Ссылки для упрощенного доступа

Беларусь как "остров стабильности и страна для людей"


Михаил Немцев
Михаил Немцев

Прямо сейчас скоропостижно в России умирает одна иллюзия. Она была дорога здесь очень многим. Ещё совсем недавно в наших широтах в разговорах можно было часто услышать, что вот, Белоруссия – "это настоящая страна для людей". Там чистые ухоженные города. Там вообще везде очень чисто. Там очень дешёвый бензин и нет безработицы. Там реальная забота о людях.

На многих приезжавших в Беларусь россиян видимая благоустроенность, упорядоченность, спокойствие жизни там производили сильное впечатление. Идиллия. Беларусь напоминала им "Россию, которую мы потеряли". Это был как бы остров состоявшегося социализма. Он выжил среди постсоветских бурь. Потому что во главе его был умелый рассудительный правитель, который заботится о своих людях, не даёт их в обиду. На Лукашенко с его олдскульными усами и нарциссичными манерами посмеивались. Но в возглавляемой им стране, казалось многим, было тихо и уютно. У Беларуси получилось пережить постсоветское время без потрясений.

В России менялись правители и правительства, шла война в Чечне, взрывались дома, задыхались подводники "Курска". А совсем рядом были аккуратные тротуары, хорошие дороги и всё, что необходимо для спокойной жизни. Поэтому Лукашенко был для многих россиян годами чем-то вроде "правильного Путина", Путиным со стабильным социальным обеспечением, но без Чечни и "Курска". И тот факт, что в Беларуси как будто десятилетиями ничего не происходило, казался подтверждением возможности сохранить в одной стране лучшее от социализма, то есть стабильность и возможности спокойно заниматься своими частными делами. Что ещё обывателю нужно?.. В положенный срок в Беларуси происходили выборы, после них кто-то из оппонентов Лукашенко отправлялся в тюрьму, кто-то просто пропадал, кого-то находили зверски убитым. Ну, в России это интересовало немногих. В массовом российском сознании Беларусь представлялась заповедником стабильности на фоне вечно турбулентной жизни Украины.

Всё-таки обыватели в России недолюбливают массовые протестные действия. "Начальство" они тоже не любят, но массовому протесту предпочитают возможность договориться, если только "начальство" позволяет хотя бы попробовать. Может быть, поэтому массовые протесты в Хабаровске так всех и удивляют сегодня. Но и там, если бы "начальство" не отказывалось договариваться так откровенно и оскорбительно, может быть, массовый протест уже бы и закончился к общему удовлетворению.

Беларусь в глазах многих россиян была таким местом, где все со всеми договорились.

И вот пришёл 2020 год, президентские выборы, и вдруг за пару суток стабильность и благолепие просто исчезли. На улицы, казалось, спокойнейших городов, с хорошими тротуарами и бордюрами, вышли мирно протестовать вчерашние избиратели, а против них выдвинулся совершенно озверевший ОМОН. Судорога жестокости. Разбитые лица, искалеченные прохожие, стрельба пластиковыми пулями по толпе и окнам, массовые аресты с избиениями и унижениями беззащитных людей. Начался откровенный террор. Почти как в Латинской Америке в середине прошлого века.

Трудно хоть как-то симпатизировать этому судорожному насилию. Хотя есть и те, кто готов оправдывать любые действия власти, даже и кровопролитие. В России их одно время называли "охранителями". Они раньше иной раз были готовы попенять Лукашенко, мол, всем он хорош – но почему же он так не хочет быть "нашим"? Теперь охранители должны изыскать доводы, обосновывая, что без этой демонстративной жестокости всё-таки было бы хуже. Это трудно. Любой пользователь интернета может теперь увидеть переданные из Беларуси вопреки отключению интернета ролики, на которых люди в форме избивают, калечат, обстреливают даже не только собравшихся группами потенциальных протестантов, хотя и это чудовищно, но и каких-то одиноких прохожих на улицах. Пытают арестованных. Ну и как оправдать такое? А тут еще и другая проблема. Начальство российское долго не могло определиться, да и сейчас до конца не определилось с тем, какую позицию занять. Нет сверху приказа пропагандистам, нет отмашки. Как трактовать происходящее в Беларуси? Это у них там враждебный Майдан? Перегибы на местах? Чрезмерное применение силы? Что? Нет пока в России четкого указания сверху, как ко всему этому относиться. И в стане лоялистов и охранителей явная растерянность.

Но в массовом сознании в России образ Беларуси как светлого острова стабильности в эти дни окончательно и вдребезги разбит дубинками минского ОМОНа. Этот ОМОН долгие годы учили делать именно то, что они делают сейчас. Их тренировали подавлять протесты, ломать волю к сопротивлению, унижать, белорусов учили уничтожать белорусов. До сих пор омоновцы просто не имели повода так развернуться.

И вот вдруг выяснилось, что белорусские "порядок и стабильность" и вот этот ОМОН с его садистской жестокостью – это две стороны одной медали. И как только вполне, казалось, облагодетельствованные добрым Начальником белорусы пересмотрели своё отношение к нему – тут сразу же на улицах появился ОМОН. Такова была цена идиллии. Такова вообще цена как бы "стабильной" жизни без реальной политики. Оказывается, не так уж уютно жить там, где нельзя сменить Начальника.

Поэтому и на других "островках стабильности" можно поискать глазами: где тут Начальник и какие обученные насилию, вооружённые люди переминаются там в тени с ноги на ногу в ожидании возможности пустить всё своё умение в ход, если у сограждан почему-то иссякнет к этому Начальнику любовь. Угроза их появления на сцену – это реальная цена такой "стабильной" жизни. Сейчас мы это особенно хорошо видим.

Михаил Немцев – философ

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG