80 лет назад, в начале августа 1945 года, Советский Союз вступил в войну против Японии. На Сахалине сейчас снимают фильм "Тайны мыса Анастасии" – о последних сражениях Второй мировой, которые происходили у берегов острова незадолго до этого – в июле 1945 года. Военно-воздушные и военно-морские силы США атаковали Южный Сахалин (принадлежавший Японии) с воздуха, моря и из-под воды. Один раз американцы даже высадили на берег диверсионную группу, устроившую взрыв на железной дороге. Это была единственная сухопутная операция США на территории Японской империи. Среди последних жертв этой военной кампании был японский корабль CD-112, потопленный американской субмариной "Барб" у мыса Анастасии. Первая серия фильма сахалинских кинематографистов посвящена поиску затонувшего корабля.
Летом 1945 года главным театром военных действий стал Дальний Восток. Чарльз Локвуд, командовавший подводными силами Тихоокеанского флота США, в своих мемуарах "Топи их всех!" вспоминал, как молодые и честолюбивые капитаны американских подлодок азартно соревновались, кто больше потопит вражеских судов в Японском, Желтом и Восточно-Китайском морях.
Одним из самых удачливых среди них был Юджин Флаки. Выпускник военно-морского училища в Аннаполисе, он принял командование подводной лодкой "Барб" ("Колючка") в 1944 году. Благодаря решительности своего капитана "Барб" вошла в историю Второй мировой как самая результативная боевая субмарина. Осенью 1944-го подводная лодка отправила на дно японский авианосец "Унъё", четыре танкера и два транспортных корабля.
За свои подвиги молодой капитан получил прозвище Лаки Флаки – Счастливчик Флаки. В мемуарах, опубликованных полвека спустя, он не стеснялся рассказывать о своем суеверном отношении к удаче. Вспоминая, как уходил на торпедную атаку в сахалинском заливе Терпения, Флаки писал: "12:27. Последний взгляд из надводного положения на цель с дистанции 1800 ярдов, и "Барб" уходит на глубину. Перед тем, как окинуть судно последним взглядом, я сказал себе: "Думать о пиве". "Джим, я становлюсь суеверным. Каждый раз, когда я забываю пиво, происходит облом. Пусть Коул положит четыре банки пива в холодильник и посмотрит, как это отразится на нашей удаче".
И удача была к нему благосклонна. По военно-морской традиции США каждое боевое судно имеет флаг с изображением уничтоженных кораблей противника. На флаге "Барба", кроме символов морских побед, есть значок за сухопутную операцию на территории Японии – абсолютно уникальный, потому что это единственный эпизод Второй мировой, когда американцы высаживались на японскую землю.
В 1945 году "Барб" прошла переоборудование – на нее в числе прочего установили ракетную установку. Лаки Флаки получил приказ вести патрулирование в Охотском море в районе пролива Лаперуза. "Барб" долго бороздила море, но не могла похвастаться победами в морских схватках.
На берег отправили диверсионную группу: восемь человек – все неженатые, все бывшие бойскауты
Тогда Флаки решил вынудить японские суда выйти в море. Он обратил внимание, что движение на железнодорожной ветке, проложенной вдоль моря в южной части Карафуто (Сахалин), очень интенсивное. Американский капитан рассудил, что если лишить японцев возможности железнодорожных перевозок, грузы им придется возить по морю.
На берег отправили диверсионную группу: восемь человек – все неженатые, все бывшие бойскауты. Операция чуть не сорвалась: из-за кромешной темноты лодки с восемью подводниками высадились прямо у дверей жилого дома в деревеньке, которая сейчас называется Фирсово.
Подобравшись к рельсам, диверсанты заложили взрывчатку и уже возвращались на "Барб", когда прогремел взрыв и взлетел на воздух железнодорожный состав. Силу заряда усилил взрыв паровозного котла, и на японцев эта история произвела сильное впечатление. Правда, винили они во всем авиацию, не могли даже предположить, что пути уничтожили подводники.
Не первый раз лавры "Барб" доставались летчикам. 3 июля Флаки приказал расстрелять из ракетных снарядов город Сикука (в настоящее время Поронайск) на побережье Карафуто. Чуть позднее он приказал выпустить сорок три 127-миллиметровых снаряда по крупным консервным заводам в городе Тири. В обоих случаях японцы были уверены, что подверглись авиаудару.
Но все же два потопленных возле берегов Карафуто (Сахалин) судна на флаге "Барба" появились. 5 июля "Колючке" удалось потопить транспорт "Саппоро-Мару № 11" водоизмещением 2820 тонн.
Свою следующую жертву "Барб" настигла 18 июля. У мыса Тисия (сейчас Анастасия) экипаж субмарины караулил японские суда, спрятавшись от вражеских сонаров за корпусом лежащей на дне "Саппоро Мару". Подводники заметили большой паром "Соя Мару", направлявшийся в Вакканай. Его охранял эскортный корабль береговой обороны CD-112.
С перископной глубины Юджин Флаки предпринял торпедную атаку на оба судна. В эскортник попала торпеда, после чего взорвался запас глубинных бомб, да так, что у "CD-112" сразу оторвало корму. Семидесятиметровый корабль встал свечкой и начал быстро тонуть. Когда на поверхности оставалось 20–30 футов носовой части, он ударился о морское дно и исчез под водой. Торпеды, предназначенные парому "Соя Мару", не попали в цель. Судно успело скрыться от субмарины, убежав в порт. Из 200 членов экипажа "CD-112" удалось спасти только четверых. Эта история и легла в основу фильма "Тайна мыса Анастасии".
– Идея картины возникла у нас с Александром Челноковым (сахалинский краевед, военный историк), потому что мы мечтали найти CD-112. На нем погибли 195 человек. У берегов Сахалина затонуло много судов, но это одно из самых больших, к тому же лежит на относительно небольшой глубине, в относительно доступном месте. А потом мы стали развивать идею поиска для фильма и говорить о взаимосвязях с другими событиями. И оказалось, что "Барб", которая потопила корабль, – выполняла этап прикрытия операции "Барни", в ходе которой погиб советский траулер "Трансбалт". Так мы выяснили, что всю войну через пролив Лаперуза ходили морские транспорты, доставлявшие грузы из США в СССР. И оказалось, что есть живой член экипажа "Трансбалт". И он мне рассказал, что работал вместе с моим дедом в 46-м году на судне "Степан Разин", и я теперь пытаюсь найти сведения о своем деде.
– То есть, потянув за веревочку CD-112, мы узнали о многих событиях, происходивших у берегов Сахалина, в том числе связанных с нашими соотечественниками и предками, – говорит режиссер Александр Зарчиков.
С помощью историка Игоря Самарина режиссер нашел очевидца гибели судна. Михаилу Ивановичу Сирохата (коренной японец почти всю жизнь прожил с русским именем) тогда было всего 6 лет. Он, как и остальные дети поселка Найси (позднее Хвостово), все дни проводил на берегу – играл, искал в водорослях на отливе жирных селедок. 75 лет назад к берегам Карафуто подходили огромные косяки сельди. Дети собирали запутавшуюся в траве рыбу, особенно ценилась твердая – с икрой. 18 июля 1945 года был обычный летний день. Ребята, как всегда, играли на берегу.
– Я видел, что пароход шел в сторону юга. Никакого взрыва или дыма не видел. Судно внезапно сломалось пополам и в таком виде (показывает ладонями букву V) долго, долго уходило под воду. Ну, мы дети, что… смотрели и смотрели – пароход сломался и тонет, – вспоминает Михаил Сирохата.
19 июля 2020 года, спустя ровно 75 лет после этого боя, съемочная группа фильма погрузилась на катер "Дива".
Район поиска вычислен с помощью отчетов Юджина Флаки, хранящихся в военно-морском архиве США.
– Пришлось освоить непростую технологию расчета торпедной атаки. Определили площадку поиска, внутри которой наиболее вероятно находились затонувшие корабли. С этой схемой и с буксируемым гидролокатором бокового обзора, который наш инженер Николай нежно называл "Рыбкой", мы приступили к поискам, – рассказывает Александр Зарчиков.
Район поиска – оживленное место, периодически его пересекали разные суда. Встретили рыболовецкую японскую шхуну. Связались с рыбаками по рации, спросили, не было ли случаев зацепа сетей за подводные объекты. Рыбаки рассказали о трех местах, где такое происходило. Записали координаты, проверили – нет, это не затонувшие суда.
"Рыбка" на кабель-тросе следовала за "Дивой" на глубине около 5 метров. Иногда ее было видно сквозь прозрачную воду залива Анива-Ван. Огромные медузы с крестами и длинными оранжевыми щупальцами проплывали мимо катера.
Несколько дней команда прочесывала поисковую площадку. Шли вдоль полуострова Крильон, в виду сопок, по которым определяли местоположение моряки с "Барба". Но гидролокатор так и не обнаружил на дне крупных металлических объектов.
– Размышляя над возможными ошибками, пытался найти причину. Конечно, у американских подводников была другая система координат, не та, что используется в современной навигации, и не та, которая используется в картографии, по которой мы работаем. Плюс неизвестно пока, какие именно карты использовал "Счастливчик" Флаки у берегов Карафуто. Возможно, японские. Скорее всего, причина неудачи в разнице в системах координат и картах, – рассказывает Александр Зарчиков.
Кинематографисты пока не нашли погибшие японские корабли. Но поставленную задачу выполнили – отсканировали весь квадрат вероятного местоположения двух судов. И сам процесс поиска, увлекательное приближение к разгадке тайны, стал материалом для первой серии фильма. Но режиссер сохраняет оптимизм и надежду отыскать "CD 112". Продолжение следует.
– Мы верим, что найдем судно. Сейчас рассматриваем несколько вариантов, как продолжить поиски в ближайшее время. Вне зависимости от того, удастся ли обнаружить место гибели судна или нет, до конца года будет готова первая серия "Тайны мыса Анастасии", – говорит Александр Зарчиков.