В пригороде Хабаровска, поселке Красная Речка, решили с размахом отметить День защитника Отечества. Здание центра социальной работы с населением "украсили" свастиками. Также гостей ждала реалистично построенная виселица и ларьки со сладкой ватой и воздушными шарами. Кульминацией праздника стала военная реконструкция, во время которой зрителям показали эпизод прорыва блокады Ленинграда.
Возле обшарпанного здания центра социальной работы с населением "Содружество" днем 23 февраля было не протолкнуться. Целая очередь собралась возле лотков с карамельными яблоками, сладкой ватой и шарами. Еще одна толпа образовалась возле виселицы. Но большая часть гостей занимала места возле ограничительной ленты: чтобы лучше увидеть "войну" в исполнении реконструкторов.
– А че не покрасили-то фасад? – судачили в толпе.
– Но он же как будто после бомбежки, так даже и не отличить! – отмечали "плюсы" другие.
Большинство пришли посмотреть программу с детьми. Так, по словам зрителей, хорошо рассказывать о войне.
– Скоро мы будем отмечать юбилей нашей Победы, – поделилась воспитатель детского сада Светлана Репина. – Я воспитываю детей, и своих, и чужих. И сегодня хороший повод рассказать о нашей истории, о войне. И показать, что это нельзя забывать и что это не должно повториться.
Главное действие началось с небольшим опозданием, и, несмотря на теплую для февраля погоду, зрители начали подмерзать и недовольно перешептываться. Но организаторам обязательно нужно было сперва подробно рассказать о том, что вся нацистская символика, форма и другие атрибуты используется только в просветительских целях.
– Наша главная цель – патриотическое воспитание и просвещение, – рассказал один из атаманов Амурского казачества. – Сейчас делаются попытки переписать историю. Все меньше и меньше ветеранов, которые могут рассказать, как было на самом деле. Там, в Голливуде, снимают фильмы непонятные, которые не связаны с историей. И нам нельзя оставаться в сторонке. В перестройку мы потеряли целое поколение, молодежь осталась без преемственности поколений, и мы как Иваны, не помнящие своего родства, подвига великого своего народа.
Но вот наконец началось представление. По легенде, комендатура немецких войск располагается в социальном центре, который штурмуют доблестные бойцы Красной армии. Два десятка "солдат" решительно наступают на войска противника, оттеснили их к импровизированной вышке пулеметчика. Немецкие солдаты были в меньшинстве: сыграть роль захватчиков согласились немногие.
Полетели гранаты, над сквером не замолкал треск автоматных выстрелов. Площадку заволокло дымом так, что зрители начали чихать, но расходиться никто не хотел.
Красноармейцы молниеносно разгромили позиции противника: немецкие солдаты падали один за другим. А зрители, будто сомневались в положительном исходе операции, подбадривали "наших": мол, добивай!
Через несколько минут, под комментарии зрителей, враг был повержен, а бойцы салютовали выстрелами в воздух. Из немецких солдат "в живых" остался только один, и виселицу использовать не пришлось: по легенде, этот пленник сообщит потом много ценных сведений о подразделениях фашистов.
Как рассказал один из казаков, решение показать эпизод именно с блокадой Ленинграда реконструкторов вынудила банальная экономия.
– Ведь 27 января – годовщина снятия блокады. Потом 2 февраля – годовщина Сталинградской битвы. Но мы не можем каждое событие отражать, это дорого очень. Вот и приурочили все к 23 февраля. Это ведь не праздник всех мужчин, а только тех, кто носит, носил или будет носить погоны, – рассказал атаман.
Немецких солдат среди реконструкторов и правда не хватает, рассказал участник движения, "немецкий офицер" Павел. Для него, кстати, реконструкция не просто хобби, но и подспорье в работе: он преподает уроки мужества в школах.
– У нас немцев не хватает, пришлось одеваться так! – поделился Павел. – Форма красноармейца дешевле, а наша – дорого. Кто-то может себе позволить, кто-то нет. Но я считаю, что в свете того, что в мире происходит, я просто обязан доносить правду до молодежи.
По словам другого нашего собеседника, увлечение реконструкцией – удовольствие не дешевое. Только полный комплект формы советского солдата по лекалам того времени стоит около 100 тысяч рублей, автомат – еще 60 тысяч, шумовые патроны – по 25 рублей.
– И все это за наш счет, – поделился казак Иван. – А если немецкий автомат взять, так там 72 выстрела и скорострельность бешеная – трррррр, и все! Дорого это. Но у нас люди очень увлеченные, беззаветно любящие свою родину. Бывает, конечно, что молодежь приходит, интересуется, а средств таких нет. Все упирается в финансы.
Другой реконструктор – Павел Белых, известный в городе преподаватель истории и руководитель клуба "Старый солдат". Сегодня он тоже пришел на площадку вместе со своими воспитанниками.
