Ссылки для упрощенного доступа

Как спасти Байкал


Евгений Симонов
Евгений Симонов

Господин Министр!

Многолетняя малоэффективная работа государственных ведомств, включая недавно вверенное Вам Министерство природных ресурсов, уже привела к хроническому невыполнению законодательства по охране Байкала, в том числе "Нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал" (далее: Нормативы ПДВ). Непрофессионализм и бездействие ведомств способствовали развитию комплексного экологического кризиса практически по всему побережью Байкала. Неспособные добиваться выполнения строгих природоохранных норм, необходимых для сохранения байкальского участка Всемирного наследия, чиновники подготовили целую серию изменений в нормативно-правовые документы, направленные на ослабление требований по охране озера. В частности, была "временно" расширена разрешенная амплитуда колебаний уровня озера с 1 метра до 2,4 метра, в целях продолжения обеспечения промышленных объектов ниже по течению. В 2018 году была десятикратно сокращена водоохранная зона оз. Байкал с фальсификацией научных обоснований и без проведения государственной экологической экспертизы и общественных обсуждений. В правовом разделе байкальской части только что принятого национального проекта "Экология" изложен план дальнейшего ослабления нормативно-правовой базы по охране Байкала, в частности, разрешения сплошных рубок в прибрежных лесах под предлогом борьбы с последствиями пожаров. Все эти изменения снова проводятся без внятного научного обоснования, без гласного рассмотрения проектов независимыми экспертами, без проведения необходимой государственной экологической экспертизы нормативно-технических актов и без очных общественных обсуждений. Как правило, чиновники обосновывают изменения неэффективным выполнением принятых ранее "строгих" нормативов, но предлагаемые новации только ухудшают экологическую ситуацию и не способствуют системной реорганизации и усилению работы по охране оз. Байкал. Большинство новаций направлено на улучшение показателей работы чиновников и неконтролируемого развития отраслей бизнеса, существенно влияющих на здоровье озера.

В целом, оправдание снижения требований к чистоте стоков в Байкал необходимостью "эффективного" распределения финансирования в рамках Нацпроекта "Экология" является проявлением преступной некомпетентности, отраслевого лоббирования, а возможно, и коррупции

Нормативы ПДВ являются важнейшим звеном в системе мер по сокращению антропогенной нагрузки на Байкал, например, они определяют, сколько можно в него слить загрязняющих веществ. Научно обоснованной отправной точкой для определения допустимых сбросов загрязняющих веществ в Байкал является их естественное содержание в его толще. Способность вод к самоочищению в Байкале существенно меньше, чем в любых других водоемах России, и грязь туда лить категорически противопоказано. Собственно поэтому и нужны особые нормативы для уникальной экосистемы Байкала. Но предлагаемый МПР норматив для фосфора в 65 раз больше фонового содержания такового в Байкале, а по нитратам – в 75 раз. Еще один биогенный элемент – калий – не нормирован вовсе. Фосфаты, нитраты и калий – это пища для водорослей и микроорганизмов – причина "цветения" вод Байкала. Таким образом, предложенные нормативы будут способствовать деградации экосистем озера.

В представленных документах единые нормативные показатели установлены чохом для центральной и буферной экологической зоны Байкальской природной территории (БПТ). При этом очевидно, что влияние на Байкал примерно сопоставимых по численности городов Кяхта (буферная зона 150 км от озера) и Северобайкальск (центральная зона, побережье озера) будет различно. Необходимо установить как минимум 3 группы нормативов – для сбросов в озеро Байкал, в водные объекты центральной экологической зоны и в водные объекты буферной экологической зоны.

В предлагаемой редакции нормативов ПДВ разрешенные концентрации и объемы сброса увеличены для 10 важнейших загрязняющих веществ (то есть трети всех нормируемых веществ). Косметическое уменьшение нормы концентрации в стоках (на 30%) предложено только для фосфора, но этого недостаточно. Запрещение использования фосфорсодержащих моющих средств на побережье Байкала, обсуждаемое уже много лет, является важнейшей первоочередной мерой по снижению темпов деградации озера.

Озеро Байкал и прилегающая территория являются объектом Всемирного природного наследия: в этой связи базирование на доступных технологиях очистки, используемых только в Российской Федерации, недопустимо. Предлагаемые корректировки значений ПДВ однозначно указывают на отечественный характер планируемых к применению технологий, ибо даже в Китае многие нормы строже. В целом, оправдание снижения требований к чистоте стоков в Байкал необходимостью "эффективного" распределения финансирования в рамках нацпроекта "Экология" является проявлением преступной некомпетентности, отраслевого лоббирования, а возможно, и коррупции.

