённом состоянии".
Между тем как раз на противоположном от Владимировки берегу стоит Хабаровск. Здесь, как и в прошлом году, работа кипит: на набережной установили водоналивную дамбу, которую вместе со спасателями сооружали добровольцы. На нескольких улицах работают насосы, правда, сдержать воду удается не везде. По подсчетам спасателей, наводнение пришло в 35 городов и сел региона. Затоплено 47 жилых домов и больше 2000 участков. У краевого центра вода начала убывать, но гребень паводка смещается ниже по Амуру, в сторону Нанайского района.
Несмотря на то что в этом году ситуация с наводнением не такая острая, как в прошлом, на затопленных территориях уже побывал врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев. Он показательно проехался по дамбе вдоль микрорайона "Строитель". Здесь оперативно, еще до начала сильного подъема воды начали стоить защитные сооружения – как шутили жители, чтобы не уплыл открытый в прошлом году торговый центр.
Заехал Дегтярев и в село Корсаково-2, где, по подсчетам МЧС, вода зашла в 34 дома – почти 2/3 от всех, которые насчитали затопленными спасатели в крае. Как утверждает пресс-служба правительства региона, местные жители компенсаций и ремонтов домов не хотят: дамбу обещают построить с 2013 года, когда случилось самое масштабное наводнение. Но как-то не сложилось. Так что, пообещал Дегтярев, село, скорее всего, расселят и признают непригодным для жизни.
Вот только Корсаково такое не единственное, где не могут построить защитные сооружения уже семь лет. Даже полпред президента в ДФО Юрий Трутнев признал – запланированные семь лет назад защитные сооружения готовы в крае всего на 1,5%. Только не совсем понятно, что огорчило его больше – отсутствие защиты или необходимость компенсаций.
– Ждать больше невозможно, – цитирует Трутнева издание "Хабаровский край сегодня". – Сегодня паводок не очень большой, а если завтра придёт большой, мы будем снова тратить десятки миллиардов, чтобы помочь людям, это совершенно недопустимо. Глупо наступать на одни и те же грабли раз за разом, если средства выделены, чтобы людей защитить, ждать дальше, чтобы пришла новая беда, нельзя.