Люди, заподозренные в том, что они могут быть источником коронавируса, жалуются на травлю. Среди ее жертв – не только действительно заразившиеся COVID-19 или недавно вернувшиеся из-за границы. Расправой грозят даже тем, кто потенциально мог где-то пересечься с вирусоносителем.
В Приморском крае жители села Мельники обещали сжечь дом вместе с хозяевами, потому что те ехали в поезде с пассажиром, у которого заподозрили коронавирус. В Болотном Новосибирской области устроили травлю пенсионерам, которых в начале марта навестила дочь, проживающая в Москве. После того, как жительницу Хабаровска госпитализировали с коронавирусом, а весь подъезд изолировали, соседи оставили на ее двери записку: "Здохни тварь сама быстрей. Из-за тебя страдают наши дети. Здохни!!! Здохни!!!" (орфография и пунктуация автора).
Журналист сайта Сибирь.Реалии пообщался с некоторыми из тех, кто прочувствовал на себе столь агрессивную реакцию общества.
"Говорили, что заразила кучу детей"
Педиатр из Новосибирска Елена Шнайдер в середине марта вернулась из Японии. Обязательный режим самоизоляции тогда еще не ввели. Тем не менее, она взяла больничный и сдала пробы на коронавирус. Результат был отрицательный. Но через несколько дней врач стала получать СМС: "В Пашино вспышка короновируса. Врач, перелетевшая с Тайланда, две недели работала в детской поликлинике. Сегодня ее увезли на скорой с короновирусом. Инфа 100%". Затем пошли сообщения, в которых говорилось, что именно она и есть тот "доктор Зло". Вскоре добавились оскорбления. Тогда Елена решила записать видеообращение и разместила его в социальных пабликах, который распространяли этот фейк.
– Несколько дней назад я стала получать сообщения от знакомых и незнакомых мне людей, в которых говорилось, что я больна коронавирусом, что я вышла на работу и заразила кучу детей, а также о том, что я сейчас в тяжёлом состоянии нахожусь в реанимации. Ответственно заявляю, у меня абсолютно нормальное самочувствие. Я ни разу за это время не температурила и тридцатого числа мне закрывают больничный лист. Я не знаю, умышленно или по глупости люди распространяют слухи, – сообщила педиатр сибирякам.
Одновременно с видеообращением Шнайдер обратилась в полицию. На несколько дней все успокоились. Елена уже спокойно вздохнула, но оказалось, что рано.
– Волна остановилась. А то, что начали тиражировать СМИ, вызвало новую волну негатива от людей, которые меня вообще не знают. Я не хочу больше говорить на эту тему, – прокомментировала редакции Сибирь.Реалии Шнайдер.
"Нам угрожают. Пишут, что сожгут квартиру"
С агрессией со стороны незнакомцев столкнулись и супруги из Барнаула. Екатерина вернулась из Доминиканской Республики. И, с ее слов, сама обратилась в скорую помощь, сама попросила сделать анализ на COVID-19. Ей отказывали, ссылаясь на то, что Доминиканская Республика отсутствует в списке зараженных стран. Тогда девушка пошла на хитрость, сообщила, что у нее ухудшилось состояние. Лишь после этого медики сделали тест. Через несколько дней в домофон позвонили: "Скорую вызывали?" Екатерина ответила, что нет. Тогда на сотовый позвонила Ирина Перевалова, главный внештатный эпидемиолог регионального Минздрава. Поинтересовалась, почему семья отказывается от госпитализации. Оказалось, что у Екатерины "сомнительные" анализы, и поэтому нужно проехать в больницу. Госпитализировали не только девушку, но и ее мужа.
Пока семья лежит в больнице, в интернет кто-то слил все их персональные данные. Тут же нашлись десятки свидетелей, которые видели их в салонах красоты, магазинах, саунах. Появились рассказы о том, что Екатерина с мужем отказывались от госпитализации и их квартиру пришлось брать ОМОНом. Некоторые даже предлагали учинить расправу над разносчиками заразы.
– Нам угрожают. Пишут, что сожгут квартиру, что "припасли камней". "Скажите, когда выпишут – мы их встретим". Родственникам угрожают, что их уволят из-за нас. Не знаю, серьезно к этому относиться или нет. Меня больше сейчас интересует, больная я или нет. Поскольку врачи до сих пор нам не показали результаты анализов. Меня и так трясет от неизвестности, а тут еще эти сообщения, – рассказала Екатерина.
