Ссылки для упрощенного доступа

"Могли бы и из пистолета разбудить!" В Иркутске полицейских, применивших электрошокер к спящему парню, отправили в СИЗО


Дмитрий Харченко. Фото из соцсетей
Дмитрий Харченко. Фото из соцсетей

24-летний житель Иркутска Дмитрий Харченко ночью 15 февраля поехал в ночной клуб на выступление своих друзей, оттуда вызвал такси и в нем уснул. Водитель не смог разбудить пассажира у дома и попросил помощи у полицейских, оказавшихся неподалеку. Те решили будить его с помощью электрошокера, после чего Дмитрий перестал подавать признаки жизни. Теперь они в СИЗО – региональный СУ СК возбудил уголовное дело о превышении полномочий.

"После нескольких ударов шокером перестал подавать признаки жизни"

15 февраля около часа ночи 24-летний Дмитрий Харченко поехал в ночной клуб. Он был рэпером, записывал треки под псевдонимом Poveca и всегда интересовался творчеством других музыкантов. В ту ночь в клубе выступали его друзья. В три часа ночи Дмитрий вызвал такси, назвал домашний адрес, но домой так и не вернулся.

– В полвосьмого ко мне пришел участковый и сказал: "Ваш сын умер, надо опознавать тело", – вспоминает мать Дмитрия Маргарита Харченко. – Он сказал, что скорую вроде как вызывали, пытались ему реанимационные действия оказывать (не знаю, было ли это на самом деле, потому что их надо уметь еще делать). Участковый со мной бочком-бочком разговаривал, на меня не смотрел. Он, по всей видимости, уже знал об этой ситуации. Я еще думала: странное поведение, а он в тот момент, наверное, про шокер уже знал.

Маргарита опасается рассказывать о том, что она узнала от следователей про ту ночь – называет информацию следственной тайной. Такой же тактики придерживается и отец Дмитрия, который упоминает о том, что есть некоторые данные, но они еще нуждаются в подтверждении. Депутат Гордумы Иркутска Александр Квасов, к которому родители Дмитрия Харченко пришли, когда узнали о применении электрошокера и поняли, что дело их сына "могут замять", рассказал корреспонденту Сибирь.Реалии, что услышал от них во время той встречи.

– Дмитрий в такси уснул, водитель пытался его разбудить, но не получилось. В это время мимо проезжал экипаж ППС. Он их остановил и сказал, что не может разбудить парня. Сотрудники что делают – а давай мы его электрошокером разбудим. Бьют его электрошокером. И если парень еще шевелился, когда был в состоянии сна, то, как я понял, после нескольких ударов шокером он перестал подавать признаки жизни. На что сотрудники сказали: "Ну, ладно, типа: вези его к отделу полиции и пускай там разбираются", – рассказал депутат Квасов.

По его словам, к отделению полиции таксист привез уже мертвого парня, лишь туда вызвали скорую, которая диагностировала смерть, и тело отправили в морг. Судмедэксперт на месте обнаружил следы ожогов от электрошокера, связался со Следственным комитетом, и уже его сотрудники начали проверку. Родители встретились с ними только в морге и то случайно.

"Приходите в понедельник, все следователи заняты"

– Участковый сказал нам идти в отдел полиции "Солнечный", мы пришли, но нас ни к кому не пускали, мы два часа проторчали в предбаннике полтора на полтора. Я все сидела и думала, что это не Дима, что это другой, говорила всем, что пока не увижу, не поверю, – рассказывает Маргарита Харченко. – Я несколько раз обращалась в это окошечко, мне отвечали, что все следователи заняты. Потом вообще сказали, что, наверное, сегодня не получится, подойдите в понедельник (Дмитрия не стало ночью в субботу. – Прим. СР). Я говорю: как в понедельник?! Мне надо для начала удостовериться, мой это сын или нет. Если нет – это одно, а если он – надо организовывать похороны. Мне говорят: вы можете идти домой и ждать. Я говорю, нет, я так не могу, и мы сами поехали в морг с отцом Димы. Там нам сказали, что пустить нас не могут, только сфотографировать и показать. А опознавать, мол, будете со следователями. Они сфотографировали, принесли, я посмотрела и сказала: да, это мой сын. И потом мы увидели следователя… Не знаю, такое впечатление, что делалось все, чтобы мы с ним не встретились.

Следователь из Следственного комитета, с которым родители Дмитрия столкнулись в морге, очень удивился, что они не встретились с ним раньше.

– Выяснилось, что в это время, когда Маргарита ждала в закутке при входе в отдел, в отделе работали сотрудники Следственного комитета, которые спрашивали, пришли ли родственники. На что полицейские им отвечали, что нет, никто не пришел. В итоге они уехали в морг, и там мы встретились. Потом мы давали показания – где, когда мы были, и следователь была удивлена: "Я же там, в отделе, была с 4 утра до 9", – говорит отец Дмитрия Алексей Харченко.


Из слов родителей следует, что информацию о том, что их сына полицейские из патрульно-постовой службы решили будить электрошокером, они узнали только при беседе со следователем в СК.

