Новосибирский областной суд вернул дело Сергея Масликова, обвинявшегося в превышении должностных полномочий, на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд, который 25 декабря 2019 года, после долгого разбирательства, полностью оправдал ученого-астронома и признал за ним право на реабилитацию и возмещение ущерба за незаконное уголовное преследование.
Обвинение не согласилось с решением районного суда, и дело было передано на рассмотрение апелляционной комиссии. Нового слушания пришлось ждать более пяти месяцев. За это время ученый перенес инфаркт, и сейчас ему предстоит новое судебное разбирательство.
Сизо, домашний арест, подписка о невыезде
В феврале 2018 года Сергею Масликову было предъявлено обвинение в том, что он, будучи директором детско-юношеского центра "Планетарий", незаконно сдавал в аренду световое и звуковое оборудование, принадлежащее центру. Вырученные деньги, около 700 тысяч рублей, поначалу фигурировали в деле как взятка, а затем обвинение было переквалифицировано на "превышение должностных полномочий". Однако в ходе судебного разбирательства защита Масликова доказала, что вся сумма, полученная от аренды оборудования, была потрачена исключительно на нужды планетария. Это подтверждают документы, накладные квитанции и показания свидетелей. Судебному разбирательству предшествовали два месяца, проведенных Масликовым в СИЗО, четыре месяца под домашним арестом и подпиской о невыезде.
Не верилось, что такое возможно в наше цивилизованное время. Оказывается, его задержали на улице и увезли в отдел, где долго допрашивали и запугивали, вынуждая написать нужные им слова
Находясь в СИЗО, экс-директор планетария начал писать книгу "Тюремные записки астронома" (фрагменты можно прочитать здесь), в которой рассказал о том, какими методами создавалось уголовное дело против него:
"О серьезности намерений этих людей, сотрудников ОЭБ и ПК1 (раньше ОБЭП) отделения полиции № 6 Октябрьского района города Новосибирска, я узнал на следующий день, когда знакомый мне парень после звонка тайно встретился со мной. Он рассказал мне нечто такое, что показалось полным абсурдом. Не верилось, что такое возможно в наше цивилизованное время. Оказывается, его задержали на улице и увезли в отдел, где долго допрашивали и запугивали, вынуждая написать нужные им слова. Парень этот – обычный человек, который ничего дурного не имел против меня, мы с дружеским участием относились друг к другу, обсуждая при редких встречах вопросы сотрудничества. Тем не менее он вынужден был написать те самые неправильные слова, которые от него требовали, — якобы он дал лично мне взятку. Хотя дело заключалось совсем в другом — он брал в планетарии в аренду кинокамеру для съемки и просто оплачивал эту аренду. Конечно, это можно назвать подлостью или даже предательством с его стороны. Но мы не знаем, как каждый из нас поведет себя в той или иной экстремальной ситуации, поэтому и не имеем права осуждать других. Я благодарен моему другу за то, что он после такого потрясения не ушел в себя, а честно сообщил мне о произошедшем". С. Масликов. "Тюремные записки астронома"
"Надеемся на здравомыслие и даже на божью помощь"
– Несмотря на то что суд вынес оправдательный приговор уже полгода назад, я остаюсь в подвешенном состоянии, не могу устроиться на работу и обеспечивать свою семью, – говорит Сергей Масликов. – Ведь приговор ещё не вступил в законную силу. Уже третий год я жду, когда же определится моя судьба. Срок апелляции, изначально назначенный на февраль 2020 года, все откладывался и откладывался. Сначала прокуратура больше месяца писала основания для апелляции. После этого я и адвокаты написали свои возражения. Потом дело было передано из октябрьского районного суда в Новосибирский областной суд. Свою роль сыграл и коронавирус, суды были закрыты, документы принимались только по почте.
Представление, данное прокуратурой, кажется мне совершенно неубедительным, однако, как к этому отнесется суд, никто не знает. Мы не делаем никаких прогнозов, никто не знает, что будет дальше. Надеемся на здравомыслие и даже на божью помощь, потому что на земные дела уже сложно надеяться.
Адвокаты Масликова говорят о том, что ожидали апелляции оправдательного приговора и готовы к новому процессу.
– Нашим судам свойственны обвинительный уклон и минимальная состязательность. Так заложено системой, что любой приговор, который идет вразрез с мнением прокурора, поддерживающего обвинение, подлежит обжалованию, – говорит адвокат Елена Добрицкая. – Но в нашем деле ни одно доказательство не подтверждает вину Масликова, наоборот, доказано, что у человека не было ни личных мотивов, ни корыстных побуждений. Он действовал исключительно на благо вверенного ему учреждения. Ущерба никому не причинено, планетарий только выиграл, расширив свой музей и не взяв для этого ни копейки из бюджета Новосибирска. Совершенно непонятно, какой ущерб был причинен мэрии города. Все, что есть в деле Масликова, – это возможное нарушение финансовой дисциплины, но, как справедливо отметил суд первой инстанции, такое нарушение является дисциплинарным проступком. На предприятиях за такие вещи даже не увольняют. Нас ждет новое рассмотрение с новым судьей. Но даже при новом рассмотрении неоткуда взяться ни корыстному мотиву, ни причиненному ущербу.
Адвокат Сергея Масликова Александр Михайлов комментирует новое решение суда апелляционной инстанции так:
– Суд огласил только резолютивную часть решения (без описания мотивов. – СР). Мы предполагаем, что приговор районного суда отменен из-за процессуальных нарушений. Об этом заявила в областном суде представитель обвинения. Однако мы твердо уверены, что в действиях Сергея Юрьевича полностью отсутствует состав преступления – нет корыстного мотива и никакого ущерба для общества или государства.
