Вот уже почти неделю практически над всеми регионами Сибири стоит дымка – люди жалуются на ощущение гари в воздухе и недомогания. Причина – лесные пожары, охватившие значительную территорию Красноярского края и Приангарья. Власти уверяют, что ситуация опасности не представляет, а тушить труднодоступные леса экономически нецелесообразно и технически сложно.
Площадь лесных пожаров в Сибири достигла 1,3 млн гектаров. Большая часть этой охваченной огнем территории находится довольно далеко от населенных пунктов, поэтому ликвидировать там пожары никто не собирается. Между тем уже 85 тысяч человек подписали петицию с требованием ввести на всей территории Сибири режим чрезвычайной ситуации.
Советник главы Рослесхоза Александр Агафонов 24 июля заявил, что тушение лесных пожаров в Сибири с самолетов может разорить федеральные власти. Ведомство не планирует использовать авиацию для борьбы с огнем, а лишь задействует сотрудников лесоохраны.
Новосибирск окутан плотным смогом уже четвертый день, в воздухе отчетливо чувствуется запах гари. 25 июля независимая сеть станция мониторинга состояния окружающей среды CitiAir зафиксировала опасный уровень загрязнения воздуха. Содержание опасных примесей оценивается в 8 из 10 возможных баллов. Между тем областное управление Роспотребнадзора сообщает: по результатам лабораторно-инструментальных исследований превышений предельно допустимой концентрации вредных веществ не выявлено.
В то же время региональное управление МЧС советует новосибирцам лишний раз не выходить из дома, отказаться от активного отдыха и занятий спортом на открытом воздухе, по возможности не открывать дома окна и заткнуть щели между рамами мокрыми тряпками. Люди возмущены сообщением о том, что пожары в Красноярском крае, дым от которых заволок город, не будут тушить из-за "экономической нецелесообразности".
– Настолько тяжело дышать, что просто словами не выразить. Наше здоровье тоже, наверное, экономически нецелесообразно сохранять. Из Москвы мы, наверное, кажемся каким-то букашками ненужными, – поделилась с корреспондентом "Сибирь.Реалий" жительница Новосибирска Полина Изразцова.
Соцсети заполнены сотнями гневных комментариев.
Евгения Евгенева:
Когда этот смог уже рассеется? Надоела эта дымовая завеса. Власти!!!! Сделайте хоть что то
Максим Черданцев:
Интересно после этих недель (а возможно и месяцев) дыма посмотреть статистику смертности от гипертонии, заболеваний дыхательных путей и так далее. И умножить разницу (а я вас уверяю – она будет) на доход, сколько лицо приносит в казну. Я вас уверяю – сумма будет намного кратнее, чем поднять все самолёты в воздух. Так что у нас как обычно.
Константин Эль:
Нам прямым посылом говорят – умирайте.
Юля Мозолевская:
Последние дни у меня жуткая мигрень, головокружение и слабость. Я списывала это на накопленную усталость, стресс по поводу кучи работы и головняки насчет дел перед отъездом на конвент. И долго не хотела связывать свое состояние с тем, что происходит на улице.
Но вчера другой человек рассказал о точно таком же самочувствии, предположив что это из-за смога, и сегодня я стала гуглить больше информации по поводу пожаров в красноярских лесах.
Знаете, сказать что это удручающая инфа - ничего не сказать. Попробую безоценочно пересказать факты:
1. Я далеко не единственная, кого придавило этим смогом. Люди поступают в больницы с жалобами на удушье и головную боль
2. Леса горят настолько масштабно, что видать из космоса/ Снимок есть, первоисточник не нашла, но везде где постился - было в тему к новости. https://narzur.ru/pravitelstvo-ssha-rasskazalo-o-neby..
3. Огромная часть Сибири оказалась под этой дымовой завесой: Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская, Томская, Кемеровская область, Хакасия и Алтайский край
4. Сгорело уже более миллиона гектаров
5. Пожары НЕ тушатся.
По данным Западно-Сибирского гидрометеоцентра, неблагоприятные условия сохранятся в Новосибирске до выходных. Под вопросом остается проведение в полном объеме крупного авиашоу с участием ведущих российских пилотажных групп, которое запланировано на ближайшее воскресенье.
Между тем депутат Государственной думы от Новосибирской и Томской областей Вера Ганзя предложила обязать Владимира Путина, Правительство России и федеральных депутатов отправиться тушить лесные пожары в Сибири. Она считает, что именно власти и законодательство виновато в масштабах ЧП. Эту инициативу уже обсудили в соцсетях:
Наталья Усольцева:
Хорошая практика вообще - обкатывать законопроекты на тех, кто их принимает. Тогда бы и к народу ближе были и законы по уму принимали.
Виктор Лощинкин:
Для чего нужна огромная армия чиновников, включая тех, кого мы выбираем? Для того, чтобы они решали свои личные вопросы, особенно материального плана? Вот уж точно кого содержать экономически не выгодно для России. Разогнать их всех к чертям собачьим, хватит денег и на тушение пожаров и на лесовосстановление и на лесопитомники и все остальное и еще даже останется. Пора уже проводить как полное форматирование власти, а где то и дефрагментацию, они уже засиделись и зажрались и чем дальше продолжают сидеть, тем больше от них вреда России.
Олег Колбас:
Согласен пускай тушат, и еще зп им в 10 000 сделать.
Валентина Андрийчук:
Как вообще можно додуматься до того, чтобы сказать, что тушить пожар в тайге экономически не выгодно?! А последствия от такого пожара экономически выгодны?
Игорь Лукашов:
Ну, во всяком случае, когда лес сгорит, валить его им самим, находясь в местах заключения, уже не придётся. Свой вариант: Правительство отправить в отставку, а самому Путину сложить полномочия. Пост президента должен занимать человек, защищающий интересы народа, а не своих друзей.
И. о. главы Среднесибирского УГМС Сергей Сережкин обвинил коллег из Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей в том, что они незаконно ввели режим черного неба. Об этом чиновник заявил на правительственном совещании 24 июля. По словам Сережкина, для введения режима НМУ необходимы основания – есть конкретные показания по превышениям, при которых вводится режим черного неба. Синоптик сказал, все показания закреплены в приказе и рассчитываются по специальной формуле
Тем временем и без того экологически проблемная Кемеровская область вторую неделю окутана смогом и гарью. В Кузбассе ежедневно продляют режим "черного неба", в очередной раз его продлили до 18:00 25 июля. Предприятиям Кемерово, Новокузнецка, Киселевска, Прокопьевска по-прежнему рекомендуется работать c ограничением вредных выбросов в атмосферу, поскольку погодные условия все еще способствуют накоплению загрязняющих веществ в воздухе.
Несмотря на сокращение выбросов, дышать в регионе становится все тяжелее. На улицах все чаще можно встретить людей в масках. При этом многие не верят, что все дело только лишь в пожарах в тайге.
– Ощущение такое, что живу не в городе, а в какой-то химической лаборатории. Что дома, что на улице постоянно чувствуется запах гари и запах какого-то газа. Не верю, что наши химические заводы приостановили выбросы. Скорее наоборот: ещё больше выпустили в воздух вредных веществ. Уезжаешь в лес в надежде на то, что хоть там можно будет вдохнуть полной грудью, но и там воздух не чище, – поделился житель Кемерово Геннадий Шевелев.
Главный пульмонолог Кузбасса Надежда Ганюкова порекомендовала не просто меньше бывать на улице, а вовсе уехать из задымленных смогом территорий.
– Смог содержит много тяжелых металлов, вредных примесей. Поэтому любой человек может негативно отреагировать, – рассказала врач в видеоинтервью на YouTube-канале.
По прогнозам синоптиков, завтра, в пятницу, в Кемеровской области ожидаются осадки – небольшие дожди и ливни, что, возможно, как-то смягчит ситуацию.
Жалобы на смог и гарь публикуют в соцсетях жители Хакасии, Барнаула, Новокузнецка.
Горят леса в Якутии. 24 июля лесной пожар подобрался на опасное расстояние к селу Дулгалах Верхоянского района. Здесь проживает 281 человек. Администрация села объявила мобилизацию населения. По словам главы села Дмитрия Колесова, силами населения и работников "Якутлесресурса" была проведена минерализованная полоса. Огонь ушел на север, опасность селу больше не угрожает.
