Юл Бриннер, знакомый отечественному зрителю по роли стрелка Криса в "Великолепной семёрке", – дитя своего рода, своего времени и бурь ХХ века.
И ещё – дитя Владивостока, где он появился на свет 11 июля 1920 года в доме по Алеутской, 15б.
За стеной комнаты, где принимали младенца, храпели японские интервенты. В честь деда, умершего четырьмя месяцами раньше, мальчика назвали Юлием Борисовичем Бринером. Крестили в Свято-Никольской церкви.
Во Владивостоке он жил до семилетнего возраста.
при каждом случае подчёркивал свои корни, щедро приправляя факты выдумкой: назывался то цыганом, то монголом, объявлял местом своего рождения Сахалин
Следующие несколько лет провёл в Харбине – городе тогда русском ничуть не в меньшей мере, чем китайском, столице КВЖД, центре белой эмиграции первой волны. Учился в школе, где преподавание велось на русском, слушал гастролирующего Лемешева…
Потом попал в Париж, где, аккомпанируя на семиструнной гитаре, исполнял цыганские романсы вместе с Алёшей Димитриевичем.
Национальная идентичность Юла Бриннера – вопрос сложный и спорный, но до 20-летнего возраста он так или иначе существовал в русско-дальневосточном контексте.
Да и позже при каждом случае подчёркивал свои корни, щедро приправляя факты выдумкой: назывался то цыганом, то монголом, объявлял местом своего рождения Сахалин… Интерес к русской культуре сохранил навсегда. Даже сыграл в кино Митю Карамазова и Тараса Бульбу.
Актёрскому мастерству Юл, попавший в 1940 году в США, учился у театрального педагога и режиссёра Михаила Чехова – племянника писателя. Эту путёвку в жизнь Юл получил опять же на Дальнем Востоке, куда приехал вновь после гитлеровской оккупации Франции. В Китае вели бизнес многочисленные Бринеры, покинувшие Советскую Россию; вторая жена отца – Екатерина Корнакова – дала юноше рекомендательное письмо к Чехову. Он отправился в Штаты, где начал учить английский, превратил имя "Юлий" в брутальное "Юл" и снабдил фамилию вторым "н", чтобы она не читалась как "Брайнер". Так появился всемирно известный голливудский артист Юл Бриннер.
Следует рассказать о его корнях. История дальневосточной ветви рода Бринеров – ключ к месту и времени, портрет Владивостока на переломе эпох.
Первым на Дальний Восток попал Жюль Бринер – парень из швейцарской деревни, авантюризм которого привёл его сначала на борт пиратского корабля, а затем в Японию. В 1870-х молодой Бринер оказался в ещё более молодом Владивостоке, где занялся бизнесом широкого диапазона: владел пароходами, покупал лесные концессии, осваивал свинцово-цинковые недра, добывал рыбу… Теперь его звали Юлием Ивановичем Бринером. Он принял русское подданство, стал купцом 1-й гильдии. Спонсировал Общество изучения Амурского края – первое научное учреждение Дальнего Востока. Построил имение в Сидеми – нынешнем Безверхово. Вот о чём можно снимать вестерны, вернее – истерны: Бринеры, их родственники Янковские и китобой Фридольф Гек отстреливаются в Сидеми то от тигров, то от хунхузов…
Жюль женился на Наталье Куркутовой – дочери заместителя начальника Владивостокского порта, имевшего бурятские корни. Вот откуда у Юла Бриннера - полуазиатские глаза, часть его актёрского имиджа.
У Юлия и Натальи во Владивостоке родилось шестеро детей, включая Бориса Бринера, которому отец поручил продолжать горнорудное дело в Тетюхе – нынешнем Дальнегорске. На учёбе в Петербурге Борис Юльевич квартировал у Благовидовых, знакомых ему по Владивостоку. Вернулся в Приморье с женой – Марусей Благовидовой. У Бориса и Маруси родятся Вера и Юлий – будущий Юл, но брак скоро распадётся: Борис влюбился в вышеупомянутую Корнакову, та ради него оставила мужа - актёра Алексея Дикого, впоследствии игравшего в кино Сталина, Кутузова, Нахимова.
Маруся с детьми, которой свекровь Куркутова-Бринер после ухода Бориса отказала от дома, в 1927 году переехала в Харбин. В 1933 году, после оккупации Маньчжурии японцами, - в Париж.
Судьбу будущей звезды определяло множество случайных, казалось бы, обстоятельств частного и всемирно-исторического характера: темпераменты отца и бабушки, артистическая семья (пели, играли на различных инструментах и Борис, и Маруся; сестра Юла Вера стала известной певицей), культурная среда в восточной и западной столицах русской эмиграции, революция, японская оккупация Китая, немецкая оккупация Франции…
Борис Бринер жил в СССР до 1931 года, считался "последним капиталистом СССР". В годы Гражданской войны поработал министром промышленности и торговли Дальневосточной республики. После, встретившись с главой Высшего совета народного хозяйства Дзержинским, договорился о сохранении концессии в Тетюхе. Рудники заработали, но ненадолго: мировые цены на свинец и цинк рухнули, компания увязла в долгах, британские партнёры Бориса начали её ликвидацию. Советы согласились на выплату компенсации в размере 932 тысяч фунтов, причём, как пишет Рок Бриннер, сын Юла, в книге об истории своего рода "Империя и Одиссея", вели себя честно. Хотя понятно, что едва ли бизнес Бринера протянул бы в Советской России долго. После продажи и национализации комбината "Тетюхе" (теперь он назывался "Сихали", его возглавил Михаил Кокшенов, отец актёра, впоследствии расстрелянный) Бринер оказался в Харбине, в 1945 году был арестован там Красной армией и выдан Швейцарии в обмен на советских разведчиков. На исторической родине не остался – отправился в Китай, куда после революции Бринеры, разными путями покидая Россию, выводили свои бизнесы. Вскоре скончался в Шанхае.
Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. В полной мере это относится к Юлу Бриннеру. Он российский и дальневосточный – не только по факту рождения во Владивостоке. Значение родных, всего исторического контекста, формировавшего личность, нельзя переоценить.
…В 2012 году у того самого дома на Алеутской (позже в нём располагался партком Дальневосточного морского пароходства – предприятия, вобравшего в себя в том числе и логистический бизнес Юлия Бринера) появился памятник Юлу. Скульптор Алексей Бокий увековечил актёра в образе Короля Сиама – роль, принесшая ему "Оскар". В день столетия самого известного в мире уроженца Владивостока к памятнику пришли горожане. О Юле говорили Александр Долуда и Наталья Шахназарова – организаторы кинофестиваля "Меридианы Тихого" (его постоянный гость – Рок Бриннер, вручающий спецприз имени своего отца), худрук театра имени Горького Ефим Звеняцкий, губернатор Приморья Олег Кожемяко… Сразу два театра Владивостока готовят спектакли о жизни Юла Бриннера по пьесам приморских драматургов Юрия Гончарова и Виктории Костюкевич. Дух короля Сиама и Бродвея по-прежнему живёт в городе, куда при жизни Юл так и не вернулся
Василий Авченко – писатель и журналист
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции