В Хабаровске 11-ю субботу подряд прошла массовая протестная акция. Это был 71-й день протестов с момента задержания бывшего губернатора края Сергея Фургала. Несмотря на назначенный недавно одному из протестующих штраф в 150 тысяч рублей, несколько тысяч человек снова собрались на центральной городской площади. На штраф скидываются коллективно.
В Хабаровске сегодня по-осеннему прохладно и сыро, моросит дождь. И, тем не менее, как всегда по субботам, в полдень люди собрались на площади Ленина. Полицейских снова было практически не видно, но сегодня власти решили помешать протестующим по-новому: на всю площадь из динамиков играли симфонии Бетховена. Концерт, как анонсировали из громкоговорителей, посвящен 250-летию со дня рождения великого композитора: мэрию не смутил даже тот факт, что он родился 16 декабря.
– Извините, ничего не слышу! – пытались общаться между собой протестующие. Но подмога пришла быстро – у хабаровчан есть уже несколько мегафонов, на которые жители скинулись сами, у некоторых имеются даже небольшие микрофоны на батарейках с встроенным динамиком.
– Да нас этим не заглушить, – замечает пенсионерка Елена. – Им все непонятно, что нас не сломать, мы кричали, кричим и будем кричать. А Бетховен нам в помощь! Люди спрашивают, что за симфония: пятая или шестая? Вот, развиваемся.
По ее словам, все, кто выходит на площадь, готовы к штрафам, так что даже суммы в 150 тысяч рублей митинги не остановят.
– Я и сама скидывалась. Мы же не просто так кричим "Один за всех – и все за одного". Правда, среди моих знакомых отношение к нам разное. Есть и те, кто вообще не знают о том, что акции проходят: вот, на работе у меня такие люди есть. Но вот все говорят, пенсионеры – неграмотные, только телевизор смотрят и Соловьева слушают. А нет, мы смотрим ютуб, по ночам плакаты пишем, шарики делаем, чтобы их потом раздать – как "семечки", мы это так называем. Дети наши, внуки здесь. Так что симфонией нас не сломить, – уверена Елена.
Однако привычный маршрут в этот раз – по улицам Карла Маркса, Комсомольской, Ленина и Пушкина – неожиданно изменился. Сначала протестующие решили дойти до администрации города, чтобы провести там митинг за отставку городского мэра Сергея Кравчука. Но на перекрестке с улицей Дикопольцева часть колонны, около 70 человек, решили дойти более длинным маршрутом до железнодорожного вокзала. Без эксцессов там не обошлось.
– Мирный протест! Кто-то как крикнул, что я провокатор, эшник, – и все, началась драка, – рассказывает хабаровский журналист Дмитрий Судаков. – Я пытаюсь показать удостоверение, но его не видит никто, орут, что, мол, мы ничего не пишем про митинги. А они просто газет не читают! Говорят: "Надо аккредитацию получать". У кого бы я ее получал: в правительстве никогда не оформлял, и у митингующих не буду. Вот такой он, мирный протест. Это когда их много было, там непонятно было, кто есть кто. А теперь все на виду, вот и от малейшего подозрения начинают непонятно что. По-моему, сегодня просто картина "Митинг, Бетховен и немножко нервно".
Тем временем основная группа митингующих уже вернулась на площадь Ленина. Сегодня хабаровчане продемонстрировали новые лозунги: "Путин старичок – выпей Новичок", "Крысиный король человека украл. Верни по-хорошему", "Путин, нам не по пути", "Немцы выводят из комы Навального, а Хабаровск – Россию", "Пока в стране живут "терпилы", у власти будут "твари" и "дебилы" и, обращаясь к городскому главе, – "Кравчушка, Хабаровск – не кормушка". Там же, на площади, на столиках возле ларька с шаурмой развернулся пункт сбора подписей за отставку мэра. Некоторые, узнав об этом, специально пришли на площадь. Хотя в митинге участвовать не стали.
– Да скоро все перестанут ходить. Смотрите, с каждым днём все меньше людей, – уверен участник митинга Евгений. У него одного плакат с вопросом "Кто убил Тесака?". – Навальный, Тесак, Фургал – все это жертвы путинского режима. Тесака довели до самоубийства, я так считаю. А Фургала и Навального Путин устраняет, потому что не любит всю оппозицию. Среди моих знакомых вот все поддерживают, но ходит мало кто. Одни ходили, но на штраф попали. Кто-то просто никогда не ходил и не будет. А такая музыка – да глупости. Люди сами перестанут.
Между тем во всех регионах, где 13 сентября состоялись выборы губернаторов, победили ставленники Кремля. На вопрос о том, почему люди голосуют именно так, протестующие называют эти результаты фальсификациями. Но при этом понимают: вероятность того, что власть пойдет на какие-то уступки, минимальна.
– Я не думаю, что мы добьемся. Власть максимально делает вид, что ничего не происходит. Есть регионы со своими проблемами, там тоже выступают, но то, что народ чего-то добьется, – это вряд ли. Но наши протесты – они не для того. Вот на следующих выборах никаким единороссам шанса люди просто не дадут, – уверен протестующий Леонид. – Ведь в Хабаровске том же люди наконец поняли, кто такой Кравчук, у них глаза открылись. И вот эти протесты – это для развития гражданского общества. И вот на следующих выборах посмотрим.
С ним согласен и Дмитрий. Правда, он смог найти позитивное даже в Бетховене на всю катушку.
– Хорошо ведь, что не Нюшу какую-то включили. Интересно, а песню можно заказать? "Лебединое озеро", как в 1991 году, или "Времена года"? А может, Ролдугина позовут, он-то исполнитель хороший (Сергей Ролдугин – российский виолончелист, дирижёр, музыкальный педагог и предприниматель, долларовый миллиардер и близкий друг Владимира Путина. – С.Р.)? Так Хабаровск превратится в культурную столицу, скоро поэтические вечера на площади проведем, людей больше будет, – шутит Дмитрий. – Но вот со штрафами в 150 тысяч человека наедине оставлять нельзя. Конечно, и я по мере сил скидывался. Но равнодушные хабаровчане, безусловно, остаются. А жаль.
У некоторых участников протеста на фоне политики и вовсе начинаются проблемы и ссоры в семье. Как рассказал Александр с плакатом "Алексей, живи", его жена никак на митинги идти не хочет.
– Власть уже не знает, как палки в колеса протестующим поставить, всякую чушь придумывают, – сетует Александр. – Люди среди моих знакомых есть всякие: кто за, кто против. Говорят, мы дураки. Жена у меня такая – ругаемся из-за этого, честно сказать, дело до развода скоро дойдет. Была б моя воля, я бы на рельсы лег, а то так можем лет пять ходить. Правда, и забастовки, не знаю, помогут ли – сплошь коммерсанты же. Никаких заводов, фабрик. А мне кажется, мирным путем не сменится. Никто просто так не уйдет по собственному желанию.