Ссылки для упрощенного доступа

"Осознание, что мы кого-то спасли, перекрывает страх". Как животные становятся донорами друг для друга


Ветврач московского центра "Шанс Био" за работой
Ветврач московского центра "Шанс Био" за работой

В Новосибирске появилась база данных животных, которые могут стать донорами крови для своих собратьев. Сейчас в реестре числятся около 10 кошек и собак, владельцы которых готовы к тому, что их питомцам в любой момент придется поделиться своей кровью.

На сайте благотворительного фонда "Варежка" можно заполнить форму "Хочу стать донором" или, наоборот, – "Нужен донор". Система сама рассылает сообщения о том, что требуется помощь на электронный адрес владельцев животных-доноров.

– На заполнение потребуется 10 секунд, и запрос попадает в общую базу. Сейчас в реестре доноров числятся шесть владельцев и около 10 животных – кошек и собак, готовых поделиться своей кровью, – говорит соучредитель благотворительного фонда зооволонтер Галина Трощенкова. Все контакты зарегистрированных участников скрыты, и только сам владелец решает, помочь или оставить сообщение без ответа.

Обстоятельства, при которых животные становятся донорами, складываются по-разному. Иногда хозяева тех из них, кому спасли жизнь переливанием крови, начинают помогать чужим питомцам. Бывает и так, что владелец решается на такой шаг, просто отзываясь на призыв о помощи.

"У меня очень терпеливая кошка"

Именно так почетным донором стала кошка Молли, когда-то найденная Ольгой Гофсец в подъезде.

Молли
Молли

– Мне стало ее так жалко, уговорила мужа, и мы взяли малышку в свою семью, – рассказывает Ольга. – На тот момент Молли было около года. Конечно, мы сразу показали ее ветеринарам, сдали анализ на вирусы, поставили прививки от бешенства, чумки, ринотрахеита, это когда вирус может проникнуть в слизистые, и калицивироза, я ее избавила от паразитов. Однажды, когда кошка уже подросла, мне позвонила знакомая, которая для больного кота своих друзей искала донора возрастом больше года и весом от 5 килограммов. Молли подошла по всем параметрам. Мы поехали в клинику, где в тот момент умирал кот Матвей, у которого было нарушение в работе почек. Хозяева привезли его в Новосибирск из области. Было очень жалко и их кота, и их самих. Они двое суток вообще не спали, пытаясь найти подходящего донора. Ветеринар взял у моей кошки экспресс-анализ на инфекции (он был готов в течение часа). Еще у Молли взяли анализ на группу крови, оказалась А, самая распространенная (для справки: у кошек может быть одна из трех групп крови: A, B и АВ. Наиболее часто встречающаяся группа – А. Наиболее редкая – АВ). У меня очень терпеливая кошка, видимо, сказалось, тяжелое подъездное прошлое. Врач, который брал у нее кровь на анализы, удивился, что она даже не пискнула. Но я предполагаю, что она просто испугалась чужих людей и яркого освещения. Потом мне сказали, что брать кровь у моей кошки будут под наркозом и она ничего не почувствует. Страшно мне стало тогда, когда все это было закончено, когда я увидела бритую, заклеенную лейкопластырем шею. Молли тогда уже немного отошла от наркоза и была вялая. Но, знаете, осознание того, что мы кого-то спасли, оно перекрывает страх. Это как у людей. На следующий день я созвонилась с хозяевами Матвея. Они благодарили за помощь и сказали, что ветеринары сделали все, что могли, переливание крови он перенес. И теперь коту предстоит курс лечения, – рассказывает Ольга.

Отметки о донорстве Молли
Отметки о донорстве Молли

После процедуры забора крови животному требуется время на восстановление.

– Какое-то время кошка отходит от процедуры, мы ее стараемся минимум дня на три оставить в покое, наливаем в миску больше воды, чем обычно, и поощряем кошачьими лакомствами. Ветеринары разрешили Молли сдавать кровь раз в квартал. Мне, конечно, ее жалко, все-таки наркоз и дальнейшее восстановление. Кто-то скажет, что я бессердечная, поверьте, я и вся моя семья очень любим Молли. Но мне невыносимо жалко животных, которые могут погибнуть без помощи нашей Молли. Было пару раз, когда мы с моей кошкой торопились в клинику на вызов, но по дороге отбой – пациент умер.

Ольга говорит, что и сама хотела бы стать донором:

– Я хотела сдать кровь, но мне отказали из-за перенесенного в детстве заболевания. Даже после полного излечения быть донором я не смогу никогда.

Еще одним донором в Новосибирске стал кот Форест. Галина Трощенкова вспоминает счастливую историю спасения:

– У нас был котик с очень серьезным заболеванием, не могли долго понять, что с ним происходит, ему делали несколько переливаний крови, и ему становилось значительно лучше, это продлило ему жизнь на годы. С учетом того, что кот был серьезно болен, без переливания он бы не прожил и нескольких часов. Донором стал другой кот из его же семьи, он вообще ничего не почувствовал, его привезли на переливание, от отдал свою кровь и потом вернулся домой, будто ничего и не произошло, стал играть, есть и вообще вести себя как обычно.

