Страсть к украшению домов у жителей Большого Куналея (село находится в часе езды от Улан-Удэ) неслучайна. Уже почти 300 лет здесь живут "семейские" – так в этих местах называют старообрядцев. Гонимые за веру, их предки шли сюда пешком из европейской части России, чтобы обзавестись хозяйством на новом месте.
Особенное отношение староверов к труду и обустройству быта чувствуется во всем. Здесь нет покосившихся заборов и сараев.
Жительница села Евдокия Балуева сама расписывает стены своего дома: "Вот несколько раз я Путину звонила. А все равно мой вопрос ни разу не открылся. Колхозы дали бы возможность, и вся молодежь работала бы, в колхозе бы оставались. Все куда-то ушло, а ведь колхоз-то самый богатый был, колхоз Ленина!"
Существовавший здесь колхоз им. Ленина благодаря трудолюбию староверов быстро стал миллионером. А в 90-е все опять поменялось: общее вновь стало частным, говорят местные жители, и старшее поколение никак не может к этому привыкнуть.
"Вот, мы остались, а молодежь теперь тянется, конечно, в город. Молодежь не заставишь на селе оставаться – нет рабочих мест", – говорит Евдокия Балуева.
На вопрос, готово ли село поддержать инициативу руководства страны о поднятии пенсионного возраста, Евдокия отвечает: "Нас это не устраивает. Нет рабочих мест, потому все и против".
Почти каждый день в Большой Куналей приезжают иностранные туристы, которым интересно посмотреть, как живут староверы. После присвоения селу звания "самой красивой деревни страны" поток туристов значительно возрос. Среди приезжих гостей была даже судья американского Верховного суда.
Местные жители проводят экскурсии в национальных костюмах, рассказывают о быте староверов, об истории села. "На войну ушло с нашего Куналея 526 человек, вернулось только 194, половина – инвалиды", – говорит экскурсовод.
Одной из старейших жительниц села – Лукерье Назаровой – 92 года. В свое время она пела в хоре и даже побывала в Америке и Франции. С приходом советской власти отношение к староверам не поменялось. За них взялись еще жестче – раскулачивали, расстреливали, отправляли в тюрьмы и ссылки, говорит Лукерья. Она была репрессирована как "дочь врага народа" и отсидела четыре месяца в тюрьме, откуда вышла лишь по счастливой случайности. "Деда расстреляли, а отцу – 10 лет. А вот еще два сына было – одному тоже 10 лет дали, так он в тюрьме умер", – говорит она.
Подробнее на сайте Настоящее время