Врачи отделения гематологии Амурской детской областной больницы уволились в полном составе. Заявления написали врачи, медсёстры и даже санитарки. Причина, по словам медиков, – "травля в СМИ и со стороны родителей больных детей". Полтора года назад здесь всплыла на поверхность давняя история с заражением маленьких пациентов гепатитом С. Известно о 169 пострадавших.
– Это вопрос решённый, уволились все сотрудники отделения… Это не бойкот, это всего лишь защитная реакция, люди не могут уже. Люди не хотят работать, – говорит главный врач больницы Руслан Белоус.
Десятки пациентов детской областной онкогематологии в Амурской области оказались носителями гепатита C. Первые случаи фиксировались еще в начале 2000-х – расследований и проверок тогда не проводилось, медики объясняли пациентам, что возникновение гепатита – это отклонение в рамках нормы, связанное с частыми переливаниями крови и ослабленным иммунитетом. И родители верили.
Первой публично заговорила об этой проблеме Екатерина Киселева из таежного поселка Сосновый Бор. Зимой 2015-го ее четырехлетней дочери Алине поставили онкологический диагноз и направили в хирургию областной детской больницы. А потом полгода пришлось провести в онкогематологическом отделении. Бороться с последствиями гепатита С у своего ребенка ей приходится до сих пор.
– Я уверена, что нас заразили именно на территории больницы. Потому что уже в мае ребенку назначили гепатопротекторы. На мой вопрос "Зачем?" отвечали, что это токсический гепатит на фоне химиотерапии, – рассказывала редакции Сибирь.Реалии Екатерина. – В июне из Благовещенска мы улетели в московскую клинику, и там при поступлении у дочери обнаружили гепатит. 4 декабря 2015 года я написала первое письмо президенту и заодно попросила обратить внимание на ситуацию в онкогематологии. Уже тогда мне было известно о 10 случаях гепатита С у пациентов этого отделения.
Нам еще почти два месяца в этом отделении лежать, нужно закончить курсы терапии. Нам через две недели куда деваться?
В результате расследования, которое Роспотребнадзор провел только в марте 2019 года, подтвердилась связь между инфицированием детей и их лечением в Амурской областной детской клинической больнице. Эксперты установили, что всего было заражено 169 детей, а самый ранний случай относится к 2000 году.
Расследование показало, что больница не была обеспечена антисептиками и расходным материалом. Список нарушений, выявленных в больнице, занимает около 10 страниц.
По итогам расследования возбуждено 14 административных дел, в том числе шесть в отношении больницы как юридического лица. Акт также был передан в следственные органы и прокуратуру Амурской области. Уголовное дело за нарушение санитарно-эпидемиологических правил было возбуждено в ноябре 2018 года.
И вот в новом году едва ли не весь коллектив больницы подписал открытое письмо, оно опубликовано в официальном аккаунте учреждения в Instagram. Врачи пожаловались на оскорбления со стороны родителей пациентов, о давлении со стороны средств массовой информации.
"Врачи-убийцы", "преступники в белых халатах", "шавки"...
"Общественное мнение о качестве работы специалистов нашей больницы в последнее время, благодаря набирающему силу и направляемому чьими-то руками скандалу, упало до того, что чувствующие возможную безнаказанность родители некоторых наших пациентов, не имеющие медицинского образования, опускаются до открытых оскорблений медицинского персонала, оказывающего помощь их детям. Поводом для этих оскорблений может послужить всё, что угодно: от кажущейся нерасторопности медиков до плохого настроения человека, оскорбления изрекающего. "Врачи-убийцы", "преступники в белых халатах", "шавки"... Тот, кто ругает врачей в социальных сетях или даже прямо в глаза, нынче, как принято говорить, "в тренде"!"
Все врачи и медсёстры отделения написали заявления об увольнении. Регион может остаться без единственного отделения гематологии, в котором лечат онкобольных детей.
Главврач Руслан Белоус пояснил: пациентов будут отправлять в другие города, например, в Хабаровск. Заменить увольняющихся специалистов некем. На подготовку каждого онколога уходит от 7 до 11 лет. Резерва кадров в регионе нет.
– Нам еще почти два месяца в этом отделении лежать, нужно закончить курсы терапии. Нам через две недели куда деваться? Как мы в таком состоянии поедем в Хабаровск? У ребёнка же резко снижен иммунитет, а вокруг грипп, ОРВИ, коронавирус. Там один чих и... и мы можем не выкарабкаться, – говорит отец одной из пациенток Андрей.
В региональном Минздраве ситуацию комментируют сухо.
"После написания заявления специалисты будут работать установленное законом время. Сейчас с врачами идут переговоры, правительство постарается сохранить коллектив. Закрытие либо реорганизация отделения онкогематологии не планируется", – сообщили корреспонденту сайта Сибирь.Реалии в Минздраве Амурской области.
Родители заболевших детей сейчас разделились на два лагеря: тех, кто по-прежнему обвиняет во всем врачей и требует для них наказания, и тех, кто врачей в этой ситуации оправдывает и поддерживает.
Они же не лечат, они бумажки пишут после каждой жалобы родителей
– Весь коллектив медиков с конца 2018 года под жутким прессингом. Они же не лечат, они бумажки пишут после каждой жалобы родителей. Жалобщики просто срубили сук, на котором сидели! Думаете, там сейчас много кто уволился? Да нет, за последний год и так уже почти все ушли. Там пара врачей всего оставалось. Все эти бесконечные проверки привели, в частности, к тому, что пункции детям делают не в отделении гематологии, а в другом корпусе больницы, который якобы лучше для этого приспособлен. На пункции детей водят через всю территорию, зимой, в мороз. Только вирусы хватать, – говорит Александр (родители просят обычно не называть свои фамилии: "Детям дальше жить и учиться, никто не должен знать о том, что у них был или мог быть гепатит. Не говоря уже об онкологии").
Сейчас на всех местных форумах родители спорят друг с другом.
– Мы вообще были против шумихи. Тоже болели гепатитом, но ведь вылечились. В отделении была чудесная заведующая, она ушла ещё в прошлом году, не выдержала. Знаю, что на них очень давило и министерство, и Роспотребнадзор, и следователи. Врачей просто довели, – считает мама пациентки Ольга.
Но есть и совсем другое мнение:
Кто их там травил и чем? По сравнению со страдающими детьми никто там в больнице не страдал
– Мы твёрдо намерены наказать тех, кто в ответе за заражение наших детей гепатитом, – говорит Александр, отец больного мальчика. – Увольнение? Неожиданно. Но больше похоже на клоунаду. Кто их там травил и чем? По сравнению со страдающими детьми никто там в больнице не страдал.
Группа родителей, подавшая в суд на медиков, уже выиграла первый иск. С больницы в пользу родителей взыскали 600 тысяч рублей. Истцы подали апелляцию, они считают, что компенсация должна быть большей. Катя, мама десятилетней девочки, наблюдающейся в гематологии почти всю свою жизнь:
– Врачей жалко, конечно. Но почему они все десять, целых десять лет молчали?! Все знали про этот гепатит: доктора, главные врачи, Роспотребнадзор, Минздрав, но родителям вешали на уши лапшу. Никто же ничего не делал.
Доктора в гематологии говорить с журналистами отказываются категорически.
– А их мнения никто не спросил ни разу за год. А сейчас что уже разговаривать? Своё скажу, но вы не пишите моё имя, – просит медсестра отделения гематологии. – У нас всё отделение уже год в шоке. Совершенно ясно, что в отделение привозили зараженную гепатитом кровь. Проверить её здесь мы не можем, а переливания – дело тут обычное. Но виновными назвали врачей и нашу больницу. Мы не понимаем ничего! Отсюда уже почти все ушли, не выдержали. И вот уходят последние. Докторов часть переведут в другие отделения, так что срочную помощь больным онкологией детям они оказать смогут, своих пациентов они не бросят!
В 2018 году шум вокруг заражения онкобольных детей в Приамурье поднял депутат местного Заксобрания Сергей Труш. В своём открытом письме медики обвинили его в разжигании скандала.
– Зря они это делают, врачи. Задача врачей – лечить, а не заниматься поисками тех, кто не даёт им работать. Их должен защищать Минздрав, а министерство ничего для этого не предпринимает. Когда я узнал об этой истории, пострадавших было 26 человек. Они переписывались в чате и пытались пробиться в кабинеты. Сейчас известно о 169 зараженных ребятишках. То есть всё это скрывалось, и об этом никто мог бы и не узнать, – уверен в своей правоте Сергей Труш.
Есть в Благовещенске сейчас и конспирологическая теория: дети стали заложниками политической борьбы накануне выборов в региональное Заксобрание в 2021 году.
– Ещё и родителей искусственно поделили на две группы. Одним оказывают помощь, другим нет. Теперь родители воюют между собой, а не с министерством, а поисками истины никто не занимается, – говорит Труш.
Как так вышло, что 169 детей заразились в одном отделении гепатитом С, до конца неизвестно до сих пор. Расследование Роспотребнадзора не закончено.
Тут либо материал для переливания был некачественный, либо диверсия, криминал
– Самое неприятное в этой истории – до сих пор неясно, что произошло. Чтобы заразить полторы сотни пациентов гепатитом, надо было всех колоть одной ржавой иглой. Простите, но в гематологии работают грамотные люди. Тут либо материал для переливания был некачественный, либо диверсия, криминал. Вот это бы выяснить и оставить нас, врачей, в покое, – говорит врач-хирург Амурской областной больницы Сергей Иванцов.
Вопросов в этой истории по-прежнему гораздо больше, чем ответов. Врачи утверждают, что риск заражения гепатитом при переливании крови есть всегда, и тестов, которые могли бы на 100 процентов исключить наличие вируса в донорской крови, не существует. Однако это никак не объясняет столь значительное число заражений в Амурской детской гематологии: напомним, речь идет о 169 выявленных случаях. Кроме того, если принять за основную версию о зараженной крови, которую поставляла станция переливания, возникает вопрос: почему заражения продолжались на протяжении многих лет? Почему, зная об этом, врачи отделения молчали? И почему нигде в городе и регионе не было такого количества заболевших гепатитом С – а ведь донорская кровь с той же станции наверняка поступала и в другие учреждения здравоохранения. Обо всем этом в открытом письме медиков не говорится ни слова.
Некоторая ясность, возможно, появится, когда завершится расследование Роспотребнадзора.
Отвечавшие тогда за амурское здравоохранение министр Андрей Субботин и зампред по соцвопросам Ольга Лысенко уволились. На фоне скандала власти пообещали сделать капитальный ремонт отделения гематологии, а также станции переливания крови, завезти новое оборудование. Только непонятно теперь, кто будет в этом отделении лечить и лечиться.