В поселке Шушенское (Красноярский край) в 16-й раз прошел этнофестиваль "МИР Сибири". В этом году он впервые состоялся под эгидой ЮНЕСКО. Всего на "МИР Сибири", включая гостей-хедлайнеров, приехали 75 исполнителей – групп и солистов – из 12 стран. На фестивале за три дня побывали около 30 тысяч человек
"МИР" в названии фестиваля – это "Музыка и Ремесла". В этих категориях – мастеровой и музыкальной – жюри и определяло победителей. В этот раз в конкурсной программе "МИРа Сибири" участвовали 40 музыкантов и музыкальных коллективов, и еще 12 участников было в конкурсе мастеров.
– Есть такой анекдот. Господь Бог подводит Еву к Адаму и говорит ему – выбирай себе жену. Адаму было легко, а нам каково? Был, конечно, дух соперничества и среди участников, и довольно острый. Но были и помощь, взаимовыручка – в составе одних коллективов, как я заметил, иной раз выходили представители других, чтобы сделать номера коллег-конкурентов ярче и выразительнее, – говорит председатель музыкального жюри Сергей Старостин.
На фестиваль артисты приехали из разных регионов России.
Артисты внимательно следили за выступлениями конкурентов....
На финальном гала-концерте стало известно, что музыкальный Гран-при в этом году получил фольклорный ансамбль "Читинская слобода" из села Засопка Забайкальского края. Коллектив собирает и исполняет старинные казачьи песни – те, которые привезли в Забайкалье первые русские переселенцы.
– Победить, конечно, хотелось, но все-таки важнее нам было показать тот уникальный материал, который мы буквально по крупицам собирали пять лет – столько существует наш коллектив, – рассказала руководитель "Читинской слободы" Надежда Рюмкина.
В этом году на "МИРе Сибири" впервые присуждался специальный Гран-при. Его получил 16-летний Никита Зуев из Череповца, выступавший сразу в двух номинациях.
А "мастеровой" Гран-при достался Надежде Хай-Хутык из Магаданской области. Мастерица воссоздает традиционные костюмы коренных жителей тех мест – эвенов и коряков. Чтобы она смогла приехать из Магадана в Шушенское, деньги собирали всем миром – у мастера средств для этого не хватало.
– Я раньше работала в оленеводстве, заодно занималась восстановлением традиционной одежды и традиционного жилища коряков и эвенов. Это и была моя первая большая работа – меховая яранга. На нее у меня ушла 51 оленья шкура. А потом один министр Магаданской области меня вызвал, чтобы я уже в городе передавала то, что знаю, учила тех, кто хочет учиться, – рассказывает Надежда Хай-Хутык. – У нас осталось мало мастеров, которые могут, как я, полностью воссоздать традиционное жилище. Я таких насчитала пять человек, и то все живут в глухомани. Нельзя, чтобы это потерялось. Вот я и взялась учить молодых. Но молодежь вроде интересуется, а в наших местах не остается, все уезжают. Так что традиции уходят потихоньку.
Традиционную одежду северян мастерица делает не из оленьих шкур, как это положено, а из других материалов: 10 лет назад в Магаданской области оленей было около 20 тысяч, а сейчас осталось вчетверо меньше. Но следовать всем традициям можно и при работе с обычными материалами.
– Коряки – язычники, основное население у нас не приняло христианство. И все верования у нас свои. Даже имена по-особому образуются: у нас фамилии – это прозвища, которые что-то обозначают: например, "камень", "ворон" ну и так далее. Когда советская власть пришла, наши жители стали писать русские имена и фамилии, а между собой называли друг друга настоящими именами, корякскими, – рассказывает Надежда Хай-Хутык. – И в остальном верования сохранились. Вот эти вот бисерные розетки на кухлянке, меховой рубахе, считались оберегами. Коряки верили, что душа ребенка войдет в бусинку и будет за ней бегать, и злой дух ее не поймает. Сейчас, конечно, эти розетки больше как украшение воспринимаются…
Надежда Хай-Хутык показывала и другие свои работы – детскую одежду, пастушьи рукавицы, которые до сих пор северяне шьют без выкроек, а так, как бабушка или мать научили; приспособление, с помощью которого корякские женщины носили детей на спине; традиционную обувь северян – ее подошвы сделаны из шкуры лахтака – морского зайца и прошиты жилами оленя: они не гниют.
Номинация, в которой Надежда Хай-Хутык представляла свои работы, называлась "Современное декоративно-прикладное творчество. Изготовление народного костюма". А вообще из работ конкурсантов мастеровой премии в этом году получилась большая выставка – тут и роспись по дереву, и золотое шитье, и куклы-обереги, и керамика, и украшения из кожи, камней и даже осетровой косточки…
Но надо сказать, что далеко не все зрители и посетители "МИРа Сибири" так уж внимательно следили за конкурсными перипетиями. Разве что пришли поболеть за конкурсантов на вручение премий. Для кого-то самым интересным были вечерние выступления хедлайнеров фестиваля – в их числе были ЛаФрей Ски и джаз фолк-фьюжн группа «SHUNGITE» (США/Россия), группа «Аргымак» (Башкортостан), фолк-фьюжн группа «Speed Caravan» (Алжир, Тунис, Франция), Морган Джи (Франция), этно-рок группа «Ят-Ха» (Тыва).
А многим интереснее были интерактивные площадки: "Город мастеров", "Обрядовая поляна", "Этнокиноклуб", "Беседка" – на них проходили мастер-классы и встречи с участниками фестиваля.
