Исполком Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) 9 декабря принял единогласное решение об отстранении России от участия в крупных международных соревнованиях, в том числе в Олимпиадах и чемпионатах мира, на четыре года. Причиной стали допинговые нарушения в российском спорте, включая попытки внести изменения в базу данных Московской антидопинговой лаборатории. Решение пока не вступило в силу, у российской стороны остается 21 день на его обжалование.
Кроме того, согласно решению ВАДА, в России в течение четырех лет не могут проводиться крупные международные соревнования. И это уже напрямую касается и сибирских городов – в шести из них в ближайшие годы должны были состояться три чемпионата мира по разным видам спорта, а также другие крупные международные турниры.
Скажется ли сложившаяся ситуация на развитии спорта в сибирских регионах, на строительстве объектов к крупным соревнованиям? Это пытались выяснить корреспонденты сайта Сибирь.Реалии.
Красноярский край – главная в России "кузница кадров" по зимним видам спорта. Так, в сочинской Олимпиаде (тогда национальная сборная выступала под российским флагом) участвовали 14 красноярских спортсменов. Красноярские олимпийцы в 2014 году завоевали 5 золотых, 2 серебряных, 1 бронзовую медаль.
Сайт краевой Академии зимних видов спорта (это учреждение в первую очередь занимается подготовкой спортсменов-зимников) открывается большой заставкой: "До Олимпийских игр в Пекине 2022 года осталось…".
В академии последствия решения ВАДА комментируют сдержанно. Говорят – такие вопросы обсуждаются явно не на региональном уровне.
– Мы с директором академии вчера проговаривали эту тему. Но, во-первых, сейчас его в городе нет – он участвует в совещании как раз по развитию спорта высших достижений в Красноярском крае. А во-вторых, комментариев на этот счет пока не дает. Такие решения, любые комментарии по данной теме – это другой уровень: уровень президента, уровень министерства спорта. А мы что здесь можем прокомментировать? Ну да, ситуация неприятная. Могу сказать одно: ездили ведь уже на Олимпиаду в серой форме (не в составе национальной сборной, без права выступать под российским флагом. – Прим. С.Р.). И побеждали. В Москве пообещали за российских спортсменов бороться. Остается ждать, – рассказал сайту Сибирь.Реалии Олег Луговой, руководитель пресс-службы Академии зимних видов спорта.
Угроза того, что Красноярск останется без чемпионата мира, вполне реальная
В Красноярске в марте 2019 года прошла всемирная зимняя Универсиада. К Играм в городе были построены и обновлены десятки спортивных объектов. Планировалось, что в дальнейшем в них будут проходить в том числе соревнования международного и мирового уровня. Сбудутся ли эти планы?
– У нас пока все без изменений. В феврале в Красноярске состоится первенство мира по керлингу – и его, конечно, уже никто не будет отменять. А дальше увидим. Пока решение ВАДА вступит в силу, пока его, возможно, будут обжаловать… так далеко мы не загадываем, – рассказала Наталья Веневцева, старший тренер Федерации керлинга Красноярского края.
В 2022 году Красноярск должен был принять чемпионат мира по борьбе – такое решение было принято в сентябре 2019-го. Красноярская борцовская школа – одна из сильнейших в мире.
– Угроза того, что Красноярск останется без чемпионата мира, вполне реальная. Думаю, маловероятно, что решение ВАДА удастся оспорить, – считает Денис Болдырев, мастер спорта, тренер спортивной школы олимпийского резерва по греко-римской борьбе. – Что касается последствий этого решения для красноярского спорта, то в следующем году никаких особых перемен не будет: краевой бюджет уже сформирован, в нем заложены средства на подготовку спортсменов. А вот дальше негативные последствия могут и появиться… Главное, чтобы все это не сказалось на детских и юношеских спортивных школах. Чтобы дети могли так же тренироваться, участвовать в соревнованиях; чтобы бюджет на это выделялся. Дети-то не виноваты в том, что происходит в профессиональном спорте.
В том же 2022 году Красноярск должен был принять и этапы чемпионата мира по волейболу. Кроме Красноярска в число 10 российских городов, принимающих чемпионат, вошло еще два города из СФО – Новосибирск и Кемерово. Но если в Красноярске соревнования должны были проходить опять же на уже готовых объектах, построенных к Универсиаде, то, например, в Кемерове (а решение о том, что столица Кузбасса станет одним из городов, принимающих чемпионат, появилось только в августе этого года) к ЧМ готовились строить новый спортивный комплекс "Кузбасс – Арена" вместимостью до 7 тыс. зрителей. Стоимость строительства – 7,5 млрд рублей.
Оно должно было начаться в январе 2020 года. В правительстве Кемеровской области сайту Сибирь.Реалии не смогли ответить на вопрос, изменятся ли планы по "Кузбасс – Арене" в связи с последними событиями, и предложили направить официальный запрос.