"Дело Масликова принесло гигантский моральный ущерб"
Не сомневаются в невиновности Масликова его друзья и коллеги. Целый том уголовного дела занимают письма в поддержку астронома. Директора планетария поддержало научное сообщество. Все, кто знает Сергея Юрьевича лично, подтверждают его бескорыстие и преданность делу. Директор астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета, профессор Сергей Язев поделился с корреспондентом Сибирь.Реалии своим видением ситуации:
– После длительного расследования прокуратора долго не смогла определиться, в чем же, собственно, обвинить Сергея Масликова. Все было предельно прозрачно, документы и свидетели подтверждают одно и то же: на средства, вырученные от сдачи в аренду оборудования планетария, было приобретено новое оборудование для того же планетария. Оно налицо, оно в планетарии, никуда не спрятано, его можно пощупать и потрогать. Ни копейки не ушло в карман Масликову, доказать корыстный умысел прокуратура не смогла, потому что никакой корысти и не было.
Суд полностью оправдал Масликова. Но прокуратура не успокоилась. Логика обвинителей понятна: ведь если прокуратура неправа, кто-то должен ответить за содержание невиновного человека в СИЗО без права свидания с семьей, без права передачи в камеру лекарств? Кто ответит за домашний арест и подписку о невыезде – за все эти репрессивные меры, примененные к невиновному? Кто возместит государству средства, потраченные впустую, ведь этим делом занималось много людей не протяжении долгого времени, и оказалось, что совершенно зря.
Я не знаю, почему прокуратура не может публично признать, что совершена ошибка, что расследовалось дело честного человека, что нужно скорее извиниться и, наконец, прекратить надуманное дело. Я думаю, что следовало бы поступить именно так.
Я никогда раньше не сталкивался с правоохранительными органами (у нас, в России, надо делать оговорку – пока что), судьбе за это спасибо. Наверное, я был наивен, но теперь я вижу, какая здесь может происходить вопиющая несправедливость! И за это отвечают вполне конкретные следователи и вполне конкретный прокурор. Я считаю, что дело Масликова принесло гигантский ущерб всем. Планетарий лишился отличного директора. Честный человек оказался без работы, без денег, ему, его семье нанесен огромный моральный ущерб. Он не может устроиться на работу. Он не может никуда поехать. Над ним висит "дамоклов меч".
При этом он продолжает работать над книгами и статьями, но чувство несправедливости и неопределенности – страшная сила. В мае Масликов перенес инфаркт и попал в больницу….Интересно, чего добивается прокуратура? Одного инфаркта им недостаточно? Хочет ли прокуратура сделать из ученого инвалида? – говорит Сергей Язев.
Сам Сергей Масликов неохотно комментирует состояние своего здоровья.
– В этой ситуации для меня самое сложное то, что я не могу бегать. Я привык к физической активности, всегда участвовал в полумарафонах, в этом году придется пропустить. Но моя физическая форма позволяет мне участвовать в заседании суда. Я хочу, чтобы это быстрее закончилось. Сколько можно откладывать?
Каков бы ни был исход дела, Масликов не собирается больше занимать ответственные посты на государственной службе: "Одного раза, пожалуй, хватит", – комментирует он.
Мне очень жаль, что моим детям пришлось столкнуться с несправедливостью и жестокостью этого мира так рано
В ожидании очередного решения суда ученый занимается популяризаторской деятельностью, как президент сибирского астрономического форума СибАстро, а также пишет книги.
– У меня в работе одновременно пять книг. Одну, под названием "Зеленая Индия", удалось издать в феврале. Это мои воспоминания об участии в испытании военных приборов ночного видения. Вторая – "Судьба астронома" – это рассказ об Иване Наумовиче Язеве – астрономе, который работал в Новосибирске с 1938 по 1948 год. К счастью, я хорошо знаком с его внуком, Сергеем Артуровичем Язевым. У него сохранилось много документов, фотографий, это очень помогло делу. За годы работы над биографией Ивана Язева мой герой стал мне очень близок, я увидел много интересных параллелей в наших судьбах.
Эта ситуация длится третий год, и уже даже не кажется кошмарной, в ней можно найти и положительные моменты: наконец появилось время заняться творческой работой и уделять больше внимания семье. Но, конечно, для моих близких эта история стала тяжелым испытанием. Третий год в семье нет кормильца. Почти два года мы вчетвером жили только на зарплату жены, она медик, и доходы ее более чем скромные. В тот момент мы справились только благодаря помощи друзей.
Но мне очень жаль, что моим детям пришлось столкнуться с несправедливостью и жестокостью этого мира так рано. На их глазах в дом вторглись люди в форме, обыскали квартиру, рылись в вещах, увели их отца. Я понимаю, что это может повлиять на их восприятие мира. Ведь им в этом мире жить, и, когда явная несправедливость происходит с их родным человеком, их взгляды могут измениться. Они верят в меня, не сомневаются в моей невиновности, но им пришлось понять, что жизнь – несправедливая штука. В таком возрасте дети часто идеалисты, пока их по голове не ударит. Моих детей, можно сказать, уже ударило, – говорит Сергей Масликов.
Свои "Тюремные записки астронома" он планирует опубликовать. Но книга ещё не закончена, говорит Масликов, потому что "автор еще сам не знает финала этой истории".