Ссылки для упрощенного доступа

"Били пятеро полицейских, ногами". В Комсомольске-на-Амуре полиция задержала протестующих в поддержку Фургала


Осмотр избитого Евгения Дильмана в отделении полиции Комсомольска-на-Амуре
Осмотр избитого Евгения Дильмана в отделении полиции Комсомольска-на-Амуре

29 июля в Комсомольске-на-Амуре после акции в поддержку экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала полиция задержала восемь человек. Одного из них, Евгения Дильмана, при задержании полицейские избили. Мать Евгения Светлана Дильман также была задержана. Требовать освобождения задержанных к отделению полиции пришли другие участники протеста.

Полицейские во время митинга в поддержку арестованного губернатора Фургала, Комсомольск-на-Амуре
Полицейские во время митинга в поддержку арестованного губернатора Фургала, Комсомольск-на-Амуре

"У него астма, а его душили"

– Мы в травмпункте сейчас. Пока осматривают Женю, у него рука отнимается, следы от наручников на руках и шее, дышит плохо. У него на шее прямо борозда от удавки, – рассказывает Светлана Дильман в перерыве между посещениями врачей в травмпункте. – Руками они его хватали за шею, душили. Били пятеро полицейских, ногами.

– Во сколько начались задержания участников протеста, при каких обстоятельствах?

– В 19 часов. Мы в тот момент уже возвращались домой, шли по тротуару, хотели сесть в машину. Подошли сотрудники в форме полиции, они отовсюду прямо стекались, требовали предъявить документы. Я спросила: "На каком основании? Мы похожи на маньяков или ещё на кого-то?" Вообще-то коронавирус, а они ко мне достаточно близко подошли, вплотную, у них были только маски, перчаток не было, средств дезинфекции тоже никаких у них не было. Я говорю: "Я могу вам показать издалека паспорт". Достала – а они даже не посмотрели в него. Сын тоже начал показывать, у него в телефоне паспорт сфотографирован. Так они тоже и не взглянули – повалили его на землю, начали избивать.

– Сколько всего было сотрудников полиции во время митинга?

– Много было полицейских, больше чем самих участников протеста. Около меня было человек пять, около сына – человек пять, а потом они стали прибывать и прибывать. Потом, когда нас уже запихивали в машину, видела, что шли в форме издалека и с другой стороны перекрёстка.

– Сколько всего в этот день человек задержали?

– Мы не видели в момент нашего с Женей задержания. Но вслед за нами в отделение привезли еще шесть человек.

– А как именно они задерживали вас и сына?

– Они Женю повалили, а у меня руки заламывали в этот момент. Я видела, что он лежал на земле, и они впятером его били, ногами. У него и шрамы остались, на шее. Наручники на него надели! Вообще, на каком основании надели на ребенка наручники? Ему 18 только исполнилось. А мне они волосы вырвали, рука после залома до сих пор болит.

– Потом вас вдвоем в автозак посадили и увезли в отделение?

– Нет, в разные машины: сначала его, я даже этого не видела, потому что меня окружили со всех сторон. Их было много, они все были молодые и в чёрных масках. ДПС "Форд" его увез, вот мне подсказывают. А меня обычная какая-то иномарка.

– Вам при этом что-то говорили, за что задерживают, что вменяют?

– Мне толком ничего не говорили. Они только сказали в начале, мол, личность установить надо, но в паспорт так и не посмотрели. А когда привезли в полицию, начали говорить, что я якобы на сотрудника полиции напала на какого-то. Хотя все видели, что я не нападала. Потом дали на подпись предупреждение о митингах. Заставляли подписать уведомление, что, мол, знаю, чем грозит участие. Я его не подписывала, написала на нём, что отказываюсь. Сейчас требуют теперь от нас с сыном явиться в третий отдел 31 июля для опроса по статье 20.2 часть 5 (20.2.5 КоАП – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, без причинения вреда здоровью человека или имуществу; грозит административным штрафом от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или обязательными работами на срок до 40 часов - СР).

