Ссылки для упрощенного доступа

"Я не собираюсь у всего Забайкалья спрашивать, строить мне тут храм или нет". Конфликт РПЦ и читинцев


В Чите РПЦ претендует на восемь с лишним гектаров городской земли: православная церковь планирует построить на трех участках три храма и детский духовно-патриотический центр. Для этого она просит поменять целевое назначение земель, прописанное в документах. Эти планы вызвали возмущение среди читинцев, которое они выразили во время прошедших на днях публичных слушаний. Побывал на них и корреспондент Сибирь.Реалии.

Служащие местной епархии заявляют, что с 2015 года общаются с жителями микрорайона Сосновый Бор, где планируется возвести один из храмов, и никто из горожан якобы не был против. Сами горожане так не думают.

– В феврале, когда только пошел слух, что будет храм, мы собирали подписи и почти 1500 собрали против. У нас есть те, кто хочет храм в Сосновом Бору, но большинство против, – рассказала местная жительница Татьяна Белоконь.

Самый большой участок земли, на который претендует епархия, находится в сосновом лесу, в черте города, у обводной трассы. Там располагается бывший военный объект, есть несколько зданий, пригодных для восстановления. Под духовно-патриотический центр планируется занять 8 гектаров. Пока непонятно, сколько вековых сосен пойдет под вырубку, но уже известно, что уничтожения деревьев не избежать. И людям это совсем не нравится.

Игумен Сафроний и протоиерей Павел Матвеев
Игумен Сафроний и протоиерей Павел Матвеев

– На территории будет располагаться сам храм в честь мучеников Флора и Лавра вместимостью 150 человек. Там расположен лесной массив, парковая зона. Также там будут слесарные, гончарные, столярные мастерские. Творческий труд – он необходим. Он развивает ребенка не только физически, но и умственно. Развивает в нем художественные дарования… Также на территории будут расположены спортивные сооружения, скалодром, веревочные лестницы, беговые дорожки, тир, стрельбища… Там, где есть спорт, нет места ни наркотикам, ни табаку, ни алкоголю, – рассказал о планах епархии игумен Сафроний, настоятель мужского монастыря.

Планируется, что здесь будут отдыхать семьями. К идее открыть православно-патриотический центр с сомнением отнеслись спортсмены. Как рассказал спортсмен и предприниматель Владимир Когерманов, с 2017 года он вместе с единомышленниками штурмует пороги кабинетов с предложением открыть на этих восьми гектарах детский спортивно-оздоровительный комплекс, как особо отмечает Владимир, без вырубки сосен и без всякой религиозной или идеологической составляющей.

– Я уже устал, честно, я устал, – говорит Владимир. – Документацию мы разрабатывали с 2017 года, это все подтверждается документально, подписями чиновников. Мы хотели сделать детский спортивно-оздоровительный комплекс. Не можем мы к нему привязывать религию, так как самбисты – это буряты у нас в крае. Если мы говорим о конфессиях, то пусть это будет для всех. А спорт – дело такое, нерелигиозное.

Третий спорный участок, который присмотрела для себя местная епархия РПЦ, находится в Чите, на улице Ангарской, и прилегает к зданию бактериологической лаборатории, где, в частности, проводят анализы на ковид.

Тот самый колокол, а за ним – здание лаборатории
Тот самый колокол, а за ним – здание лаборатории

Как будто в качестве символа того, что строительство – дело уже решенное, почти полгода за забором лаборатории лежит купол будущего храма. Это место выбрано, потому что в 19-м веке там располагался Покровский женский монастырь и хранились мощи великой княгини Елизаветы. Депутат Законодательного собрания Забайкальского края Светлана Скубьева представила подробное заключение Союза архитекторов Забайкалья. Эксперты категорически не рекомендовали строить храм рядом с медицинским учреждением. Так что ради строительства храма лабораторию придется перенести. Впрочем, представителей РПЦ это не смущает.

