Десятую субботу подряд жители Хабаровска выходят на митинги в поддержку бывшего губернатора Сергея Фургала. Акции конца августа – начала сентября не столь многочисленны, как месяц-полтора назад: есть ощущение, что выходят теперь самые стойкие и убежденные в своей правоте.
Корреспондент Сибирь.Реалии побывал на очередной хабаровской акции протеста, чтобы спросить у людей: что должно случиться, чтобы они перестали выходить на митинги, почему, по их мнению, Путин за два месяца не нашел времени приехать в Хабаровск и чем закончится эта история для страны, их города и Кремля?
Сегодняшняя акция собрала около шести тысяч человек – больше, чем в прошлую субботу. Правда, пресс-служба администрации города успела сообщить, что на площадь Ленина вышло только 700 протестующих, и число участников протеста "продолжает снижаться". Кроме того, городские власти отметили, что с 11 июля зарегистрировано 4131 административное правонарушение участникам автопробегов, сотрудники полиции составили 178 протоколов об административных правонарушениях, а 23 человека были арестованы.
Но такая статистика митингующих не пугает. По словам постоянной участницы митинга Альбины, все сразу знали, на что шли.
– Все будут идти до конца, до закрытия дела против Фургала. Но сейчас сотрудники полиции столько нарушений при задержаниях допускают, что все это можно обжаловать. Я и сама провела ночь в изоляторе, хотя меня могли отпустить домой, – уточняет Альбина. – Были даже случаи, что права и статьи закона полиция с телефона зачитывала – настолько некомпетентны! А всех судей люди пофамильно уже знают – у кого какие приговоры готовы, кто сажает, а кто штрафует.
При этом ее товарищ Павел считает, что главная проблема власти – не только некомпетентность.
– И Путин, и все чиновники боятся массовости. Да и сказать они не то что не могут, просто не умеют. Их учили 30 лет воровать, решать свои дела какие-то подковерные. Так что они не только непрофессионалы, но еще и трусы. Если даже Дегтярев не вышел – а уж у него шанс был сказать хоть что-то, то Путин и подавно не выйдет никогда, – считает Павел.
Есть на протесте и совсем юные лица.
– Вот, хотела ты прийти, пожалуйста, – говорит женщина своей дочери лет 14. – А-то все по интернету, да по интернету. Смотри, даже женщины беременные здесь есть! Но я бы в положении не пошла.
– Путина в отставку! – подключается к хору митингующих девочка. – А почему не пошла бы, разве это плохо?
– Да как-то опасно, что ли.
Между тем уже вторую субботу подряд полиция не стоит в оцеплении перед крыльцом здания правительства Хабаровского края, возле которого и проходит митинг. По ходу шествия сотрудников тоже не так много – митингующих встречает экипаж ДПС только по пути шествия на Комсомольской площади.
Все акции в Хабаровске обходятся без беспорядков, до драк, конфликтов, противозаконных действий ни разу не доходило. Протестующие сами быстро вычисляют провокаторов. Правда, если раньше провокаторами считали всех, кто начинал выкрикивать антипутинские лозунги, то теперь их подхватывает почти вся колонна.
"Путин – вор", "ЕдРо – помойное ведро", "Путин, выпей чаю, Хабаровск угощает", "Долой путинский беспредел", "Двадцать лет – доверия нет" – эти кричалки и транспаранты уже стали визитной карточкой субботних митингов. Не забыли о них и сегодня, в десятую протестную субботу.
Самые креативные умудряются облечь антипутинские лозунги и свою гражданскую позицию в нетривиальную форму.
– Ходить мы не прекратим, большая часть людей останется, костяк вот такой, как сейчас, – объясняет хабаровчанка Вера. На митинг она пришла в образе дворника – с метлой и в спецовке. На спине надпись "Против мусора". – Те, кто и не присоединится, будут пристально наблюдать. Силы-то у всех разные. У людей школа началась, кружки, так что в будни и выходят меньше. Но если что-то такое произойдет, то, конечно, опять все выйдут. Это уже не остановить. И даже если Путин приедет, то что он может нам сказать? Ему и сказать-то нечего. Я же не просто так – против мусора. В первую очередь против мусора политического. Каким, к слову, стал и наш президент. Его тоже надо менять.
По ее мнению, два месяца протестов сильно повлияли на всю Россию, но особенно на Дальний Восток и Сибирь.
– Абсолютно изменилось отношение к власти, превратилось в полное недоверие к чиновникам и СМИ, вещанию зомбоящика. У меня мама пенсионерка всегда смотрела новости, доверяла всему, что говорили по телевизору. И представьте, с 9 июля не смотрит его вообще. Пенсионер, который на смотрит телевизор! Все люди стали активнее в политических вопросах и на следующие выборы точно более осознанно будут выбирать власть. Так и сменим нынешних чиновников. Ведь нынешняя власть делает все, чтобы это произошло. Еще одно такое событие, как арест Фургала, и все. Все города выйдут, – уверена Вера.
Другой постоянный участник митингов – казак Василий, тоже не теряет энтузиазма.
– Я не приду на митинг только после того, как Фургалу вынесут оправдательный приговор. А пока этого не произойдет, будем ходить до победного. У нас же за последние 100 лет в такой массе народ ни в одном городе не выходил, – объясняет Василий. – А Путин не то, что сюда не приедет. Он просто трус, вор и негодяй.
– Ну что ж так про президента! – вступается женщина рядом.
– А как!? Из-за своей трусливой натуры он не приедет. Он воспитан в коммунистическое время, гэбэшник, негодяй, вот и все. Нас уже сто лет прогибают эти гэбэшники, эфэсбэшники, энкавэдэшники и так далее. Даже мою семью – я вольный казак, и моих предков сослали большевики в Якутию.
– А я немного с другой стороны смотрю, – снова подключается к разговору дама, представившаяся Александрой. – Я приехала из Владивостока, поддержать гражданскую активность, которая у нас все больше вне закона. Я не знаю Фургала, но приезжаю, так как вижу единство народа. У нас же как? Приходит кто-то к власти, и все, кажется им, что мы без них пропадем. И у Путина, хоть я его и поддерживаю в чем-то, единоначалие затянулось. А так у нас сплошные гонения. Я работала преподавателем в вузе, на кафедре самолетостроения и вертолетостроения. Так я Путину вопрос задавала: почему у нас не развивается самолетостроение? Строят их, а они не летают, а остальные импортные. Но нас не слышат. Меня вот, в том числе и за политическую позицию, уволили в этом году. И вот тут я готова вместе с людьми орать хоть "Свободу Фургалу" – может, так нас услышат?
Некоторые протестующие надеются на скорое развитие протестного движения. Толчком к нему должны стать завтрашние выборы. В Хабаровске на этот раз выбирают глав сельских поселений и районных депутатов, кроме того, в одном из округов пройдут довыборы в Законодательную думу региона.
– Завтра призываю всех на умное голосование, голосовать против партии жуликов и воров, – говорит Владислав. – Это поможет не распылять голоса за "самовыдвиженцев" от ЕдРа. И как только люди увидят, что опять происходят массовые фальсификации, что их голос украли, все пойдут на улицы отстаивать свое право выбора. У нас же как – если бы мы в 2018 году выбрали единоросса, то никаких бы митингов у нас не было. И вот когда люди увидят, что на их голос наплевали, то пойдут на улицы. Но у нас точно за Фургала будут идти до конца. Или пока его не освободят, или пока все правительство не уйдет в отставку.
Уверен в продолжении протестов и Павел, который на митинге также далеко не в первый раз.
– Меньше народу, конечно, но основной костяк все равно останется. Трудно сказать, чем кончится, какая развязка нас ожидает. Сейчас, мне кажется, все ждут, а власти думают, что само рассосется, – рассуждает Павел. – А Путин что? Он два месяца точно из бункера не выходит, посетителей не принимает. Так что ни он, ни кто-то из министров не приедет. Они так и будут демонстрировать свое пренебрежение к краю. Хотя, я думаю, они и другого боятся – как бы их публично не освистали. Народ-то вряд ли встретит их дружелюбно.
Особого упоминания удостоились на акции провластные СМИ. Досталось, в частности, местному телеканалу "Губерния" – для его журналистов протестующие подготовили отдельный плакат.
Хабаровчане после арестов, задержаний и штрафов стали осторожнее. Все больше людей в масках, хотя даже официально ограничения по коронавирусу в регионе сняты. Некоторые заходят настолько далеко в своей конспирации, что утверждают: я с другой планеты.
– Я буду выходить, пока не освободят Фургала. Они ведь его точно освободят, выбора у них другого нет, – замечает Лорд Вейдер, размахивая световым мечом. В руках у него табличка "Я на светлой стороне". – А Путин, он же боится мятежников. Да и не то что с людьми разговаривать – он вообще ничего уже не может. Протесты уже сильно повлияли на Россию. Но я-то тут мало кого знаю, я же с другой планеты.
– Я думаю, что будут выходить, пока не будет нормального результата, – уверен Вячеслав. – По крайней мере по выходным, а в будни 30–50 человек. И продолжаться это будет долго. Остановить сможет освобождение Фургала – это минимум. Но я надеюсь на подвижки в целом в России. Сейчас от протестов тоже есть результат – человек жив, условия в СИЗО у него лучше, чем могли бы быть. Мы привлекли к нему внимание. Путин и другие чиновники уже не приедут. Им же нужно сохранить лицо, а сейчас это уже не красиво, даже "банщик" (врио губернатора Дегтярев. – Прим. СР) не выйдет. Да он, честно говоря, никому и не нужен, никто не собирается с ним разговаривать. Так только, посмотреть на его реакцию. Остальные все могли приехать, крутились возле Хабаровска, но так никто и не заехал из крупных чиновников. Их больше проблемы других стран волнуют, а не Хабаровска. Так что сюда они никогда не приедут. Но внимание мы, конечно, привлекли. Даже этот, усатая голова говорящая, не хочу его фамилию называть даже, упомянул митинги наши один раз.
Те, кто говорят, что заняты и не могут прийти, – это следствие, а не причина, я считаю. Здесь, на площади, все, кому не безразлично будущее, все, кто хочет что-то изменить. Их много, и мы это видим. И вот все спрашивают количество митингующих. Но это давно уже не важно, на самом деле. Нужно чаще ходить другими маршрутами, чтобы другие видели, что происходит, – считает Вячеслав.