В Хабаровске начались точечные задержания участников митингов. Сегодня утром при выходе из квартиры задержали журналиста и видеоблогера Алексея Романова. Суд состоялся ближе к вечеру. Приговор – семь суток ареста.
Всю неделю в Хабаровске проходят задержания участников несанкционированных митингов, которые продолжаются в ежедневном режиме вот уже три недели. 28 июля на восемь суток арестовали водителя так называемого "Фургалмобиля" Ростислава Буряка, который в знак протеста объявил голодовку. 30 июля полиция в очередной раз задержала активиста Валентина Квашникова, а суд затем назначил ему штраф в 10 тысяч. Сегодня задержали, а затем и арестовали на семь суток журналиста и видеоблогера Алексея Романова.
Романов – автор собственного канала в Youtube, у которого сейчас 316 тысяч подписчиков. До 2016 года он жил и работал в Хабаровске. Затем создал свой Youtube-канал, в котором критиковал власть, и вскоре, по его словам, "почувствовал пристальное внимание к своей семье со стороны местных силовиков". Вместе с женой и тремя детьми Романов переехал в Грузию, затем работал как видеоблогер в нескольких странах постсоветского пространства. Три недели назад он приехал в Хабаровск, где снимал репортажи о протестных акциях в поддержку Сергея Фургала. Романову вменяют нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ). После суда его тут же отправили в изолятор, не дав пообщаться с журналистами. Его адвокат Константин Бубон рассказал редакции Сибирь.Реалии о подробностях дела.
– За что Алексея арестовали?
– За участие в акции 11 июля. Доказательством стало видео – его собственный репортаж с ютуба. Рапорт о преступлении написали два сотрудника полиции – мы ходатайствовали, чтобы их вызвали в качестве свидетелей, но суд нам отказал. Также в деле был протокол, но в нем сотрудник полиции прямо утверждал, что он на месте в то время не был.
– Как думаете, почему его задержали именно сейчас?
– Я думаю, то, что это произошло именно сегодня, связано с завтрашними акциями (по субботам в Хабаровске проходят массовые шествия и митинги, в которых, по некоторым оценкам, участвуют десятки тысяч человек. – Прим. С.Р.). Полиция пытается задерживать известных людей – вдруг акция благодаря этому не состоится. Это мое оценочное суждение. И ведь осудили его за митинг 11 июля. То есть его могли уже тогда задержать – полиция бы его легко нашла. Но они раздумывали целых три недели, что со всем этим делать. Сейчас, видимо, настала какая-то критическая точка. И начали задерживать всех людей с узнаваемыми лицами: Ростислава Буяка, Валентина Калашникова. И вот, теперь отчитаются перед начальством – задержали целого журналиста! А на самом деле юридически они ничем друг от друга, как и от других участников митинга, не отличаются. Один вот в шляпе ходит, у другого – машина [Фургалмобиль]. А Алексей Романов – журналист. И за неимением лидеров протестов, которые, вероятно, могли бы идти уже и по уголовной статье, берут хоть кого-нибудь: пусть люди пугаются.
– Как держался сегодня Алексей на суде?
– Оптимистично, даже пошутил, что выспится.
– Как оцениваете решение суда?
– Конечно, семь суток – это возмутительно и крайне неприятно. Но я уверен, что он выйдет здоровым, бодрым и в хорошем расположении духа. В понедельник я к нему обязательно схожу, мы подадим жалобу на это решение.
– Алексей Романов не раз говорил, что замечал за собой слежку – так его, по его предположению, выследили сегодня для задержания. С этим будете что-то делать?
– Я бы не хотел открывать наши планы по этому поводу. Определенные планы есть, но делиться ими преждевременно. Это два разных сюжета, оба будем отслеживать, работать, но они не взаимосвязаны. Это разные, параллельные дела.
– Насколько я знаю, Алексей на суде взял слово. Что он сказал?
– Он ссылался на то, что это его журналистский долг – освещать любые общественно значимые события. Подчеркивал, что он не обычный участник, а журналист, и находился на митинге, чтобы информировать обо всем, что происходит в Хабаровске. Также сторона защиты полагает, что использование его же видео неправомерно. Неясно ни его происхождение – хотя понятно, что просто с ютуба скачано, – ни протокола изъятия нет, просто заключение, что видеозапись просмотрена и изучена. Я, честно сказать, подивился, что его собственный репортаж использовали в качестве доказательства его вины. Я таких прецедентов не знаю, честно сказать. На мой взгляд, такая запись не может служить доказательством. Но, как видим, у суда сложилось другое мнение. Мы напишем жалобу, посмотрим. Так и создается судебная практика.
– Как вы думаете, зачем вообще сейчас силовики задерживают людей? Кажется, они только злят митингующих?
– На мой взгляд, власть прямо религиозный страх испытывает перед митингами, мистический. Да и оппозиция зря преувеличивает их значение. Как мы видим, очень много людей на улицах не решают проблему, пока нет лидеров, четкой повестки. Без этого политическое движение буксует. А наши элиты политические оказались не готовы возглавить протесты и направить их в какое-то идейное русло. Сейчас у нас количество митингующих не регулируется ничем и никем и подчиняется случайным перепадам. И главный фактор, который повлияет сейчас на число участников, – это массовые поездки на отдых в Приморье. Люди просто устанут, они же не могут полгода протестовать. Да и незачем это. И когда они поедут отдыхать, то ситуация разрядится.
– То есть скоро митинги закончатся?
– Они как начались стихийно, так же стихийно и закончатся, я считаю. Но все равно, мы провели просто образцовые митинги: ничего не сломано, нет конфликтов, даже мусора нет! Я очень рад, что у нас оказалось такое зрелое общество. Это в любом случае хороший опыт, который многим показал – нужно жить политической жизнью регулярно, формулировать свои запросы к власти. Но нельзя многого требовать от людей сейчас, просто дальше будет какая-то следующая фаза формирования гражданского общества, – говорит Константин Бубон.
В Хабаровске в пятницу вечером протесты продолжились: пошел уже 21-й день. Люди на площади перед зданием правительства края скандируют "Пока мы едины, мы непобедимы!". Сотрудники полиции в штатском задержали еще двоих человек, которые уже собирались уезжать. Журналистам так и не объяснили, в связи с чем проведены задержания, предъявить документы сотрудник в штатском также отказался. Несмотря на протесты митингующих, их отвезли в отдел полиции.
На арест Романова в соцсетях откликнулись десятки комментаторов:
...путинскому OПГ... остается одно ...арестовать и закрыть в клетки всех "голубей" в Хабаровске и по всей России.
На самом деле к этому шло. Будут популярных людей или самых активных прессовать.
Но, надеюсь на нас главное не сдаваться.
Хабаровск, вы огонёк надежды для всей России!
Всех не пересадят.
Ничего каждый арестованный добавит сотню а то и тысячу на улицах.
Сегодня стало известно, что уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Виктория Трегубенко призвала родителей не водить детей на несанкционированные митинги. И намекнула на то, что это будет трактоваться как нарушение закона. "Участие в несанкционированных мероприятиях несовершеннолетних трактуется законом как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, вовлечение детей в деятельность, не связанную с их возрастом", – заявила Трегубенко.
Завтра в Хабаровске планируется очередная масштабная акция протеста.