Ссылки для упрощенного доступа

"Байкал – достояние народа! Услышьте нас!"


Култук
Култук

По инициативе иркутских активистов 24 марта в более чем тридцати российских и зарубежных городах прошли акции протеста "За чистый Байкал" против строительства завода по розливу воды на берегу Байкала, в поселке Култук. Помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Нижневартовска, Сургута, Томска, Омска, Самары протест подхватили в Швейцарии, Таиланде, Турции, США, Канаде, Арабских Эмиратах, Франции, Германии и других странах. В самом Иркутске на набережной Ангары на митинг-концерт, по разным оценкам, собрались от пятисот до тысячи человек.

Под электронной петицией против запуска этого предприятия подписались уже более миллиона человек. В воскресенье организаторы митинга собирали "живые" подписи под обращением к Владимиру Путину. Авторы петиции уверены, что проект нанесет огромный вред экосистеме Байкала. "Для добычи воды нужно будет проложить по озеру трубопроводы длиной более 3 километров. Местным жителям перекроют доступ к озеру, люди не смогут заниматься ловлей рыбы. Завод может нанести этому месту, и всему Байкалу непоправимый ущерб!" – говорится в документе.

Очень обидно за наш Байкал. Что земли даются именно китайцам

Участники митинга пришли с транспарантами: "Байкал – наша Родина! Тайга – наш дом!", "Хватит жить по принципу: случилась катастрофа – принимаем меры!", "Сохраним Байкал для наших детей и потомков", "Байкал – достояние народа! Услышьте нас!", "Байкал – наш".

– Очень обидно за наш Байкал. Что земли даются именно китайцам. Все разрушается. Отдельно хочу сказать о нашем лесе – все вырубается. Возьмите, посмотрите по спутнику. Одни сплошные плешины. И я хотела бы, чтобы люди сохранили Байкал для будущего поколения, – сказала корреспонденту "Сибирь.Реалий" участница митинга Зульфия Исламгалеева.

– Вы же видите, как много здесь народа, очень много неравнодушных. Очень много людей, желающих, чтобы их услышали, показали по федеральным каналам. Чтобы Байкал, наше священное озеро, принадлежало Сибири, а не жителям дальнего зарубежья, – добавляет Ирина Жукова.

Завод в Култуке строит российская компания "АкваСиб", 99% которой принадлежит китайскому инвестору. Разрешение на строительство завода выдал муниципалитет. Бизнес-план предусматривает создание около 150 рабочих мест, в том числе и для местных жителей. Продукцию – бутилированную воду – планируют поставлять на китайский и российский рынки.

Берег Байкала – это Центральная экологическая зона, на которую распространяется 643-е Постановление Правительства РФ "О видах деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории". Но производство питьевой воды в этом документе не фигурирует.

Евгений Симонов
Евгений Симонов

– Стройка в Култуке показывает пример дурного планирования размещения разрешенных на Байкале видов производств, – поделился своей оценкой международный координатор коалиции "Реки без границ" Евгений Симонов. – С одной стороны, это наименее удачное место для забора глубинных вод. Трубы приходится тянуть несколько километров по мелководью. С другой стороны, стройка захватывает край Таловских болот – важного прибрежного места обитания мигрирующих птиц. То есть при зонировании территорий вдоль Байкала власти не смотрят на их природоохранную ценность. Завод необходимо переносить в более подходящее место. Разумеется, с согласия местных жителей.

– Наши Таловские болота – уникальные, – говорит жительница Култука Елена Демина. – Таких нет на всем побережье Байкала. Здесь садятся очень экзотические птицы: черные журавли, аисты бывают, белоголовый орлан, который занесен в Красную книгу. А теперь куда им садиться? А они здесь отдыхают.

Российский координатор Международной экологической коалиции "Реки без границ" Александр Колотов считает, что если бы хорошо работали институты оценки воздействия на окружающую среду, общественного обсуждения, проект завода в Култуке вряд ли получил бы положительное заключение Госэкспертизы.

– У нас нет единого органа, который мог бы адекватно реагировать на все вызовы, с которыми сейчас сталкивается и экосистема Байкала, и социальная сфера. Я думаю, что одним из шагов построения такой системы должно стать проведение стратегической экологической оценки. Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО призывает к тому, чтобы Россия вместе с Монголией провела стратегическую трансграничную экологическую оценку. Выявила бы факты риска, угрозы и перспективы развития территории, в какую сторону развиваться, какой объем туристов максимальный для Байкала и отдельных его участков, какой забор воды из Байкала беспрепятственно мы можем допустить. Как влияет диапазон регулирования уровня Байкала со стороны гидроэнергетиков. Здесь очень много вопросов, и, к сожалению, мы не видим пока никаких предпосылок, для того чтобы реально что-то делалось, – говорит Александр Колотов.

Российские органы власти принимают решения без всякого общественного обсуждения, без любых общественных слушаний

По его мнению, власти, разрешая какую-либо деятельность на Байкале, не учитывают мнение местных жителей. Несколько лет назад благодаря усилиям коалиции "Реки без границ" удалось добиться от властей Монголии проведения общественных слушаний, когда шли работы по проектированию гидроэлектростанций. Монголы тогда вынуждены были приехать в зону потенциального воздействия их ГЭС в Бурятии и Приангарье и проводили в райцентрах общественные слушания.

– А российские органы власти принимают решения без всякого общественного обсуждения, без любых общественных слушаний, и все якобы по просьбам трудящихся. А трудящиеся где сидят: внутри Кремлевской стены или внутри Садового кольца? Но они явно не на берегу Байкала. Здесь масса вопросов к принятию экологически значимых решений. И отсутствие в них фактора общественного участия и участия местных жителей, – говорит Александр Колотов.

В моем понимании, за таким производством – будущее на Байкале

Однако неверным было бы утверждать, что экспертное сообщество едино в своем скептическом и критичном отношении к проекту строительства завода по розливу воды на Байкале. В частности, руководитель группы водолазных исследований и подводного мониторинга Лимнологического института СО РАН Игорь Ханаев одобряет его. Он занимается подводными исследованиями и знает озеро изнутри. В год совершает до 200 погружений.

– В моем понимании, за таким производством – будущее на Байкале. Что реально можно строить и позиционировать как экологически безвредное производство – так это заводы по производству воды. За счет выкачки никакого понижения уровня воды в Байкале не будет, – говорит Игорь Ханаев.

Нам, местным, запретили делать реконструкции, какое-то строительство новое, не дают разрешения. А тут китайцам разрешают вроде как без проблем

Мнение ученого разделяет эколог Марина Рихванова. Она не против, чтобы питьевая вода продавалась из Байкала. Говорит, что это даже символично, вода Байкала питьевая, и когда она продается, значит, подтверждается этот факт. Предприятия, которые торгуют байкальской водой, по мнению Марины, автоматически становятся защитниками чистоты воды, заинтересованными в этом. Но при этом важно правильно выбрать место для размещения таких промышленных объектов. Место в поселке Култук для строительства завода по розливу воды эколог считает неудачным, так как в его зону попадают болота. А их вообще необходимо сделать землями особой охраны.

– Единственные очистные сооружения, которые на Байкале работают, – это его болота и прибрежные зоны. Люди пока еще не удосужились создать аналоги для своих стоков. Поэтому надо всячески беречь то, что уже создала природа. Чтобы проложить трубу, нужно вынуть весь грунт и тем самым нарушить экосистему. В генеральных планах надо предусматривать специальные места там, где это удобно, там, где это не мешает природе, там, где это удобно для производства. То есть выделять участки, на которых подобные предприятия могут находиться, – рассказала Марина Рихванова.

– Жители Култука встали против этого завода, потому что нам, местным, запретили делать реконструкции, какое-то строительство новое, не дают разрешения, – рассказывает житель Култука Виталий Анисимов. – Надо собрать очень много бумаг, чтобы что-то дали сделать. А тут китайцам разрешают вроде как без проблем. Получается, что мы, местные жители, ничего не можем сделать, а им разрешают.

В середине февраля у автодороги в районе поселка Култук появился баннер с надписью "Рамзан, спаси Байкал" и изображением Рамзана Кадырова. Видео об этом было опубликовано в паблике "Я живу в Иркутске" соцсети "ВКонтакте". Не дождавшись отклика от главы Чеченской республики, с требованием остановить проект местные жители обратились в Западно-Байкальскую межрайонную природоохранную прокуратуру. И по ее представлению 15 марта суд приостановил строительство завода. Во время проверок прокуроры обнаружили на территории строящегося предприятия следы нефтепродуктов, локальные навалы отходов производства. Кроме того, оказалось, что нарушения были допущены на этапе общественных слушаний и в ходе проведения государственной экологической экспертизы.

Несколькими днями позже Енисейское бассейновое водное управление Росводресурсов заявило, что компания "АкваСиб" даже не заключала с ней договор водопользования для завода по розливу байкальской воды. Представители "АкваСиба" заявили местным СМИ, что еще летом 2017 года получили от Росводресурсов соответствующее разрешение. Более того, несмотря на решение суда и протесты общественности, они не видят угроз, которые могут критически повлиять на сроки запуска предприятия. Первую очередь завода планируют ввести в эксплуатацию уже в конце года.

26 марта состоится суд по иску прокуратуры к администрации Култука, которая выдала разрешение на возведение завода. По данным с официального сайта Кировского районного суда, вторым истцом является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, есть также еще один ответчик – Управление Росприроднадзора по Иркутской области. Компания "АкваСиб" участвует в этом процессе как заинтересованное лицо.

– Меня очень шокирует эта ситуация, меня она в корне не устраивает. Уничтожаются уникальные болота. Их необходимо признать памятником природы, – уверен еще один житель Култука Станислав Филиппов. – Здесь гнездятся краснокнижные птицы. То, что сейчас эта территория отдается под ковш экскаватора, можно сказать, прибыль получит лишь узкий круг лиц. Это возмущает. Мы будем бороться до конца. Будем проводить согласованные митинги до тех пор, пока этот завод не будет закрыт и демонтирован.

В обращении к Владимиру Путину, подписи под которым собирали на митинге в Иркутске, содержится требование создать общественный совет при президенте по вопросам природопользования на территории Байкала, усилить контроль над соблюдением запрета строительства в незатронутых природных территориях, провести оценку влияния стоков на озеро, построить новые и реконструировать старые очистные сооружения, взять под особый контроль утилизацию отходов и рекультивацию промышленной площадки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и многое другое. На акциях в Иркутске и Улан-Удэ было собрано более 10 тысяч живых подписей под обращением к Путину. Его планируют передать главе комитета Государственной думы РФ по экологии и охране окружающей среды Владимиру Бурматову и министру природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину, которые 29 марта собираются приехать в Култук.

XS
SM
MD
LG