– В отделении как с вами обращались?

– Они меня не подпускали к Жене. Его окружили человек пять, и заставили какую-то бумагу подписывать – я видела в окошечко. Я сидела на входе, а меня не подпускали к нему, не разрешали ни войти, ни выйти.

– Потом к отделению пришли протестующие?

– Да, и только поэтому нас всех выпустили. Полицейские услышали, что я начала звонить везде, в соцсетях пошли сообщения, что надо идти к такому-то отделению – только поэтому. Люди стояли у входа, нас встречали.

– Много собралось?

– Да, около 30 человек было, на машинах с флагами Хабаровского края.

– Светлана, вы сами почему присоединились к протесту?

– Потому что я против беспредела в стране. Арест губернатора Хабаровского края я считаю незаконным, это беспорядок во власти. Я вообще думаю, честно говоря, что просто он [Сергей Фургал] не выйдет уже оттуда, до суда не доживёт. У него же аллергия там страшная началась. А раньше никогда ничего такого не было.

– Как часто вы на акции в его поддержку выходите?

– Каждый день почти. Как об аресте узнали, в первый же день, и с тех пор в Комсомольске такие акции протеста идут. Сразу после задержания Фургала – каждый день.

– А вы сами ходили голосовать на выборы губернатора, на которых победил Фургал?

– Я работала тогда на избирательном участке наблюдателем от Фургала. Вообще я не в политике, я в больнице работаю.

Сергей Наумов и Светлана с Евгением Дильман
Сергей Наумов и Светлана с Евгением Дильман

"Задержания впервые начались"

– Евгений, а почему вы вышли на митинг ?

– Я решил поддержать протест против ареста губернатора, потому что считаю, что Фургала задержали не из-за того, что он кого-то убил, а из-за того что мы, жители Хабаровского края, голосуем на всех выборах так, как не нравится Путину. Сначала мы выбрали Фургала и опрокинули путинского дружка Шпорта, потом мы сместили его вонючую партию "Единая Россия" из Законодательной Думы, из городских дум. А потом на голосовании за поправки по обнулению Путина у нас была очень низкая явка, у нас довольно низкий процент был "за" по сравнению с другими регионами.

Говорят, там ещё какие-то тёрки с заводом, с "Амурсталью". Такая тоже теория есть. Но я больше связываю с протестными голосованиями этот арест.

– То есть вы считаете арест губернатора своеобразной местью за протестное голосование жителей края?

– У нас во власти все преступники. У Трутнева вон огромные дома, куча машин. Кадыров тоже известная фигура, думаю, про него ничего говорить не надо, и так все знаете. Но одного Фургала посадили. Очевидно, что из-за этого.

– Вы часто ходите на эти акции?

– Да, почти каждый день. Раньше задержаний не было. Максимум – раздавали людям протоколы. Каким-то пацанам несовершеннолетним дали один протокол, в итоге их оштрафовали на двадцатку. Потом ещё прессовали каждый день. Но вроде других протоколов не было. И задержаний не было никогда, сегодня первый день.

– А почему, как думаете, начались задержания?

– Скорее всего, из-за того, что Дегтярёв приехал в наш город. Вероятно, он дал такую команду – разогнать протестующих. Может быть, и на местах кто-нибудь. Но, скорее всего, сам Дегтярёв. Потому что кроме его приезда в Комсомольск-на-Амуре ничего не изменилось – протесты не пошли на убыль, и особо не усилились.

– Расскажите, как вас задерживали?

– Они подошли, не представились, удостоверение не показывали, были в форме. Попросили подтвердить личность, я достал телефон, стал показывать паспорт, его фото. Потом меня повалили на землю. Знакомый говорит, что в сети видео есть, где меня заламывали. На этом видео видно, что я не сопротивлялся. Меня били где-то, наверное, четыре сотрудника, ну из тех, что я видел. Один из них руку положил на шею, немножко придушивал. Другой или может тот же, я тогда не видел, выламывал руку правую, сильно заламывал. Я в травмпункт ходил. Перелома, к счастью, нет.

– Что-то при этом говорили, за что, почему?

– Нет, не представились, ни причину задержания, ничего не было. После побоев меня засунули в машину, отвезли в третий отдел. Там долго сидели, потом начали писать какие-то бумаги. Хотели мне вручить предостережение, что типа нарушать Административный кодекс нельзя, но я его не стал подписывать, потому что я не считаю себя нарушителем. Потом еще дали бумагу, что я должен явиться 31-го числа, давать показания. Я её подписал.

– Пойдете?

– Да. Потом долго ещё сидели. Сколько, не могу сказать, потому что у меня телефон был не с собой, он выпал при задержании, его менты не стали поднимать. Потом нашли другие протестующие, принесли его. Меня начали в туалет водить, на обратном пути из туалета я говорю: "Вызовите "скорую". А мент говорит: "Чего тебе ещё надо? Может быть, тебе бабу вызвать? Вообще оборзел".

Но потом всё же вызвал кто-то "скорую", медик осмотрела, сказала: "Нет приступа астмы". И уехали.

– Но дышать вам трудно было?

– Да, дышать трудно было, одышка сильная была. А ингалятор дома, с собой не было. Потом меня через некоторое время повели уже наверх к участковым. Они в итоге меня просто опросили по этой же статье за митинг.

– Ваша мама считает, что отпустили вас из-за того, что у отделения собрались протестующие..

– Не знаю даже, может быть, и из-за этого. Там собралось где-то человек 20-30 возле отделения. Больше, чем на самом митинге. На протесте было мало, человек 15-20. Но по рабочим дням всегда мало: никогда больше 30 не бывает. А по выходным дням, особенно в субботу, очень много. Даже больше тысячи. И так стабильно, из недели в неделю.

– То есть по сути вас и остальных задержанных без протокола выпустили, как будто и не задерживали?

– Протокол задержания вообще никому давать не захотели, отказывались наотрез.

– Заявление на полицейских подавать будете?

– Конечно, буду. Сегодня ходил в травмпункт, завтра пойду побои снимать, медосвидетельствование делать. Шея у меня болит, в предплечье правом – повреждение тканей, на руках – следы от наручников. Диагноз: частичное повреждение связок правого плечевого сустава.

– Будете продолжать участвовать в следующих акциях или пока воздержитесь?

– Я в субботу обязательно приду. В четверг я и до задержания не хотел идти, потому что в будни бывает, что боятся крикнуть слово против Дегтярёва, против Путина. Им мозги промывают, они и верят, думают, что такие крики – это всегда, мол, провокация. Но вот в этот раз никто не кричал против Путина и Дегтярёва, только за Фургала кричали – и всё равно многих повязали.

В пресс-службе МВД по Комсомольску-на-Амуре оперативно получить комментарий не удалось – по телефонам, указанным на сайте ведомства, никто не ответил.

  • Сергея Фургала задержали утром 9 июля в Хабаровске и отправили в Москву, где суд арестовал политика на два месяца. Его обвиняют в организации убийств предпринимателей 15 лет назад. Он все обвинения отрицает. В 2018 году он на губернаторских выборах победил действующего главу, представителя "Единой России".
  • После задержания избранного губернатора края Сергея Фургала в Хабаровском крае и соседних регионах больше двух недель проходят массовые митинги и пикеты. Чаще всего митингующие требуют для губернатора "справедливого суда в регионе". С 22 июля после назначения нового врио главы края Михаила Дегтярёва митингующие начали требовать отставки президента России Владимира Путина.
  • Федеральные каналы практически не рассказывают об акциях протеста в крае. Число участников митингов даже по официальным данным превышало 10 тысяч человек. По некоторым данным, оно достигало 50 тысяч человек.

XS
SM
MD
LG