"Город мастеров" – это большая ярмарка, на которой продается все что душа пожелает: одежда в этностиле, музыкальные инструменты, плетеные корзины, глиняные свистульки, валенки, лоскутные одеяла. Заодно можно научиться делать все это своими руками – мастер-классы здесь шли постоянно.
Но, наверное, самыми популярными людьми в "Городе мастеров" в этот раз стали гончары. Все три дня люди обступали мастеров и наблюдали за их работой...
...и сами пробовали сооружать крынки и чашки.
Как оказалось, все не так сложно. Даже украшать глиняную посуду – не такая уж хитрость.
– Приемов для украшения посуды великое множество, и большинство из них совсем простые. Пальцем по глине покачала вверх-вниз, пока круг вертится, – вот уже и орнамент, вроде ничего не сделал, а красиво, – рассказывает гончар из Томска Андрей Салтан. – Сейчас мастера работают не пальцами, а костяными, каменными, деревянными и даже стеклянными инструментами. Вот металлическая пластиночка, тоненькая, в форме языка, легко гнется. Я ею для начала сделаю простую вещь – уберу лишнюю глину: если ее оставить, посуда деформируется, будет плохо сохнуть, пойдет трещинами. Вот мы ведем этой пластиночкой сверху вниз – и заодно получаем тем самые гончарные полосочки, которые почти всегда можно увидеть на глиняной посуде, и это уже украшение.
Или вот палочка – ей вроде легко провести полоску, две, продолжает Андрей. А если рукой чуть покачать вверх-вниз – уже получается красивый узор. Выразительно и несложно. А верх у крынки, чтобы из нее удобно было пить через край и не поцарапаться, раньше обрабатывали кусочком сырой кожей. А в наше время и обычный полиэтиленовый пакет подойдет.
Мастер-классы проходили и в Шушенском музее-заповеднике. В советское время музей был посвящен одной теме: сибирской ссылке Ленина – он отбывал ее в Шушенском с 1897-го по 1900 годы, здесь же в 1898 году обвенчался с Надеждой Крупской. Сейчас о пребывании вождя напоминают пара домов (не сказать, чтоб в них было особенно людно) да небольшой памятник. Сегодня в музее-заповеднике главное – воссоздание быта старинной сибирской деревни. Традиционных ремесел – в том числе. Во время фестиваля здесь проходили мастер-классы по выделке льна, прядению и ткачеству.
В это время на "Обрядовой поляне" шли свои мастер-классы. Тут можно было, например, вспомнить о старинных народных играх и самим в них поучаствовать.
А еще – научиться играть на хомусе, традиционном инструменте народов Сибири. Мастер-класс проводила Альбина Дегтярева, заслуженная артистка Якутии, руководительница ансамбля "Айархаан". Альбина Дегтярева – первая обладательница Гран-при "МИРа Сибири", и уже много лет – член жюри фестиваля.
– В моем детстве игра на хомусе была не очень распространена. Это мне повезло родиться в семье, где все на нем играли. Уже когда я окончила университет, в Якутии открылся Музей хомуса и начали задумываться о возрождении этого искусства. Тогда я пошла преподавать в музыкальный колледж. Сейчас игре на хомусе учат и в музыкальных училищах и вузах, в музыкальных и общеобразовательных школах и детских садах, – рассказывает Альбина Дегтярева.
Якутские музыканты придумывают особые приемы игры на хомусе – они позволяют подражать, например, топоту копыт, звуку дождя и капели. Всему этому пытались научиться и зрители, пришедшие на мастер-класс. А заодно пробовали кричать как чайки, ухать как сова, куковать – такие "природные" звуки тоже часть номеров "Айархаана" и Альбины Дегтяревой.
– Главное правило, как выбирать подходящий хомус, – доверять своей интуиции. Звук хомуса должен быть прежде всего приятен вам, вашему слуху, – рассказывает Альбина Дегтярева. – И язычок у него должен быть и достаточно податливым, и упругим. И еще хомус должен иметь долгое дыхание – то есть давать при одном ударе длительный звук. Хомусы и в старину, и сейчас делали и делают из металла. У них разные тональности, разные размеры, разная мягкость язычка – а отсюда и разное звучание. Есть и двуязычные хомусы. Но на них играют редко: такой хомус считается обрядовым, и его берут лишь в определенных ситуациях. Вообще у хомусов разных народов – якутских, тувинских, хакасских, алтайских – разное звучание. Я считаю, что хомус связан с языком народа, его мелодикой. Китайский язык, как мы знаем, интонационный – и хомус у них звучит так же. У тувинских и хакасских хомусов звук более "степной", мягкий. И что еще нужно знать о хомусе: чтобы он жил, на нем надо играть. Если он лежит просто так, это не очень-то хорошо.
Музыканты из Тувы на "Обрядовой поляне" провели мастер-класс по хоомею – горловому пению. Но тут уж повторить за ними зрителям было невозможно – хоомею учатся много лет, можно сказать, всю жизнь.
– Уникальность хоомея заключается в том, что при исполнении хоомейджи – мастер горлового пения – извлекает одновременно два и более звука. Существует несколько видов хоомея, и все они так или иначе подражают звукам природы. Вообще на этом основана тувинская музыкальная культура в целом, – рассказал хоомейджи из Тувы Алексей Ховалыг.
А закончился мастер-класс уникальным номером – вместе с тувинскими хоомейджи выступила исполнительница русских народных песен Сабина Микаилова из Липецка, ставшая лауреатом в номинации "Солист-вокалист".
– Такие номера могут появиться только на "МИРе Сибири", – говорит председатель жюри Сергей Старостин. – Этот фестиваль – это прежде всего люди, их любовь и тепло. Это мы и есть. Отсюда и ощущение праздника.