На Камчатке могут уничтожить около 500 медведей, которые обитают на территории Кроноцкого заповедника. Отстрела требует население соседних с заповедником городов и поселков, в которые медведи забредают все чаще. Региональное агентство лесного хозяйства и охраны животного мира поддержало требования отстрела медведей. А экологи говорят, что сами люди провоцируют животных на выход в близлежащие к их естественной среде обитания города и поселки.
В конце сентября жительница поселка Октябрьский на Камчатке встретила медведя рано утром, когда шла на работу. Ей удалось укрыться в здании рыбзавода, сторож которого прогнал животное. Но через два дня медведя вновь увидели в поселке.
На появление медведей в городах и поселках люди жалуются и в других городах Сибири и Дальнего Востока. В октябре медведица с медвежатами бродила по городу Циолковский Амурской области.
Что сторож с ним сделает? Попытается шугануть – тот ему просто скальп снимет, и все
На прошлой неделе медведь был застрелен недалеко от поселка Западный в Хабаровском крае, где расположен детский оздоровительный лагерь. А днем ранее в лесу недалеко от реки Коппи в том же районе нашли грибника, раненного зверем. С рваными ранами и укусами ног, рук и головы мужчина чудом выжил, но пока находится в тяжелом состоянии в районной больнице.
Еще одного медведя в этом же районе пытались поймать теперь уже в садовом товариществе.
– Мне сторож позвонил в 4 утра, говорит: медведь на дачах! – рассказывает руководитель крупного садоводческого кооператива "Юбилейный" из Советской Гавани Сергей Лямкин. – Хорошо, ночь была, никого на огородах. Я сразу проснулся, думаю: что сторож с ним сделает? Попытается шугануть – тот ему просто скальп снимет, и все. Конечно, охотников вызвал.
Несмотря на то что зверь серьезно "наследил" не десятке участков, найти его не смогли.
– Судя по сломанным заборам, медведь пришел со стороны частного сектора – микрорайона Курикша, оттуда поднялся вверх, на дачи. Прошел, как грейдер! Такие толстые доски на некоторых заборах были – а он все переломал. Одни дачники у нас металлическую сетку-рабицу вместо забора свежую только-только установили, а он ее буквально с опорами вынес, – продолжает Сергей Лямкин. – Где-то ягоду поел, но уже ничего и нет почти у нас. По оставленному помету определили, что он на побережье ушел, а там тоже много домов. А судя по тому, как он шел напролом, он явно не маленький был.
Уже через день медведя заметили в соседнем Ванинском районе недалеко от железнодорожного вокзала, затем засняли в поселке Октябрьский недалеко от центральной улицы. А целую медвежью семью встретили недалеко от аэропорта Май-Гатка в Советской Гавани.
Из-за голода, связанного с пожарами минувшего лета, медведи, мигрируя, выходят к людям и в Забайкальском крае. Власти предпочли "решить" проблему отстрелом животных. Согласно приказу регионального минприроды, охотникам разрешено отстрелять 40 животных "для регулирования численности". Зоозащитники создали петицию на Change.org с требованием запретить отстрел медведей.
– Я обращалась в природоохранную прокуратуру, в минприроды с требованием отменить этот приказ, но надежды очень мало. Сейчас, насколько я знаю, уже отстрелили 10 особей, на исследование по бешенству ветеринарам принесли три головы, – рассказывает Анастасия Степина, создательница петиции из Читы. – Но дело в том, что в этом приказе прямо сказано, что отстреливать медведя можно прямо в тайге, то есть в местах обитания хищников, да еще и без уточнения по полу и возрасту. При этом сами медведи там еще никакой опасности для человека не представляют. Получается, что на медведя теперь разрешили охоту, которая была долгое время запрещена.
Более того, уточняет Анастасия Степина, в приказе сказано, каким охотобществам и каким ИП сколько животных можно отстрелить. Туши животных охотники могут оставить себе.
– Забайкалье – регион сложный и, что говорить, нищий. Поэтому у нас часто бывают случаи, когда пресекается контрабанда фрагментов туши медведя в Китай. Там медвежьи лапы считаются деликатесом, а медвежья желчь и вовсе лекарством от всех болезней. Только в 2017 году в Забайкалье задержали контрабандиста, который пытался вывезти почти 500 медвежьих лап (за них и 37 лосиных губ преступники предполагали получить 1,5 млн рублей. – СР)! В этом году задерживали браконьеров с 20 лапами этих хищников. Для людей в некоторых селах это может стать единственным шансом прокормить семью. В самом регионе мало кто употребляет в пищу медвежье мясо и жир – если только при кашле. А у китайцев это распространено, – рассказывает Анастасия.
