В 25 километрах от райцентра Муромцево и в 250 километрах от Омска расположилась деревня Окунево, которую называют ни много ни мало "пупом Земли" и "колыбелью нового человечества". Помимо туристов сюда приезжают адепты разных религиозных учений, уфологи, мистики, эзотерики, считающие, что здесь находится портал в другое измерение.
В двадцатых числах июня, начиная с 2009 года, в деревне проходит ежегодный этнофестиваль "Солнцестояние" – самое массовое мероприятие, на которое собираются сотни человек. В этот раз, по оценкам организаторов, приехало около 2,5 тысяч.
– Стыдно за дорогу! Хоть бы не позорились перед гостями. Ведь возить приходится и Европу, и Америку, и Африку, – с досадой говорит водитель маршрутки, объезжая очередную яму на пути. – Каждый год обещают сделать трассу, но толку никакого.
В самом Окунево улицы посыпаны песком. Это довольно удобно, потому что даже после сильного дождя, в принципе, можно пройти и проехать, и экологично: многие паломники любят ходить босиком.
Фестиваль проходит на территории историко-культурного археологического парка "Урочище Тары", в сосновом бору. От остановки до урочища можно дойти за двадцать минут. На воротах многих домов – реклама услуг: самые предприимчивые жители давно открыли в деревне гостевые дома и мини-отели, а также овладели ремеслом гидов (тут их величают "проводниками"). Самый популярный маршрут – посещение четырех озер, образовавшихся, согласно легенде, после падения метеорита и обладающих целебной силой.
Но и само Окунево – не меньшая достопримечательность. В мире и согласии уживаются здесь адепты христианства и кришнаиты, староверы и ведорусы, суфии и последователи индийского гуру Шри Бабаджи. С последних, собственно, все и началось. В 1991 году ученица покойного на тот момент гуру, латышка Расма Розитис, отправилась, исполняя его волю, на поиски затерянного храма Ханумана. Опять же, согласно легенде, на Омскую область выбор пал из-за того, что первые две буквы в ее названии созвучны с мантрой "Ом", а на Окунево как на центр древней цивилизации и энергетический центр Земли Расме указал вещий сон. Сейчас в деревне действует ашрам "Омкар Шива Дхам", что означает "место, где началось творение".
– Расма выполнила свою миссию: нашла место в Сибири, где в древние времена поклонялись богу Хануману. А теперь место само живет, само приглашает, само удаляет людей отсюда. Конечно, тут чудеса на каждом шагу. Но их замечает лишь тот, кто этого хочет, – уверен переводчик из Латвии Петерс Драгунс.
Впервые в Окунево он побывал еще в 1993 году. С тех пор периодически приезжает в ашрам. К разноверию, захлестнувшему Окунево, он относится спокойно. "Не зря же говорят: свято место пусто не бывает".
Поблизости от ашрама – православная усадьба и храм Сошествия Святого Духа на Апостолов. Строительство усадьбы и храма инициировала Галина Мануйленко – психолог, астролог и преподаватель йоги из Омска. Служительница храма Людмила Макина тоже, с точки зрения канонического православия, мыслит довольно нетрадиционно. Она рассуждает о пользе оздоровительной йоги и медитации, упоминает про то, что человечество перешло недавно на новый энергетический уровень, о чем свидетельствуют практикующие ченнелинг (способ коммуникации с любого рода сознанием, которое не находится в человеческой форме. – Прим. СР). Есть люди, обладающие необычными способностями, и среди ее окружения.
– Наша Галина Ивановна (Мануйленко. – Прим. СР) чувствует места силы, энергетические магниты, заложенные в Окунево, – говорит Людмила Макина, но добавляет, что у нее самой "такой чувствительности нет".
Площадка этнофестиваля расположена на крутом берегу реки Тары. В программе для гостей – мастер-классы от гончаров, кузнецов, ведических астрологов, художников, учителей славянской гимнастики и йоги. За четыре дня празднования можно также научиться варить мыло, делать росписи хной, метать ножи, играть на гуслях, а еще пройти разные практики вроде "раскрытия и преумножения ресурсов рода". Ну и сувениры на память купить.
Но кульминационный момент – это проходящая по вечерам реконструкция древнеславянских праздников. В частности, "обряд добычи живого огня" и "купальский обряд на верхнем капище у камня". Сначала, в качестве "разогрева", всех желающих приглашают водить хороводы.
Затем мужчины в обрядовой одежде подходят к "огневым воротам" – сооружению из нескольких бревен. Они берутся за веревку с двух сторон и начинают тянуть ее то влево, то вправо – до тех пор, пока не загорается сухая трава, положенная в основании конструкции.
Многие снимают происходящее на смартфоны, которые здесь работают только как фото- и видеокамеры. На яру нет сигнала ни одной сети. Да и в деревне мобильником можно воспользоваться лишь в нескольких точках (если не брать в расчет частные гостиницы). Причем, в выигрышном положении оказываются обладатели примитивных кнопочных трубок. Владелец дорогого смартфона со смехом поведал, что ради звонка съездил аж до Муромцева (около 30 км). Но скоро в деревне появится вышка сотовой связи. Правда, поставить ее хотят рядом с водонапорной башней, что окуневцев не радует. "Это и внешний вид деревни испортит, и на здоровье может отразиться", – волнуются они и готовятся выйти на митинг с требованием перенести вышку в другое, более подходящее для нее место.
По словам инженера Валерия Новикова, активного участника всех обрядов, "огневые ворота" – один из древних способов добычи огня с помощью трения. В Окунево Валерий занимается "наследием наших предков". "В этом нет идеологии, но мне такая жизнь по душе. Наши предки есть боги наши", – говорит Новиков.
В следующем обряде с помощью добытого "живого огня" организаторы праздника разжигают костер на капище, а затем вместе с участниками фестиваля начинают славить богов и предков, духов места, огня, земли и воздуха.
"Делается это для того, чтобы быть с ними в ладу, чтобы слиться с родом, с природой", – объясняет один из ведущих обряда Владимир.
Его напарник Сергей признается, что если для приезжих это реконструкция, то для организаторов фестиваля то, что происходит, – полноценный обряд.
И Владимир, и Сергей не сомневаются: в Окунево просто так никто не приезжает.
– Вас кто-то или что-то приводит. Бывает, люди только ступят на эту землю, как вдруг находятся какие-то срочные дела, и они тут же уезжают. Значит, Окунево не приняло, – говорит Владимир.
– Вход в другое измерение, в место силы – в каждом из нас, где бы мы ни были. Для этого не надо никуда идти и ехать. Нужно только научиться останавливать внутренний диалог, – объясняет Сергей и добавляет: – В Окунево едут просто потому, что здесь это сделать проще.
После обряда на капище начались "большие купальские игры и хороводы". Правда, на несколько часов зарядил дождь, но участники фестиваля, кажется, не обращали на него никакого внимания. Неожиданно в небе показалась двойная радуга. Все сочли это добрым знаком и еще больше воодушевились.
Водить хороводы продолжили до темноты, после чего одни пошли спать, другие развели костры под тентами. Начались задушевные беседы и песни под гитару. Угомонились ближе к утру.
Часть гостей провела самую короткую ночь в году на площадке, где собираются барабанщики из Омска, Москвы, Питера и других городов. Музыканты не первый год устраивают в Окунево джем-сейшены, вводя присутствующих в состояние чистого восторга, граничащего с медитативным трансом. А на рассвете все идут встречать восход солнца. Самый фантастический вид открывается со смотровой площадки рядом с "обрядовой поляной", здесь Тара изгибается в форме лиры.
Туристы считают Окунево райским местом. В далекую сибирскую деревушку приезжают не только последователи разных вер и культов, но и обычные люди – отдохнуть от городской суеты. У кого-то возникает с этим местом любовь с первого взгляда. Десять лет назад Ирина Исаченко и ее муж перебрались в Окунево из Омска. То, что в деревне на данный момент нет никакой инфраструктуры, кроме двух магазинов и клуба, ее не пугает. Старший ребенок Исаченко, школьник, на семейном обучении, как и многие другие окуневские дети. Вопрос с врачами решается при помощи взаимовыручки. Всегда можно найти того, кто довезет до райцентра. Зато тут ты живешь в гармонии с природой и можешь позволить себе роскошь быть собой, отказавшись от всех социальных масок. По словам Ирины, очень много семейных пар переезжает сюда осознанно. И все это, по ее словам – люди с образованием, интеллектуалы, с творческим подходом к жизни. Они просто устали "крутиться в городе, как белки в колесе".
Николай Довгань – один из старожилов. Ему 82 года. Он не понимает всего этого ажиотажа вокруг Окунево:
– Деревня как деревня. Жили раньше и не знали, что тут "пуп Земли".
Пенсионер говорит, что перемены, произошедшие с Окунево, на них не отразились, и огорчается, что в деревне все, что можно, позакрывали, а в ФАПе с некоторых пор нет фельдшера. Дети Довганя из деревни уехали в Омск, а он до сих пор держит хозяйство, потому что на пенсию не прожить.
– Никакой энергии особой не чувствуем. Это все богомолы приезжие, это к ним на счет энергии обращайтесь, – смеется Николай.
Местная жительница Елена Ролдугина вышла замуж за жителя Окунево.
– В Окунево те же проблемы, что и во многих других деревнях, – говорит она. – Хотя спрос на дома тут был очень большой. Пик пришелся на 2012 год, когда ждали конца света. Думали, что это место уцелеет. Тогда недвижимость продавалась за миллион. Я в 20 минутах езды от Окунево, в деревне Лисино, купила в тот же год дом за 100 тысяч. Есть разница? А сейчас можно купить избушку на уровне материнского капитала.
Поток туристов, по словам Елены, тоже уменьшился. Приезжают в основном те, кто уже не может без Окунево.
По мнению Елены, Окунево проявляет сущность человека.
– Это место усиливает то, что внутри вас. В 2011 году знакомые из Новосибирска приезжали, интересовались летающими тарелками. Я честно сказала, что ничего не видела. И вот подходим мы к смотровой площадке на яру и видим неподалеку от нас поток – красивый такой, розово-перламутровый, – изливающийся с неба на землю. Минут десять его наблюдали, – вспоминает Елена. – Мои друзья были ошарашены, я же по своей природе больше материалист. Я думаю, что наших знаний не хватает для того, чтобы объяснить это явление с физической точки зрения. Но что-то тут, безусловно, есть. Не зря Окунево притягивает многих ясновидящих и эзотериков.
Из-за дождя этот фоторепортаж лишился кадров с Тарского увала, где на небольшом пятачке расположились часовня, православный крест, языческий коловрат, жертвенник последователей Бабаджи и дерево желаний.
Участники фестиваля, узнав, что дождь нарушил планы побывать там, посоветовали отнестись к этому философски: "Если не попали, значит, вам туда было не надо. Ничего не загадывайте, расслабьтесь, войдите в состояние потока! То, что нужно, обязательно произойдет, само собой, в свое время".