– Меня следователь очень подробно спрашивал, были ли на ноге у моего сына какие-то расчесы, прыщики или еще что-то. Я говорю: "Я не видела". Она говорит: "Там на ногах два прыщичка есть, расчесы красные". Я говорю снова, что не было. Я не знаю, куда они приложились этим шокером. Там же есть выход бедренной артерии, бедренного нерва. Одно дело, если просто в мышцу долбануть электрошокером, а если по сосудисто-нервному пучку – воздействие будет более мощное, – объясняет мать погибшего, по специальности врач-стоматолог.

Дмитрия хоронили во вторник, 18 февраля, накануне прошло вскрытие, в свидетельстве о смерти причиной названа острая сердечная недостаточность. Внешних признаков инсульта или инфаркта, по словам матери, обнаружено не было. Родители также уверяют, что у Дмитрия не было серьезных хронических заболеваний.

– Сейчас столько спекуляций, смотрю, в фейсбуке пишут, что он тяжело болел, что с сердцем были проблемы. Я могу сказать, что нигде и никогда документально это не было зафиксировано. Это абсолютно голословно и не соответствует действительности, – настаивает отец Алексей Харченко.

– Электрошокер может вызвать жизнеугрожающую аритмию. Да. Как и удар током, молния. Чаще такое бывает у людей, склонных к аритмии, врожденных каналопатиях. То есть врожденных изменениях структуры сердца, например, при дисплазии правого желудочка. При этом, согласно исследованиям, эти диагнозы ставятся, как правило, посмертно, то есть человек может и не подозревать о наличии у себя сердечной патологии, – комментирует ситуацию врач-кардиолог высшей категории Жанна Шлосберг.

"Зачем дебилу дали в руки гранату?"

Мать отмечает, что Дмитрий "уезжал из дома в добром здравии", но уточняет, что не знает, сколько сын выпил в клубе.

– Я не утверждаю, что полицейские виноваты. Думаю, что это могло быть дополнительным фактором. Я не знаю, сколько он выпил, но выпивают в клубах все. Так что удар электрошокером точно мог повлиять. Но применили спецсредства к спящему человеку! Как я понимаю, на момент электрошока он спокойно дышал. Человек, имеющий спецсредства… А чего он из пистолета не шмальнул! Можно ж из пистолета выстрелить, чтобы разбудить. А чего? Нормально! Взять и разбудить таким образом! Ну, не просыпается человек – чем надо его ударить: либо электрошокером либо из пистолета. Варианта-то два, как я понимаю, – говорит Маргарита Викторовна.

Она рассказывает, что сотрудники полиции не приходили на похороны, не предлагали помощь и не извинялись перед ней за случившееся. Она убеждена, что гибель ее сына показывает, что в опасности находится любой законопослушный человек.

– Это касается каждого из нас. Мы идем по улице и человек навстречу, который вооружен, а вы ему просто не понравитесь. Он подойдет и ударит вас электрошокером. Мне это вообще непонятно. Нужно быть полным, с моей точки зрения, дебилом, но зачем этому дебилу дали в руки гранату? Мы же обезьянам гранаты не даем. То же самое! Тогда идет речь о том, что это, наверно, не первое применение, вы же понимаете, как там в полиции все друг друга защищают. Это корпоративная этика, – считает мать Дмитрия.

Сейчас она ждет результатов гистологической экспертизы, которая покажет точную причину смерти сына. Исследование должно завершиться к 17 марта, надежды на него возлагают и полицейские, по мнению которых, говорить о том, что Дмитрия убил удар электрошокера, преждевременно.

– Говорить о том, что были применены какие-то спецсредства, электрошокер и он сразу умер – ну, нет, конечно. Пока рано заявлять о том, что гибель человека наступила в связи с действиями сотрудников полиции. Надо же вскрыть тело в начале и уточнить причину смерти, – сказал корреспонденту Сибирь.Реалии источник в МВД "Иркутское".

Двое сотрудников ППС, которые применили электрошокер в ту ночь, тем не менее уже уволены.

– Проведена служебная проверка, и сотрудники уволены со службы. Был инцидент, начали проверять в этот же день. Это рабочий момент. Как только мы получили информацию от подразделения собственной безопасности, сразу начали работать. Когда происходит любое ЧП, где есть сотрудник полиции, надо понять, что он там вообще делал, какой у него статус – все это определяется в ходе внутренней проверки, – сообщил старший инспектор по особым поручениям отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области Игорь Медведев.

Уволенным сотрудникам полиции 21 февраля следователи СУ СК по Иркутской области предъявили обвинение. По их версии, полицейские, превышая свои должностные полномочия, применили в отношении молодого человека спецсредство без достаточных на то оснований. Разглашать позицию обвиняемых в ведомстве отказались. Получить комментарий их адвокатов на момент публикации тоже не удалось.

22 февраля Октябрьский районный суд отправил полицейских Анхеева Александра и Любимова Аркадия под стражу. Эта мера пресечения будет действовать два месяца. 25 февраля подследственные подали жалобы на решение судьи.

XS
SM
MD
LG