Недавно медведь был застрелен возле села Бичура в республике Бурятия.
– У нас за поселком, на горе, есть лесоперерабатывающее предприятие. Вот там недавно пришлось отстрелить медведя, – рассказывает местный житель Дмитрий Андронов.
По его словам, медведь пришел на промбазу под утро. Он испугался шума рабочих и забился под пиломатериалы. Но из-за близости жилых домов зверя решено было отстрелить. Охотники и жители таежных поселков уверены – к людям зверей выгоняет бескормица в тайге, которая с каждым годом становится все более серьезной проблемой.
– Наши охотники потом посмотрели – медведь совсем худой был, никакого подкожного жира, а в желудке одна трава. Но даже в таком состоянии он весил около 200 килограммов, а ростом был больше 2 метров. А ведь сейчас медведи уже должны залечь в спячку – в тайге вот-вот снег выпадет, а они еще ходят, – продолжает Дмитрий Андронов. – Видимо, бескормица в тайге вывела его к людям.
В Хабаровском крае только за 2019 год в региональное минприроды поступило 128 обращений от жителей по поводу выхода в города и поселки диких животных.
– Чаще всего такие сообщения приходят осенью, когда у жителей поспевает урожай, который может привлечь животных, – рассказывает начальник отдела сохранения животного мира Юрий Колпак. – После звонка мы инспекторы и охотоведы выезжают на место проверить информацию и оценить опасность животного. В первую очередь мы просим убрать свалки и помойки, закрывать домашних животных. Ведь все это для хищников – легкий корм. А если корова пасется в лесу, а потом приходит подранная медведем, то обвинять его тут просто не в чем. И все чаще люди сами виновники того, что звери идут к нам в города. Мы неправильно храним отходы. А в северных районах Амура люди закапывают в землю рыбу в качестве удобрения. И этот запах тоже очень привлекает хищников. В мире, например, уже придумали специальные антивандальные мусорные баки, которые медведи просто не могут открыть. Нам надо догонять, учиться у них. Но пока средств не хватает.
С тем, что люди часто сами провоцируют выход медведей из леса, согласен и Алексей Олейников, специалист лаборатории экологии животных при ИВЭП ДВО РАН.
– Если животное привыкает питаться на свалках, подбирает отбросы, которыми их подкармливают, то чаще всего это приводит к конфликтам. Особенно если подкармливать начинают молодых зверей. Сначала те же медвежата привыкают к такой хорошей жизни и легкой добыче. Потом они начинают уже требовать – залазают в палатки туристов, заходят в огороды. И кончается все это чаще всего трагически – гибелью животных или людей, – объясняет Алексей Олейников. – В большинстве случаев медведь не нападает, но если он вышел к людям, то всегда нужно оценивать его опасность по ситуации. Многие не знают, как обращаться с животными, как вести себя при встрече с ними. Рекомендации по поведению с хищниками достаточно простые. Главное – не бежать, не подходить близко к зверю и медленно отходить. Даже такие простые правила могут спасти жизнь. Но просветительская работа практически сейчас не ведется. Никто не заинтересован, наверное. Те же спасатели могли бы обратиться в наш институт, где специалисты составили бы наглядные пособия для работы с людьми. Могли бы подключиться школы. Но никому ничего не надо, – рассказывает Алексей Олейников.
Кроме того, по его мнению, случаи выхода животных, зарегистрированные в минприроды, – это вершина айсберга. Чаще всего на такие вызовы в отдаленных районах просто некому выезжать. Инспекторов не хватает. Заменить их полицейскими не всегда возможно.
– Все упирается в деньги и организацию такой работы. А что касается сигналов о крупных хищниках, то тут все спускается на тормозах. Например, поступил сигнал, что в Аяно-Майском районе вышел на свалку медведь. Но туда нет возможности добраться: от поселка, где есть специалист, до той свалки может быть и 300 километров по тайге. И все это пускается на самотек, а потом или местные жители его застрелят, или еще кто-то, – объясняет Алексей Олейников.
Профессор Жанна Лельчук около 30 лет назад переехала на Аляску с Камчатки. Медведи здесь наведываются в гости так же часто, но все обитатели Аляски уже знают, как вести себя в таких случаях.
У нас большие штрафы, если мусор выставлен на улицу. Кроме того, все контейнеры для мусора оснащены специальным замком, который медведь открыть не может
– Однажды я вышла гулять с собакой, а у меня возле дома медведица с медвежатами, – рассказывает профессор Лельчук. – Собака моя просто одурела от такой наглости! Я отправила ее быстро в дом. Постояла. Медведица на меня посмотрела и спокойно ушла через некоторое время. Был забавный случай с коллегой. Она оставила в машине бутерброд. Один медведь открыл дверь, а второй стоял рядом, как будто следил, чтоб никто не подошел. И они потом с этим бутербродом убежали. Другая коллега однажды оставила в машине коробку шоколадных конфет. Медведь ночью забрался за лакомством и заблокировал двери. Только наутро, когда двери открылись, он выскочил оттуда. Правда разорвал весь салон так, что ремонту авто уже не подлежало. Могут отбирать мусорные баки – так было у моего соседа, но бак он отвоевал. А у моей знакомой однажды медведь украл собаку – так она его догнала и пса отбила. Вот так и живем.
Подобные встречи здесь в порядке вещей. Все потому, объясняет Жанна Лельчук, что город встроен в лес, в природу. И рассказывать о том, кто обитает рядом и как себя вести с лесными жителями, детям начинают с детского сада.
– Даже дети могут отличить, опасное животное или нет. Вот сейчас, например, у нас нашествие очень красивых гусениц. Но даже малыши знают, что в руки их брать нельзя – могут укусить. Также у нас большие штрафы, если мусор выставлен на улицу. Кроме того, все контейнеры для мусора оснащены специальным замком, который медведь открыть не может. У нас все знают, что если не создавать для медведя другой добычи, то ему будет достаточно того, что есть в тайге: рыбы, ягод, – рассказывает Жанна Лельчук.
По ее словам, самое сложное при первой встрече с медведем было не бежать.
– Главное – сразу отличить бурого медведя от черного. С черным медведем лучше всего вступить в драку – и он отступит. А вот с бурым такое поведение не пройдет. Если уж он пошел на вас, то лучше всего падать на землю и притворяться мертвым. И еще молиться, как добавляют у нас в полиции, – добавляет Жанна.
На Камчатке, вспоминает она, все было иначе. Когда строили дачи в районе, где обитали медведи, никто даже не подумал о том, что это может быть опасно. Также и с мусором – он всегда доступен для зверей. А "сердобольные" жители любят подкармливать животных на трассе.
– Люди сами не осознают, что выкармливают своего будущего убийцу. Также слышала, что сейчас на Камчатке перекрывают русла рек, активно вылавливают рыбу. В таких условиях, конечно, медведю попросту нечего есть, и он идет искать корм. Но на Аляске люди и животные настолько гармонично сосуществуют... Есть правила, которые все знают и выполняют. И на Аляске уже появляется азарт – скорее схватить фотоаппарат и сделать красивый снимок.
Тем временем специалисты Кроноцкого заповедника на Камчатке выступают против массового отстрела медведей.
– Численность медведей в Южно-Камчатском заказнике стабильно высокая, и она регулируется естественным путем, без вмешательства человека. Это эталонная экосистема. Звери не ассоциируют пищу с человеком и питаются природными кормами: рыбой, орехами, ягодами, травами. Как только животных становится больше, чем позволяет ёмкость среды обитания, регуляция плотности населения происходит не только путём расселения молодых особей, но и за счёт каннибализма и неучастия многих взрослых самок в размножении, – объясняет на официальной странице заказника Дарья Паничева, начальник научного отдела Кроноцкого заповедника.
При этом в двух поселках специалисты обнаружили целую семью медведей из 50 особей, выросшую на свалке.
– Мы специально выезжали в ближайшие к заказнику населённые пункты, чтобы оценить ситуацию с выходом медведей к жилью человека. Рядом с посёлками Озерновский и Запорожье расположена огромная свалка, куда вывозят в том числе и все пищевые отходы, – отмечает Сергей Колчин, научный сотрудник, участник программы по изучению поведения бурого медведя на территориях Южно-Камчатского заказника и Кроноцкого заповедника. – Естественно, это место привлекает медведей, что и является причиной возникновения конфликтных ситуаций. Проблему нужно искать не в высокой численности животных, а в нашей экологической безграмотности и безответственности.