В Чите с ее населением в 350 тысяч уже построены и действуют 11 православных храмов. При этом в городе всего одна мечеть, один буддийский дацан, а синагоги и вовсе нет. В Забайкалье проживают представители 120 национальностей. Самые многочисленные – русские и буряты. В Забайкалье зарегистрированы 107 религиозных организаций: православных, евангелистов пятидесятников, буддистов, представителей ислама, иудаизма и лютеран.

Для обсуждения столь злободневной и острой темы возведения храмов администрация Читы предоставила максимально удаленную от центра города площадку – спортивную базу "Березка". Добраться туда можно только на автомобиле, общественный транспорт в эти края не ходит. Все, кто приехал, сосредоточились на стадионе, где собралось более 500 человек. Некоторые из них прибыли организованными коллективами: в частности, послушниц из Атамановского женского монастыря доставили на специальном туристическом автобусе.

Владимир Курбатов
Владимир Курбатов

– Почему слушания проходят здесь? – взяв микрофон, поинтересовался один из участников мероприятия Владимир Курбатов. – Все три участка, которые мы обсуждаем, в другой стороне. Я не против церкви, не хочу задеть чувства верующих. Но, может, жители тех районов, где затевается строительство, будут против? А то, что вы здесь проводите, это ни в какие рамки не лезет, так не должно быть. Эти слушания должны быть признаны незаконными.

Представители читинской мэрии объяснили, что специально выбрали открытую площадку – из соображений эпидемической безопасности, чтобы сторонники и противники строительства трех храмов не заразились коронавирусом. При этом в городе есть немало других открытых площадок, где можно было бы провести слушания – в частности, площадь Декабристов, стадион СибВО, площадь Ленина. Добраться туда можно на общественном транспорте без малейших затруднений.

В самом начале слушаний чиновники предупредили собравшихся, чтобы не рассчитывали на голосование.

– Мы не собрались здесь проголосовать кто за, кто против и большинством голосов определить назначение этих участков, – объяснил собравшимся Александр Зудилов, глава комитета градостроительной политики. – Мы пришли сюда высказать свое мнение и, если есть какие-то проблемы, о которых мы не знаем, которые могут нанести вред городу, наверное, донести их до общественного обсуждения.

Едва начавшись, публичные слушания превратились в подобие скандального ток-шоу. Сторонники строительства храмов сосредоточились в правой части стадиона, противники – в левой. Когда слово брали те, кто позволил себе не соглашаться с планами строительства объектов РПЦ, со стороны православных активистов доносились свист и хохот. Кроме того, представители церкви предложили присутствующим сделать выбор, исходя из того, за они или против строительства храмов:

– Либо я венец божественного творения, либо я биологическое существо – животное, – так определил выбор людей протоиерей Павел Матвеев, настоятель Свято-Лукинского храма.

Эльвира Паламова
Эльвира Паламова

– Меня очень оскорбило выступление представителя РПЦ, я человек другой национальности, другой конфессии, – взяла слово блогер и журналист Эльвира Паламова. –Почему теперь меня ставят перед выбором – человек я или не человек? Сейчас представители РПЦ очень много говорили о нравственности! Почему вы связываете и подменяете понятия? Если человек неверующий, то он безнравственный?! Это неправильный подход абсолютно. Нельзя так людей оскорблять!

– Уберите сумасшедшую! – выкрикнул из толпы казак Александр Еременко, тщательно фиксирующий все происходящее на камеру. Никто его не осадил.

"Лучшее детям надо отдать, а не набожным"

Уже как минимум пару лет в соцсетях и СМИ читинцы регулярно напоминают представителям епархии о состоянии православных архитектурных объектов, за которые давно пора было бы взяться. Один из таких – церковь Успения пресвятой Богородицы в селе Калинино, что в 300 километрах от Читы. Это самый древний православный храм в Забайкалье. В 2012 году забайкальская епархия собрала более 10 миллионов рублей пожертвований на реконструкцию храма. С тех пор церковь так и стоит в развалинах, а деньги, по заверениям духовенства, лежат на специальном счете.