Дымка от пожаров в Красноярском крае дошла и до Омска. В городе из-за смога возросло число вызовов скорой. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря регионального Минздрава Анну Никитенко.
"Состояние такое, что просто хочется лечь и лежать. Голова болит, тошнит, в горле саднит, в глазах резь. Вчера днем шла несколько остановок пешком. Теперь волосы пахнут так, будто у костра сидела, – поделилась Ольга. – Видела в городе подростков в медицинских масках. Не знаю, правда, помогают они или тут уже сразу нужен респиратор".
Валерия Глухова уверяет, что за 32 года жизни в Омске не сталкивалась ни с чем подобным.
"В Нефтяниках вообще дышать нечем. Вчера я стояла на остановке, а ощущение было, что нахожусь в газовой камере. Казалось, что с каждым вдохом мне обжигает легкие. Надышалась, приехала домой – головная боль, рвота. Пришлось вызвать скорую помощь, – рассказывает Валерия. – Ребенка мы отправили за город – он у нас с хроническим бронхитом, и страшно представить, как это все могло бы отразиться на нем".
По мнению Валерии, природный смог, конечно, влияет на организм, но не так сильно, как промышленные выбросы с отчетливой газовой нотой.
37-летний Вячеслав Бурносов ощущает смог от природных пожаров как "легкую гарь", разлитую в воздухе. Она Вячеслава не беспокоит в отличие от той крайне неблагоприятной экологической обстановки, которая сложилась в городе с наступлением июля. Почти месяц омичи отчаянно жалуются на "газовое зловоние", но кто его виновник, до сих пор неясно.
"На прошлой неделе мы случайно забыли закрыть окно на ночь. Встал в пять утра: во рту сухость, тошнит. В квартире невыносимый запах", – говорит Вячеслав и признается, что его семью этим летом спасают исключительно кондиционер и фильтр воздуха.
Бурносов не единственный, кто бьет тревогу. Эпизодическими выбросами город, входящий в топ самых грязных России, вряд ли напугаешь. Но в Омске кто-то начал усиленно портить воздух на регулярной основе. Летние вечера в омских пабликах начинаются с переклички по районам: где пахнет? Получается, что пахнет почти везде, только в разное время. В ночь на 25 июля зловоние снова накрыло большую часть города.
Пожалуй, наиболее сложной ситуация остается в Красноярске – столице региона, ставшего эпицентром сибирских лесных пожаров.
Красноярск накрыло дымом от лесных пожаров 12–13 июля, с того времени дымка почти непрерывно держится над городом. Местные жители уже массово жалуются на ухудшение самочувствия. 25 июля в Красноярске прошла акция: экологические активисты раздавали прохожим респираторы и маски, происходило все напротив здания краевого правительства: так люди пытались обратить внимание властей на "задыхающийся город" (так было заявлено на странице движения "За чистое небо" в соцсети). Многие горожане, присоединившиеся к акции, признавались: пришли, потому что терпеть дым уже невозможно.
– Мы задыхаемся. Люди, у кого астма, или сердечники – они ведь практически умирают. Вот у моей сестры астма – она еле ползает. Я вроде покрепче, но чувствую себя отвратительно: и уснуть невозможно, и просыпаешься неотдохнувшим, – рассказывает Ирина, пришедшая на сегодняшнюю акцию. – И ничего не делается для того, чтобы что-то изменить. Слышим только, что денег нет, чтобы тушить пожары. Ну конечно, деньги – это самое главное, а жизни людей – ничто.
Ирина говорит: она не припомнит, чтобы в Красноярске когда-нибудь происходило нечто подобное:
– Лесные пожары, конечно, были всегда. Но в прошлые годы, может дня 3–4 дымка постоит – и все. И ее, если выходной, можно на даче переждать. Но так, чтобы две недели нечем было дышать, причем и за городом спасения нет, – такое на моей памяти впервые.
При этом до недавнего времени в разных ведомствах заверяли: содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе Красноярска – в норме. Только сегодня в краевом правительстве подтвердили превышение ПДК по некоторым веществам.
"Все посты территориальной сети наблюдения показали превышения среднесуточных предельно допустимых концентраций по взвешенным частицам (до 2,5 мкм) в пределах 2,4 раза", – сообщила пресс-секретарь краевого Минлесхоза Мария Хлыстунова.