Если смотреть шире, то у правительства России до сих пор отсутствует скоординированная система управления Байкальским участком Всемирного наследия, хотя наличие такого плана эффективного управления является первоочередным требованием к любому объекту Всемирного наследия. Байкал включен в Список Всемирного наследия уже более 20 лет назад ... доколе?

Послабления и несообразности в правовой системе охраны, а также бессистемная застройка побережья и деградация прибрежных экосистем однозначно приведут к внесению Байкала в список "Наследие в опасности". Поэтому, если Россия неспособна сама разработать и применить эффективную систему мер по комплексной охране озера, то имеет смысл нам самим просить Комитет Конвенции по Всемирному наследию внести Байкал в этот список. Так и поступили со своими проблемными объектами Белиз, Сирия, США, несколько стран Африки и многие другие ответственные стороны Конвенции. Внесение в список "Наследие в опасности" делает юридически обязательным разработку и осуществление срочной системы мер по спасению озера Байкал. При внесении в список открываются широкие возможности для получения экспертной, технической и технологической поддержки от стран – членов конвенции и международных организаций. Ежегодно по решению Комитета Конвенции несколько объектов торжественно исключаются из списка "Наследие в опасности" в связи с тем, что система мер сработала: позволила снизить угрозы памятникам наследия до приемлемого уровня. Учитывая, что ухудшение как экологической, так и управленческой ситуации приняло хронический характер, озеро Байкал нуждается именно в таких срочных мерах, и не стоит ждать, когда Комитет Конвенции примет это самоочевидное решение и без инициативы со стороны России.

В отношении представленного законопроекта и породившей его управленческой ситуации мы считаем необходимым снять с дальнейшего рассмотрения негодную версию документа по Нормативам ПДВ, не соответствующую задачам охраны и управления Байкальской природной территорией. Просим Вас провести антикоррупционное расследование, каким образом разработка проекта нормативов ПДВ была выполнена на столь низком уровне и не прошла гласного обсуждения экспертным сообществом. Требуем обеспечить полную прозрачность и гласность при подготовке таких нормативных актов, чтобы результаты всех этапов разработки, начиная с научно-исследовательских работ, публиковались вместе с полученными рецензиями и отзывами.

Рекомендуем переработать байкальские разделы Национального проекта "Экология" и проекта нормативов ПДВ в единый дееспособный план снижения загрязнений и иных нагрузок на озеро, обеспеченный финансированием. Эта приоритетная задача сохранения Байкала должна в полной мере субсидироваться федеральным бюджетом, а не ориентироваться на "достижимость для субъектов Байкальского региона в текущих экономических условиях в части тарифов на водоотведение", как значится в обосновании разработанного МПР документа.

Также необходимо полностью переработать правовой раздел Национального проекта "Экология", поставив во главу угла задачи обеспечения сохранения озера, а не для снижения природоохранных требований в целях обеспечения развития экономической деятельности и выполнения противоречивых распоряжений вышестоящего начальства.

Утром 3 апреля, в предпоследний, 13-й день обсуждения проекта Нормативов ПДВ, на правовом сайте Правительства России, "ЗА" наконец проголосовал первый поддерживающий законопроект гражданин. Это красноречиво свидетельствует, что аргументы региональных властей об "ущемлении прав местного населения" слишком строгими нормами само население не вполне разделяет. (Заметим, что в последний день в одночасье вдруг прибавилось еще 155 голосов "ЗА". Полагаем, что в каком-то учреждении спохватились и дали ответственное поручение служащим.)

"Против" проекта изменения "Норм предельно допустимых воздействий на уникальную экосистему озера Байкал" к утру 3 апреля проголосовало более 1800 граждан, причем более 300 граждан и организаций также направили свои письменные замечания и предложения. На момент окончания голосования "против" высказалось более 3200 граждан. Недопущение ослабления Нормативов ПДВ – одно из центральных требований акций в защиту Байкала, прошедших в марте в Иркутске и других городах. Это свидетельствует, что население, экспертное сообщество и широкие слои российского гражданского общества осознают опасность снижения базовых требований к охране Байкала и очень устали от последовательного стремления чиновников облегчить жизнь себе и бизнесу путем ослабления правовой системы охраны озера.

Мы призываем Вас, пока не поздно, прислушаться к голосу этих людей, которым Вы поставлены служить и для благополучия которых собственно должны создаваться нацпроекты, законы и нормы.

С надеждой на взаимопонимание.

Евгений Алексеевич Симонов,

Координатор Международной коалиции "Реки без границ"

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG