Якутия – один из самых больших и одновременно один из самых малозаселённых субъектов России. Здесь, на левом берегу реки Лены или Улахан-Юрях (Большой реки), как называют её местные, до сих пор сохранились деревни со старинным укладом. Их жители ездят на лохматых лошадях местной породы, выпекают в печах оладьи и хлеб, принося их в жертву языческим богам, и спокойно переживают минус 40 градусов по Цельсию без водопровода и отопления. Этих удобств во многих якутских деревнях просто нет. Наши коллеги из телеканала "Настоящее время" побывали в этих местах.
Кэскил Киров живет в деревне Тумул и разводит местную породу лошадей. К лошадям у якутов особое отношение – и как к кормильцам, и как к друзьям. С одной стороны, мраморное мясо молоденьких жеребят считается деликатесом и очень ценится. А с другой – хороший конь настоящему якуту и друг, и брат, транспорт, который никогда не подведет.
Варвара Соловьёва с мужем и сыном живет в селе Тит-Ары. Она работает в местном клубе, где учит мастерить, рисовать, готовить национальные блюда, а ещё петь и танцевать.
Варя не коренной житель. Их семья переехала в деревню из Якутска год назад. Варвара говорит, что трудности деревенской жизни ее не пугают. Они занимаются традиционными ремеслами – изготавливают предметы национального быта, украшения и изделия из кости мамонта: благодаря вечной мерзлоте вокруг села постоянно находят останки древних животных.
Свои изделия Соловьева продает через интернет и сувенирный магазин в Якутске. Некоторые уникальные якутские вещи заказывают даже в Америке, например, "чарапчи" – солнцезащитные очки из кожи и металла, которые оберегают глаза от яркого света на снегу.
Зимой температура в Якутии опускается ниже 40 градусов по Цельсию. Дуют сильные пронизывающие ветры, а Лена покрывается ледяными торосами. Местные деревни неделями бывают оторваны от цивилизации. Ближайший магазин – за несколько десятков километров, к врачу ехать еще дальше. Автобусов в это время в деревнях нет. Раньше, по словам местных жителей, можно было наловить рыбы, но сейчас в этих местах её стало совсем мало. При этом все продукты, завезенные "с материка", в Якутии стоят гораздо дороже, чем в европейской части России, говорит Гавриил Соколов из села Еланка и признается, что пенсия у него с женой – всего 14 тысяч.
По официальной статистике, население якутских сел за полтора десятка лет сократилось почти на четверть. Многие из прописанных здесь жителей приезжают только летом, а традиционные села постепенно превращаются в дачные поселки для жителей городов.
Зато зимой, когда открывается ледяной путь на другую сторону Лены, в селах появляются туристы, которые приезжают посмотреть на знаменитые Ленские столбы. Полтора года назад это место стало национальным парком, и у местных властей есть планы по строительству в Тумуле гостиниц и современной дороги.
"Самое красивое место здесь, в середине, напротив нашей деревни", – говорит Алексей Родионов, житель деревни Тумул. Из его окна открывается потрясающий вид на реку и скалы.