Однако, судя по появившемуся ранее сообщению пресс-службы областной администрации, комплекс должен стать центром для 14 видов спорта, а также для подготовки молодых спортсменов и для проведения массовых мероприятий. Так что, очевидно, решение ВАДА все же вряд ли скажется на его строительстве. Строительство волейбольного центра в Новосибирске, начавшееся накануне ЧМ, также будет продолжено.
Между тем министра спорта Красноярского края Павел Ростовцев на своем брифинге сообщил, что надежда на проведение крупных соревнований в регионе, несмотря на решение ВАДА, пока есть:
– Безусловно, решения на этот счет будут приниматься на международном уровне, а точку в этом вопросе поставит международный спортивный арбитражный суд. Но мы, что касается намеченных у нас в крае чемпионатов, поддерживаем связь с российскими федерациями по видам спорта, через них – с международными. И я могу сказать, что прогнозы по Красноярску в целом самые положительные. Еще около месяца назад, когда были даны рекомендации не проводить крупные турниры в России в течение 4 лет, отмечалось, что в тех случаях, когда решение по чемпионатам уже принято ранее, этот вопрос остается на усмотрение мировых федераций по видам спорта. В особенности если не существует юридических, регламентных и иных возможностей по переносу турнира.
Омичка Виталина Бацарашкина на олимпийских играх 2016 года завоевала серебряную медаль в стрельбе из пневматического пистолета с 10 метров. На чемпионате мира в 2018 году в паре с Артемом Черноусовым Виталина Бацарашкина взяла золото в смешанных командных соревнованиях. Сейчас она находится на спортивных сборах. Впереди – главный старт сезона: летняя Олимпиада в Токио.
– Я считаю, что государство все силы отдает, чтобы защитить спортсменов, – говорит Виталина. – Во многих видах спорта у нас много людей, которые показывают очень высокие результаты. А ВАДА, может быть, считает, что раз мы такие сильные спортсмены, то, наверное, что-то принимаем. Как можно пробы фальсифицировать? Не понимаю. Их там две. Их вскрыть невозможно. Мы продолжаем тренироваться. Никаких изменений в планах нет. В подробности я не вдавалась. Допинг-пробы я всегда сдаю на соревнованиях, слежу за изменениями в допинг-контроле. Не думаю, что наши спортсмены принимали допинг больше других, но ручаться за то, что они вообще не принимали, я, конечно, не могу. Могу сказать за нашу сборную команду стрельбы – мы все чистые. Сами работаем над своим здоровьем.
– Будете переживать, если не попадете на Олимпийские игры?
– В прошлый раз мы узнали о том, что 100% едем, где-то за месяц до Олимпиады. Сейчас я не загадываю. Пока что вопрос остается открытым. Но руководители стрелкового союза сказали, что даже если Россия не поедет, стрелки поедут, потому что "мы – чисты". Поэтому не волнуйтесь, ребята. Нас так успокоили.
– Если предложат выступать под нейтральным флагом, согласитесь?
– Я думаю, да. И другие спортсмены тоже. Я считаю это нормальным. Все другие страны будут точно знать, что это выступает Россия.
Решение ВАДА коснется и спортсменов-паралимпийцев. Сергей Поддубный, чемпион мира, заслуженный мастер спорта по настольному теннису среди инвалидов, считает решение ВАДА "чисто политическим".
– Это даже вопрос не допинга, а чисто политический момент. Еще в 2015 году я говорил: пока мы не будем иметь жесткую позицию, пока будем соглашаться и пытаться выполнить условия, которые нам устанавливает ВАДА, мы все время будем в роли обиженных, и нас все время будут наказывать. Потому что это чисто политическая история, и каждый раз будут искать новый повод, чтобы наказать российский спорт. Надо иметь жесткую позицию и параллельно подавать в суд на ВАДА, пытаться оспорить эти незаконные решения. Как было в Китае? Их тоже пытались лишить спорта. Они сказали: "Хорошо, у нас будет свое". Через некоторое время МОК уже предлагала китайской делегации участвовать в соревнованиях.
– Кто виноват в этой ситуации?
– Тут есть и вина РУСАДА, которая не доработала, и Министерства спорта, и конкретных чиновников, которые должны были отслеживать выдачу медикаментов, их прием. Большая проблема в среднем звене. Врачи, работавшие со спортсменами-легкоатлетами и предлагавшие им принимать препараты, признанные допингом, почему-то не были отстранены. Их перевели на другие должности, и они продолжают работать со спортсменами. А они должны быть наказаны.
Я как раз выступал на Играх при Мутко, и могу сказать, что он не самый плохой министр спорта
– Действительно ли российские спортсмены злоупотребляют допингом больше прочих?