Вопрос о состоянии "Белой лебедушки", как называют храм в Калинино, вывел главу Забайкальской митрополии митрополита Димитрия из себя. Противники строительства новых храмов засомневались, не будут ли и они со временем заброшены.

– При всех выступлениях церковь делает большой акцент на исторических аспектах. Но при этом церковь демонстрирует свое халатное отношение к своим же территориям. Взять то же село Калинино. Территория брошена, храм просто в запустении, – высказалась Мария Кузнецова.

– И по поводу Калинино и прочих храмов. Я участвовал во всех совещаниях, которые проводились по Калинино, – заявил Димитрий. –Ситуация такая: на данный момент храм церкви не принадлежит, он принадлежит городу Нерчинску. И мы никаких законных действий не можем там произвести.

Зачем в таком случае собирались деньги на восстановление этого объекта и какова судьба других брошенных и нуждающихся в реставрации старых православных храмов, митрополит Димитрий не пояснил, а сразу перешел к теме строительства новых.

– Простите, но я не собираюсь и не планирую у всего Забайкалья спрашивать, строить мне здесь храм или нет. Я действую по закону. И согласно этому закону я обращаюсь в администрацию.

Впоследствии это высказывание главы епархии обошло соцсети и новостные ленты, собрав множество гневных комментариев. Одно из наиболее активных обсуждений состоялось на сайте Чита.ру.

– Да что же это такое, третье тысячелетие на дворе, какие церкви? У нас в районе Магистральной нет школы, совсем нет, дети ездят на маршрутках по несколько остановок. В Чите и сходить некуда, постройте лучше ребятишкам аквапарк. Ну, что за средневековье такое!

– Знаете, если бы церкви действительно благое дело несли обществу, то они бы давно уже могли пожертвования на помощь онкобольным детям отдавать. Вот это было бы правильно! А на строительство церкви с золотыми куполами стоимостью 3 млрд. рублей, что от них толку, очередной банк сбора пожертвований от прихожан?

– А уж как мы устали от этой РПЦ, которая лезет во все сферы нашей жизни. лезет к нашим детям, особо не церемонясь!

Сидели в своих церквях и не лезли бы к остальным людям. Кому надо, сами придут. Проблема в том, что сами мало идут, денег не хватает, вот и наглеют, пользуясь осиповской поддержкой. Осипов (губернатор Забайкальского края) пусть катится в свою Москву со своей религией! И попов своих пусть с собой забирает. А мы разберемся как-нибудь сами.

В паблике "Сейчас в Чите" во "Вконтакте" провели голосование, посвященное строительству объектов РПЦ в выбранных епархией местах. Из более 1000 проголосовавших лишь 6,4% высказались за. Остальные идею не поддержали. Под голосованием многие оставили комментарии с объяснением своей позиции.

Алексей Гордеев

Не хочу задеть чувства верующих но это перебор – лучшее детям надо отдать а не набожным

Танюша Иванова

Действительно, если хотите церковь, лучше восстановите разрушенные ( больше пользы) меньше заброшенных зданий

Ольга Помозова

А что за несправедливость: значит церквей куча, а буддийских храмов по пальцам пересчитать можно! И при этом последние не орут на каждом углу что им тоже надо везде храмов наляпать (( вот и задумайтесь, кто мудрее и нужнее))

Людмила Подойницына

Мне теперь интересно, а кто тогда собирал средства на ремонт этой церкви в Калинино? Лет 10 назад... Куда денежки верующих пошли?

Uri Kurt

Если поп Дмитрий (по-другому его назвать не могу), таким образом плюёт на мнение Забайкалья, то оно конечно же утрётся ... , но если Забайкалье плюнет на него ..., от боюсь, что он – утонет

Алуа Глад

У нас в селе нет театралки и художки и клуба, изза этого все спиваются и валят, а дети шляются, одну девочку инвалида похитили и немогли найти и теперь праздники до 10 ч идут . Детям надо бесплатно все сделать, муз. школу, художку, театр, карате, проезд бесплатно. А не храмы эти пустые.