– Такие просветительские интерактивы полезны для детей, – считает педагог. – Здесь они могут ощутить себя в той ситуации, в которой были на поле боя их дедушки и бабушки, прадеды и прабабушки. Конечно, не все смогли выбраться: кто-то болеет, кто-то не смог собраться. Но главное то, что это испытание. Ведь в фантазиях детей реальность совершенно по-другому воспринимается. Они хотят быть героями, и с этим приходится бороться. Я всегда говорю им: никакого адреналина, бравады – все только с чистым сердцем. И для того, чтобы человек мог на каплю приблизиться к пониманию истории.
Правда, в самом бою ученики Павла Белых сегодня не участвовали: основная их задача была показывать и рассказывать о пункте связи, который организовали в центре соцработы. Для этого в экспозиции задействовали настоящие военные телефоны того времени, и любой желающий смог позвонить с одного аппарата на другой.
– Это помогает нам достучаться до ребят 5–6 лет: они же избалованы гаджетами и не представляют, как можно было связываться по-другому. А наши телефоны настоящие: могут и при –50 работать. Так что мы не просто связь между двумя телефонами тут показываем, а связь между нашим временем и военным временем. Кстати, наш земляк, герой войны хабаровчанин Евгений Дикопольцев как раз служил связистом, – рассказал Павел Белых.
Вот только историк, в отличие от своих коллег, не привык жаловаться на дороговизну формы и отсутствие поддержки. По его словам, такие трудности только закаляют.
– Если б мне сказали, что государство выделило деньги на мои педагогические проекты, мне было бы сложно это принять. Это ведь легко – прийти на все готовое. Я считаю, что сила русского народа как раз в том, что мы из последних сил, без оружия и хорошей формы приносим победу. Русские могут и создавать проблемы, и решать их. В этом есть "движетель", я считаю: стать сильным через трудности, работать, работать и еще раз работать нужно, – уверен Павел Белых.
Но пока во дворе социального центра вовсю идет торговля, гости фотографируются с реконструкторами, кому-то даже дают пострелять, в фойе центра развернулась выставка. Помимо экспозиции связистов, очередных сувенирных лавок в духе "можем повторить", гостей мало интересует стол краевой детской библиотеки им. Наволочкина.
Библиотекарь Мария Искра скромно объясняет, что выставку они посвятили непокоренному городу Ленинграду, а все книги – из фондов библиотеки. Среди них и старые, и новые издания.
– Очень радует, что сейчас выходят книги о войне, – добавляет Мария Искра. – Но еще у нас есть дополнительный материал: книги и письма о войне из частной коллекции пана Дунаевского. Каждый может ознакомиться, только осторожно – оно все буквально разваливается в руках. А ведь это он на помойке нашел. Очень жаль, что эти вещи выбрасываются. Это пугает и тревожит, а люди забывают свою историю.
Журналист и владелец коллекции Андрей Дунаевский подтверждает: большую часть коллекции собирал по помойкам.
– Вот подлинное письмо фронтовика 1943 года, а вот свидетельство о смерти солдата. Это наше "доблестное" Министерство образования выбросило на помойку несколько лет назад. Здесь же и словарь русско-немецкий, 1941 года издания. И вот письмо, 1943 год, – парень пишет, что еще воевал. Куча фронтовых газет у меня: тоже никому не нужны. А вот уникальное издание Грица "Меткие стрелки", послевоенное, правда. Сейчас эта книга экстремистская: тут маленьких детей обучают маскировке, методам стрельбы, видам оружия.
Коллекционер на собственном опыте убедился, что в России вспоминают только круглые даты, а после пышных праздников все отправляется на свалку.
– Вот, видите книжку? К 70-летию Победы издали всего 500 экземпляров писем военных лет. Но как только закончили праздновать, все они отправились на помойку, никому не нужны. У меня в гараже лежит ровно 250 экземпляров этой книжечки. Так же и сейчас будет: 75-летие закончится – и как обычно. Да, еще интересно: еще в 2005 году приняли, что символ Победы – изображение серпа и молота и указание воинского подразделения. А мы видим вместо этого какой-то нелепый логотип со стрелками, которые имитируют наступление Красной армии.
Отдавать свою коллекцию в "государственные руки" Андрей Дунаевский не планирует.
– Мы с братом что можем – делаем. Реставрировать не успеваем. Вот военные объявили, что можно им принести, в архив сдать и там все сделают. Но, простите, это мое право – сдавать или не сдавать. Да и государство все эти документы взяло и выбросило. Я поднял. Так что потом, может, и передам. А пока лучше в библиотечных экспозициях буду показывать, – рассказал Андрей Дунаевский.
После "боя" зрители угощались традиционной для таких праздников гречневой кашей из котла полевой кухни. Мужчина с девочкой лет трех признался, что ему очень нравятся такие патриотические мероприятия на свежем воздухе. С особой гордостью он сообщил, что его дочь уже не боится выстрелов и любит собирать гильзы, оставшиеся на "поле боя".