Кот Форест
Кот Форест

Выручают из беды друг друга не только кошки, но и собаки.

– Вышла такая ситуация, что соседская собака заболела пироплазмозом, это как у людей энцефалит, тоже после укуса клеща, – рассказывает зооволонтер первого городского приюта в Новосибирске Татьяна Халева. – Животное находилось на грани жизни и смерти, и наша соседка начала спрашивать у всех знакомых, есть ли у кого-нибудь собака и может ли она стать донором для ее собаки? Перед тем как взять кровь для переливания, необходимо сделать минимальный набор тестов в лаборатории. Это общий анализ крови и исследование на кровепаразитарные заболевания. Мой пес подошел лучше всего по весу, потому что собака соседки была некрупного размера. Отвезла я Йоду в клинику. Сначала на анализы. А потом через неделю мы приехали и сдали кровь. И случилось чудо! Соседскому животному стало лучше. Уже через 6 часов после переливания собака начала проявлять активность, пытаться привставать на лапы, – добавляет Татьяна. По ее словам, с тех пор прошло уже 6 лет, и та собака до сих пор жива.

Татьяна Халева с донором Йодой
Татьяна Халева с донором Йодой

"Лучше обойтись без наркоза"

Руководитель службы крови ветеринарный врач московского центра "Шанс Био" Анна Бакирова рассказала, что переливанием крови животным занимались еще в Красной армии. Процедуру делали полковым лошадям, прямо в полевых условиях. Собаки, несущие службу на границе, тоже регулярно получали донорскую кровь в военных частях.

Центр, в котором работает Анна, в 2004 году стал первым банком крови для животных в России. Она рассказывает, как в их учреждении появились первые животные-доноры:

– Хозяйка одного из питомников предложила сделать на базе нашего центра банк крови. Первыми донорами стали 13 ее догов. Потом мы поняли, что это очень востребовано и нужно. Сейчас доноров больше 400. Другие клиники либо отправляют животных к нам на переливание, либо посылают за кровью. Например, кошачью кровь регулярно отправляю в Барнаул, там есть доктор, который работает с кошачьим лейкозом, – добавляет Анна.

Анна Бакирова
Анна Бакирова

Кроме того, она считает, что при переливании крови от животного к животному лучше обойтись без наркоза.

– Владельцы пытались настаивать на наркозе, якобы животные нервничают и боятся. Им больно. Но, во-первых, все мы знаем, насколько "болезненный" укол иглой. А во-вторых, доноры, как правило, постоянные, кровь они сдают несколько раз в год. Наркоз в таком количестве как раз и будет мучением для здоровья. На забор крови у одного животного уходит около 30 минут. На это время не так уж сложно "уговорить" собаку или кошку посидеть спокойно. Даже если характер активный, за "вкусняшечку" большинство способны побыть тихонями. Поэтому мы работаем без наркоза и берем только 10–15 % крови у опытного животного-донора. За границей забирают до 20% циркулирующего объема крови. К тому же у нас доноры крупнее. Мы работаем в основном с кавказцами и среднеазиатскими овчарками. Собачки весом от 70 до 90 кг, иногда больше. В Испании, например, самый крупный донор – это Бернский зенненхунд (средний вес около 45 кг. – Прим. С.Р.).

Насколько этично использовать животных в качестве доноров?

Зооюрист Оксана Боцан говорит, что в Новосибирске донорство среди животных пока не развито:

– В Москве и Санкт-Петербурге есть базы, туда можно обратиться и взять любую группу крови для своего питомца. В Новосибирске этого нет, я лично столкнулась, когда у нас тяжело заболела немецкая овчарка, были вынуждены ночью привлекать всех своих знакомых, искать нужную кровь, чтобы спасти ей жизнь.

Галина Трощенкова перечисляет болезни животных, при которых без переливания крови не обойтись:

– Обычно показанием для этого становится либо кровотечение внешнее, либо внутреннее, большая кровопотеря, которую нужно восполнить, или при заболевании крови, например, при недостатке красных кровяных телец и, конечно, при истощении животного.

По словам Галины, за несколько месяцев существования в Новосибирске базы данных животных-доноров около 40 владельцев кошек и собак обратились за помощью. А первым, кому нашли донора крови волонтеры фонда “Варежка", стал кот по имени Обиван. Причем переливание пришлось делать три раза, потому что у него развивалась анемия из-за заболевания печени (пока мы писали этот материал, кот Обиван умер).

Иногда у зоозащитников возникает вопрос – насколько этично использовать животных в качестве доноров?

– Когда мы только начинали собирать под своей крышей животных-доноров, представители разных волонтерских движений пытались говорить, что мы мучаем животных, – говорит руководитель службы крови ветеринар московского центра "Шанс Био" Анна Бакирова. – Но это до первой необходимости переливания крови своему питомцу. В момент, когда твоей кошке или собаке нужна кровь, чтобы жить, ни один самый противоборствующий волонтер не откажется от донорской крови. Моральные дилеммы в этот момент уходят сами собой.

XS
SM
MD
LG