– Спортсменов, уличенных в допинге, в России не больше, чем в других странах. А вот терапевтических разрешений на использование препаратов гораздо меньше, потому что при их применении, например для операции, спортсменов уличат в использовании допинга. Мы знаем, что норвежцы применяют медикаменты – сосудорасширяющие, те, которые применяются при лечении астмы, и некоторые другие. Фактически они легализируют допинг и грамотно его используют. Нашим этого не разрешают делать. С другой стороны, почему никто не говорит о тех российских спортсменах, которых ложно обвинили и которые выиграли суды у ВАДА? Их восстановили в правах, разрешили участвовать в соревнованиях. В каждой стране есть спортсмены, которые его принимают, и их нужно отслеживать. Как в ситуации с мельдонием? Наши функционеры упустили его из виду, просто не работали в этом направлении. Нам нужно работать с Олимпийским и Паралимпийским комитетом, нужно, чтобы наши представители были введены в ВАДА и доказывали там свое мнение. И, конечно, рассказывать про тех спортсменов, которых реально уличили в допинге. Мы должны о них говорить и реально наказывать. Не умалчивать эти случаи.
– По-вашему, как мир мог воспринять назначение бывшего российского министра спорта, при котором разгорелся допинг-скандал, вице-премьером?
– Я как раз выступал на Играх при Мутко, и могу сказать, что он не самый плохой министр спорта. Он очень хороший менеджер, нельзя во всем обвинять человека, руководившего тогда российским спортом. Конечно, есть и его вина, и он признал, что действительно недосмотрел.
– На ваш взгляд, государство защищает интересы спортсменов или наоборот?
– У нас не отлажена защита спортсменов. Было множество ситуаций, когда надо было отстоять конкретных людей, отреагировать на решения судей, и почему-то чиновники боялись это делать. Даже подать апелляцию, чтобы защитить спортсменов, – у нас это было не принято. Чтобы подать апелляцию, нужно заплатить деньги, а у нас пытались экономить на этом. Спортсменам приходилось платить свои средства, чтобы подать апелляцию, самим нанимать юристов или других специалистов, чтобы доказать свою правоту. И именно они и выиграли те дела! Не те юристы, которых предоставляла Федерация спорта, а именно независимые, не аффилированные никем. Нужно бороться за каждого спортсмена и отстаивать. И только тогда нас начнут уважать.
– Стоит ли ехать под нейтральным флагом?
– ВАДА разрешает участвовать в соревнованиях спортсменам без флага, без формы, тем, которые докажут, что они "чистые". На самом деле все спортсмены, которые принимают участие в международных соревнованиях, уже априори "чистые". Уезжая на соревнования, они сдают допинг-пробы. Приезжая, тоже их сдают. Как еще это доказать? Сдавать анализы каждый день? В любом случае, нужно пытаться отправить как можно больше спортсменов, получивших допуск к играм. Иначе нас затащат играть в политические игры. От нас ждут демарша: если мы не хотим по их правилам, то не хотим никак. Но мы должны думать не о политических моментах, а о спортсменах, всю жизнь стремившихся на эти соревнования. Нужно дать им возможность выступить. А политические моменты должны отстаивать чиновники.
У нас вообще государство не защищает граждан!
С Поддубным согласна участница летних Паралимпийских игр в Сиднее, Афинах и Пекине Ольга Сергиенко, возглавляющая первый филиал Центра спорта для инвалидов в Югорске.
– Я считаю, спортсмены должны ехать, они трудились. Какой там флаг, если наша страна не может нас защитить? Пускай едут, они готовились. Понимаете, мы жизнь кладем на это. И когда ты готов, тебе предлагают альтернативу, ничего страшного. Они приедут домой, мы их будем встречать как героев, и неважно, какой там будет флаг. Самое главное, это человек, русский человек. Надо обязательно выступать, показывать, что мы есть. Если не поедем, я растеряю некоторых спортсменов. Если бы все спортсмены отказались от участия в Олимпиаде, тогда да, но никто же не откажется. Это жизнь, спортсмены живут 4 года одним стартом, которому отдают всего себя. Я за то, чтобы выступали под любым флагом.
– Государство, по-вашему, эффективно защищает интересы спортсменов?
– Нет. У нас вообще государство не защищает граждан! Юридическая система совершенно не развита. А спортивной юриспруденции, мне кажется, у нас вообще такой не существует. Сейчас ребята пытаются, когда достигают каких-то побед, я очень радуюсь, потому что выигрывают вопреки нашей системе. Я считаю, виновата наша юридическая система, потому что они не сумели защитить наших спортсменов. Были же случаи в других странах, когда люди прямо попадались при допконтроле, но их юристы могли доказать, что ассистент задевал их баночку, и этого было достаточно, чтобы их спортсмена не дисквалифицировали на 2 года. А у нас были моменты, когда доказывали, что спортсмены не употребляли, но ничего не делается, их не отстаивали.