Сейчас супруги лежит в палате, которая заперта на ключ. Три раза в день им приносят еду и два раза убирают комнату. Никакого лечения они не получают, МРТ и рентген им не делали. Симптомов коронавируса ни у Екатерины, ни у ее мужа нет. Сколько их там еще продержат – неизвестно.
– Разбираться будем, когда выйдем отсюда. Хочу, чтобы врачи опровергли информацию, что нас с ОМОНом забирали. Вот и кто сейчас, узнав, что такая травля происходит, пойдет сдавать анализы на коронавирус? – задается вопросом Екатерина.
Тем временем по факту утечки персональной информации провели проверку. Генеральная прокуратура предложила управлению ФСБ по Алтайскому краю возбудить уголовное дело об экстремизме по данному факту. Как сообщили в региональном управлении ФСБ, сейчас идет доследственная проверка, в рамках которой назначена лингвистическая экспертиза.
"Ты почему такая скотина, ты же нас всех заразила"
Кемеровчанка Мария Старинчикова пределы области не покидала, с заболевшими коронавирусом не контактировала и даже анализы не сдавала, но и она стала жертвой травли. После официального сообщения, что в регионе зафиксирован первый случай заболевания COVID-19, один из местных телеграм-каналов выдал информацию, "разоблачающую" Марию. Якобы она только что прилетела из Италии и сразу пошла на работу в частный детский сад, директором которого является. И хотя ее имя никто не называл, большинство догадались о ком речь: Старинчикова – личность в городе известная.
– Вначале мне было весело. Там все было неправда. Последний детский сад я продала три года назад. Дальше озера Берчикуль не ездила. В больнице не лежала и накануне проводила "Первый сибирский форум", где меня все видели, – рассказывает Мария.
Но через несколько дней вышла вторая публикация, уже с ее именем. Информацию поспешили растиражировать другие социальные аккаунты и даже некоторые СМИ. При этом никто из журналистов не позвонил и не поинтересовался: действительно ли она находится в больнице, сама же Мария ежедневно выходила в прямой эфир в соцсетях.
– Звонков было очень много. Некоторые сочувствовали, некоторые говорили: "Ты почему такая скотина, ты же нас всех заразила". Многие искренне поверили. Главы муниципалитетов не допускали до утренних совещаний своих заместителей, которые были на форуме. Я думаю, что это был чей-то заказ, а не халатность, – поделилась Мария.
За нее вступились знакомые и друзья, которые стали массово опровергать в соцсетях эти новости: писали, что Старинчикова здорова, и напоминали про статью Уголовного кодекса о клевете. В итоге почти все публикации удалили, некоторые редакторы СМИ даже позвонили с извинениями. Тем не менее, Мария не собирается оставлять это безнаказанно. Она уже подала заявление в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело.
"Мир разделился на тех, кто летает за границу, и тех, кто не летает"
Еще одна жительница Кемерова, Мария Манузина, в марте вместе с мужем летали в Доминиканскую Республику. По возвращении две недели безвылазно сидели дома и на всякий случай сдали тест на COVID-19. И хотя результат был отрицательный, супругов регулярно проверяли врачи из поликлиники, сотрудники Роспотребнадзора и даже участковые полицейские. Все 14 дней самоизоляции Мария в социальных сетях вела дневник, делясь лайфхаками, как не сойти с ума в четырех стенах. Но получала от подписчиков не только слова поддержки, но и оскорбления.
– Мир разделился на тех, кто летает за границу, и тех, кто не летает. Вот последние в основном и пишут гадости. Аргументируя, что все болезни привозные, – рассказывает Мария.
Но даже не это больше всего ее задело. Консьержка и некоторые соседи звонили в полицию и Роспотребнадзор, жалуясь, будто бы Мария с мужем не соблюдают карантин: к ним приходят гости. По словам Марии, этими гостями были проверяющие или доставщики еды, которые не переступали через порог квартиры. Находились и те, кто якобы видел пару гуляющей по улицам.
– Обидно. Когда честно сидишь дома, родителей не можешь увидеть, а потом на тебя жалуются. Действительно нелегко столько дней быть взаперти. Зато сейчас, когда объявлен обязательный режим самоизоляции, эти агрессоры сами не сидят дома, а ходят по улицам, – поделилась Мария.
Напомним, 31 марта депутаты ужесточили наказание за публичное распространение ложной информации. Сразу в трех чтениях был принят закон об уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. В нем есть статьи, предусматривающие наказание за распространение недостоверных новостей о ЧС, в том числе связанных с пандемией COVID-19. Нарушители могут не только получить штраф в 300 тыс. руб., но и оказаться в местах лишения свободы на срок до пяти лет.