Эдуард Македонский

Молится и дома можно

Лена Бурцева

Медицина нищая.
Если такие сердобольные отдайте действительно нуждающимся, столько людей больных, каждый день просят о помощи.
Вот это Боженька заметит! А зачем здания, при таком уровне жизни, скоро в них ходить некому будет.

Основные аргументы противников проекта РПЦ сформулировал участник слушаний читинец Александр Игумнов:

– Я не против строительства храмов, но после того, как будут решены все социальные вопросы. То есть построятся школы, не будут дети ходить в школу в три смены. Пусть сначала решатся наши проблемы. У нас церковь отделена от государства? Отделена. Вы постойте сначала в сторонке, мы вопросы и проблемы свои решим. А потом вы лезьте, суйте свою голову. Вы к нам культурно и уважительно, и мы к вам культурно и уважительно. Я в сознательном возрасте крестился, мне было 19 лет, но как вы себя ведете по отношению к нам, вы очень агрессивные!

– Из каких финансовых источников будет это финансироваться? – вновь взяла слово Эльвира Паламова. – Сколько будет это составлять из бюджета, за счет моих налогов в том числе? Почему это центр называется духовно-патриотического воспитания? А вы будете туда принимать людей других конфессий? Не хватает спортивных площадок, социальных объектов, не хватает детских садов. Освистывать меня не надо!

Митрополит Димитрий
Митрополит Димитрий

– Нужно понимать, что это выделение земельных участков под строительство храмов впервые за множество лет, – продолжал убеждать собравшихся митрополит Димитрий, – последнюю борьбу мы помним за кафедральный собор, а это был 2000 год. Но представьте себе, сколько времени прошло. Не вдруг и не сразу… Это длительная плодотворная работа… Если кто-то не очень хорошо чувствует себя, когда видит крест или храм, это уже другого рода болезнь, и это не предлагается к обсуждению… Не предполагается участие, во всяком случае сейчас, администрации или иных государственных органов в этих проектах.

Тем не менее утверждение о том, что бюджетные средства задействованы не будут, участники слушаний восприняли с недоверием. То тут, то там в толпе возникали перепалки:

– Тут не обсуждается ничего с гражданами, все решили уже.

– А потому что с нами Бог, потому и дали. А вы, когда пред Богом-то предстанете, вам не стыдно будет?

Послушницы женского монастыря приехали и уехали на автобусе
Послушницы женского монастыря приехали и уехали на автобусе

С общественных слушаний читинцы разошлись уже затемно. С формальной точки зрения процедура была соблюдена. Закон говорит, что на слушаниях информируют граждан, а мнение, высказанное их участниками, носит рекомендательный характер.

Но противники строительства храмов обменялись контактами и готовы продолжать противодействие. Например, пикетировать начало строек.

– Эта ситуация провоцирует социальный взрыв, – говорит Роман Берг, депутат Заксобрания Забайкальского края. – Ко мне приходят с обращениями против строительства храмов избиратели, люди говорят, что собирают подписи, будут обращаться к Трутневу (полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе) и к главе государства. Люди очень возмущены поведением митрополита Димитрия, главы Забайкальской епархии.

Конфликты РПЦ и представителей общественности, связанные с попытками Православной церкви построить свой очередной объект, возникают в российских городах нередко. В частности, на протяжении нескольких лет продолжалось начавшееся в 2015 году противостояние представителей РПЦ и православных активистов с одной стороны и защитников московского парка Торфянка – с другой. В парке планировали построить храм Казанской иконы Божьей Матери. В итоге противники этого проекта добились его отмены: под строительство выделили другую площадку.

Летом 2019 года после месяца довольно ожесточенного конфликта жителям Екатеринбурга удалось отстоять сквер Октябрьской площади у Драмтеатра, где РПЦ собиралась строить храм Святой Екатерины.

XS
SM
MD
LG