"Царством Снежной королевы" называют четвертый и пятый этажи своего общежития жители Иркутска. Иней и лед на стенах появились этой зимой в результате сильных морозов и испарений из подвала, в котором через разорванные трубы постоянно течет горячая вода. В последние годы коммунальщики не обслуживают это здание. Ветхие трубы каждый день разрывает. В правой части общежития жильцы ремонтируют их своими силами, а вот в противоположной стороне в подвал нельзя попасть из-за сталагмитов, примерно таких, которые выросли на входе в первый подъезд.
Это бывшее общежитие расформированного в 2009 году Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ). После ликвидации вуза некоторые его бывшие работники остались жить в общежитии. Сначала было около тридцати семей, но многие нашли возможность переехать.
Сегодня здесь остаются только три семьи, которым предоставило в свое время жилье училище, – они и претендуют на жилье (еще восемь семей въехали в общежитие самовольно). До 2016 года общежитие принадлежало Министерству обороны России, и после закрытия училища люди требовали от военного ведомства их расселить.
"С Минрегионразвития пришла красивая бумага с вензелями золотыми и там было сказано, что да, у вас есть право на жилье, это право вы приобрели от Министерства обороны. Обращайтесь в тот орган Министерства обороны, который занимается программой "Жилище". Долгое время мы не получали от Минобороны ответы на наши обращение. Но когда с помощью юриста добились ответа, нам сообщили, что наш военный городок уже открыт, а значит мы утратили право на получение жилья", – рассказал "Сибирь.Реалиям" бывший сотрудник ИВВАИУ, многодетный отец Юрий Чуприн.
В 2016 году семья Чуприных узнала из ответа на свое очередное обращение в Минобороны, что ведомство передало здание администрации города Иркутска. Военные рекомендовали иркутянам решать вопрос улучшения жилищных условий с местными чиновниками. Люди обратились в мэрию. Чиновники им ответили, что Минобороны не передало им земельный участок, на котором стоит общежитие, и они не могут зарегистрировать право собственности на здание. А это в свою очередь мешает им расселить людей. При этом власти признают, что общежитие аварийное и семьи имеют право на внеочередное расселение.
"Левая сторона общежития самая страшная. Плиты разрушаются. В подвале постоянно бежит горячая вода. Идет пар. Швы сыплются. Арматура в коррозии. Я думаю, что если начнется обрушение здания, то с этой стороны", – говорит иркутянка Наталья Чуприна.
От постоянной сырости разрушается бетон, рассыпаются лестницы и оконные проемы. "Очень страшно. Когда ночью спишь, слышишь, как стены звук дают. Слышим, как наверху падает камень, штукатурка. Невозможно жить", – говорит жительница разрушающегося общежития Гульбахор Кинжаева.
Уже совсем скоро иней и лед со стен и потолка будут таять и стекать по межпанельным швам, разрушая их еще больше. Жильцы общежития очень боятся, как бы не случилось землетрясения, которые в их сейсмоопасном районе вполне возможны. Они уверены, их общежитие точно не выдержит толчков.