140 лет назад, 14 ноября 1878 года, родился Владимир Ипполитович Жернаков – самый эффективный сити-менеджер в истории Новосибирска, чье имя не знакомо абсолютному большинству жителей города.
У нас нет ни памятника Жернакову, ни улицы, названной в его честь. В прошлом году, к юбилею Новосибирска, мэр А.Е. Локоть собирался присвоить большому залу мэрии имя своего великого предшественника. Но не сумел реализовать даже такого скромного намерения. А в начале прошлого века местное самоуправление успешно решало гораздо более сложные вопросы.
Владимир Ипполитович Жернаков, выходец из семьи известных купцов и промышленников Сибири, окончил юридический факультет университета в Петербурге, владел четырьмя иностранными языками. В 1909 году он был избран городским головой Ново-Николаевска и приступил к исполнению обязанностей как раз накануне трагического пожара, уничтожившего почти восемьсот домов и оставившего без крова тысячи горожан. Восстановление города, строительство в центре каменных зданий, приглашение в Ново-Николаевск архитектора А.Д. Крячкова, строительство первых кирпичных школ и Городского торгового корпуса – всё это заслуги В.И. Жернакова.
Волевой, и порою даже жёсткий руководитель отлично справился с задачами, и в целом очень продуктивно прошел весь выборный срок, снискав на этом посту лавры и благодарность горожан. За время его управления Ново-Николаевск превратился в настоящий город с ежегодным бюджетом более одного миллиона рублей. Бюджет складывался из налогов на промышленные заведения, торговлю, домовладения; оплаты за аренду земли, городских помещений и т.д.
Благодаря своей убеждённости и настойчивости Жернаков сумел добиться строительства через Ново-Николаевск Алтайской железной дороги. Это проект он считал едва ли не главным делом своей жизни. На железнодорожную смычку Алтая с Транссибом в то время претендовали Омск и станция Тайга (называвшаяся в то время Томск-Таежный). Жернаков бомбит Петербург своими "соображениями" и "записками", сам часто ездит в столицу отстаивать проект в министерствах.
И вот наконец-то весной 1912 года вопрос был положительно решен на заседании Госсовета, а затем высочайше утвержден императором Николаем II. Ново-Николаевск превращается в транспортный узел Западной Сибири, через который в Россию идет пшеница Алтая, скот Казахстана и другие товары.
Вскоре заштатный городок преобразился. Год спустя в нём уже проживало более 86 тысяч человек, работало несколько банков, крупных предприятий. Промышленность Ново-Николаевска занимала 80% объёма мукомольного рынка Томской губернии.
В.И. Жернаков был переизбран городским головой с жалованьем 5000 рублей в год и на следующее четырехлетие (1913–1917), но в 1914 году он из-за слабости здоровья вынужден был оставить пост градоначальника. 18 марта 1914 года Владимир Ипполитович Жернаков удостоен звания "Почетный гражданин города Новониколаевск" – "за понесенные им труды на пользу города в течение пяти лет руководства городской Думой". Его портрет было решено вывесить в большом зале городской Новониколаевской думы.
Жернаков не признает себя виновным и пишет записку следователю, в которой заявляет: "Я всегда служил честно и никакими другими мотивами не руководствовался"
После свержения в России монархии Жернаков вступает в кадетскую партию, а во время Гражданской войны поддерживает правительство Колчака. Однако об эмиграции бывший мэр не помышляет и при советской власти остается работать в Новосибирске, подвизаясь в финансовой сфере. В 1920-х годах он является коммерческим директором нескольких сибирских банков. В 1931 году уезжает работать на Украину, в Харьков, где его вскоре арестовывает ГПУ. Следствие обвиняет Жернакова в участии в "контрреволюционной вредительской организации в системе потребительской кооперации и Госбанке". Жернаков не признает себя виновным и пишет записку следователю, в которой заявляет: "Я всегда служил честно и никакими другими мотивами не руководствовался".
За честность он получил пять лет лагерей. Правда, через год постановлением Президиума ЦИК СССР срок заключения Жернакову был сокращен до трёх лет. После освобождения Владимир Ипполитович уехал к родственникам в Томск, где и умер в начале Великой Отечественной войны. Реабилитирован в октябре 1991 года.
Константин Голодяев – историк
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции