Ссылки для упрощенного доступа

"Мы устали от нестабильности и безысходности"


Улан-Удэ, вид города
Улан-Удэ, вид города

Утром 4 ноября жители Бурятии и Забайкальского края проснулись на Дальнем Востоке: указом президента эти субъекты РФ присоединены к Дальневосточному федеральному округу. "Уснули сибиряками, а проснулись дальневосточниками", – шутят в мессенджерах и соцсетях местные жители. И, судя по комментариям, указ Владимира Путина пришелся многим не по душе.

Корреспонденты "Сибирь. Реалии" провели опрос среди жителей Бурятии и Забайкальского края о том, что они думают о нововведении.

Наталья Тумуреева
Наталья Тумуреева

Больше всего возмущает то, что опять все сделано без участия жителей, нет пояснения про перспективы и возможности, зачем все это нужно, говорит Наталья Тумуреева, директор Бурятского регионального объединения по Байкалу. Мы реально уже, как рабы в своей стране, царь захотел так, значит так и будет. У нас даже видимости демократии теперь нет.

Меня теперь очень волнует вопрос о Байкале! Раньше с Иркутском никакого взаимодействия не было по охране озера Байкал, а теперь и подавно не будет, раз мы теперь в двух разных федеральных округах. Как будет реализована федеральная целевая программа по охране Байкала? Получается, что у нас увеличится число чиновников, которые принимают решения по этому озеру. И так у семи нянек дите без глазу. Еще боюсь того, что всякие "Территории опережающего развития", "стратегические", "инвестиционные" и прочие проекты псевдоразвития, сутью которых является сведение леса и разработка месторождений полезных ископаемых в бассейне Байкала, приведут к сокращению центральной экологической зоны. Ну и дальневосточный гектар могут "по ошибке" выдать на особо охраняемых природных территориях, как это случалось в других регионах.

Как говорится в басне: хоть как расставляй квартет, а музыки все нет. Народ просто смотрит и кушает все это

Я всегда был за Путина, но сейчас поменял свое мнение, рассказал адвокат Дмитрий Бадмаев. Как Сибирь мы пропали, уж лучше бы объединились с Иркутском. Это все политика нового забайкальского главы. Ничего хорошего от него и не ожидал.

Как говорится в басне: хоть как расставляй квартет, а музыки все нет. В наше время много риторики, а особенно у правящей власти, и они всегда найдут объяснение. Народ просто смотрит и кушает все это. у меня нет комментариев по этому поводу, так как не вижу никакой логики. Но, думаю, ничего не изменится, говорит Солбон Лыгденов, бурятский режиссер.

Указ Путина знаменует четвертое по счету изменение границ федеральных округов: отныне в составе Дальневосточного федерального округа будет 11 регионов, а в Сибирском округе останется лишь 10. В президентском указе о причинах передачи Бурятии и Забайкалья в ДВФО не сообщается, однако многие близкие к Кремлю эксперты называют основным мотивом этого решения попытку дать толчок экономическому развитию этих дотационных регионов с помощью их вовлечения в специальные инвестиционные программы для Дальнего Востока.

Солбон Лыгденов
Солбон Лыгденов

Вхождение Бурятии и Забайкальского края в состав ДФО ставит своей задачей решение экономических и социальных проблем при сохранении всех программ по экологии Байкала. При этом границы федеральных округов определяются весьма ситуативно, в отличие от границ субъектов РФ, менять которые – дело сложное и касающееся принципов федеративного устройства. Дальний Восток или Сибирь – лично для меня их границы относительны. Такие границы, прежде всего, в сознании людей, считает политолог Алексей Михалев.

Глава Бурятии Алексей Цыденов заявил журналистам 5 ноября, что перед республикой открываются новые возможности, благодаря вхождению в Дальневосточный федеральный округ:

– На Дальнем Востоке действует ряд институтов развития – Фонд развития Дальнего Востока, корпорация по развитию Дальнего Востока, по привлечению инвестиций, по льготному кредитованию, по развитию человеческого капитала. Плюс есть преимущества в развитии туризма, в частности, электронные визы, используемые только в ДФО, есть налоговые льготы и упрощенная система формирования территории опережающего социально-экономического развития. В рамках этих территорий работает другой налоговый режим. Помимо этого, есть отдельное поручение президента и председателя правительства о том, чтобы в рамках принимаемых государственных программ уделялось особое внимание территориям, входящим в ДФО, – заявил Цыденов.

Тем не менее, в некоторых пабликах Вконтакте указ Владимира Путина восприняли как повод для шуток:

Раньше Сибирский Федеральный округ был похож на мужской половой орган с "яйцами". Теперь правого у него нет.

Уснул в СФО проснулся ДФО. До 23-х лет жил в Сибири а после оказался на Дальнем востоке, переехал, не поднимая попы))

Жители Забайкалья тоже пока не видят смысла в этой территориально-административной реорганизации.

Многострадальное Забайкалье, особых изменений скорее всего не будет. Властям всех уровней нужно поактивнее брать на себя ответственность за стабильность и развитие местного самоуправления, шире привлекать граждан. Не хватает объективной информации о работе местных администраций и депутатов всех уровней. Мало встреч с избирателями. Много обид на неповоротливость и неотзывчивость власти на нужды людей. Откровенное кумовство, воровство и использование в корыстных целях административного ресурса. Мало независимых СМИ, считает жительница Читы Людмила Григорьева.

То что будут деньги на развитие – не факт, так же как и то, что эти деньги целевым образом будут потрачены

На днях с сыном ходили на концерт, посвящённый 80-летию ансамбля Песни и Пляски Забайкальского края, где с поздравительной речью выступил и.о губернатора, было довольно чётко проговорено, что будет развитие Забайкалья и вход края в ДФО должен изменить ситуацию в целом положительно, мы устали от нестабильности, безысходности, хотим верить в лучшее. Надежда умирает последней, говорит Галина Новикова.

Мне пока непонятно, как изменится жизнь, но оптимизм вызывает то, что, кажется, льготы побольше и надбавки повыше, надеется Александр Фарфутдинов.

То что будут деньги на развитие не факт, так же как и то, что эти деньги целевым образом будут потрачены, считает Денис Аркадьев.

Я как житель Забайкалья не была проинформирована о том, что это случится в этом году, знала только по перспективам. Чего ожидать? Не знаю. Нет информации по этому вопросу. Я слышала мнения кого-то из наших авторитетных политиков – регионалов и поняла, что, возможно, будут хуже, сомневается Екатерина Стремовская.

По мнению эколога Евгения Симонова, никаких инновационных проектов с участием иностранного капитала ждать от территориально-административной реорганизации не приходится. Если не считать дальнейшей продажи природных ресурсов за рубеж.

По сути, развитие ДВ так и не перешло на интенсивные рельсы, отток населения продолжается, приоритетным направлением сотрудничества с Китаем является вывоз из России сырья и продуктов первого передела, .объясняет Евгений Симонов. – Все прямые китайские инвестиции в Дальний Восток, включая обещанные, едва дотягивают до 4 миллиардов долларов, что равно средней стоимости одного крупного китайского инфраструктурного проекта в Индонезии, Малайзии или на Филиппинах. При этом некогда активный местный средне-мелкий бизнес, правивший здесь бал в 90-е, в основном замещен пришлыми крупными компаниями с московской пропиской, которым будущее региона до лампочки. Сырьевая база истощается, кормные места для раздачи приближенным, видимо, в дефиците, поэтому, вместо того чтобы реально поддерживать диверсификацию и инновационные модели развития, к территории "Восточной Опричнины" прибавляются еще два региона, пока еще богатых природными ресурсами, но имеющих слабую экономику. Угадайте, что там будут "развивать"? Зато отчетность запестрит новыми ТОРами, ТОСЭРами, а если воображения хватит, то и свободными портами.

Эти разговоры о вхождении Республики Бурятия и Забайкальского края в ДФО начались значительно раньше ещё при губернаторе Ждановой, констатирует политолог Александр Баринов. В общем-то, в истории нашего края это не первый случай, когда нас переподчиняют от одного регионального центра, другому региональному центру. Довольно длительное время Забайкалье подчинялось Иркутску. Потом был период, мы подчинялись до 1917 года приамурскому генерал-губернаторству, потом снова Иркутскому генерал-губернаторству. В период гражданской войны, в 20-ом году, в течении 9 месяцев при атамане Семенове, после того, как Колчак передал ему всю полноту власти над Восточной окраиной России, Чита была столицей белогвардейского Дальнего Востока, затем столицей Дальневосточной Республики, а потом ещё 9 месяцев столицей Советской Дальневосточной области РСФСР. Вот такие периоды в истории были. Если же говорить о перспективах, то это, на мой взгляд, должно дать позитивный толчок. Многое будет зависеть от того, как в течении трёх месяцев, которые определены указом президента, Бурятия и Забайкальский край будут встроены в программы, действующие в Дальневосточном Федеральном округе. Если это будет реализовано и быстро сделано, замечательно. Но стоит вспомнить недавний пример, что специально для Забайкальского края был разработан план социально-экономического развития, над ним работали чуть ли не два года, и он был подписан премьер-министром Медведевым весной этого года, но этот план так и не заработал.

Александр Баринов
Александр Баринов

У любого процесса, у любой перестройки есть две стороны медали. К примеру, многим бюджетным организациям, заточенным на Новосибирск, с которым установлены связи и т.д., придётся перестраивать взаимоотношения. Это не всегда хорошо, но этих минусов значительно меньше, чем плюсов. Если же говорить об объемах средств, которые мы можем получать в тех или иных федеральных программах дальневосточных, то от сибирских мы практически ничего не получали. Я не исключаю того, что здесь может быть и по остаточному принципу для нашего региона, но как говорится "хоть-что-то". Будем надеяться, что новый врио губернатора, новый статус региона дадут импульс, который позволит выйти из того затяжного, регионального кризиса в котором оказался наш край.

Присоединение Читы и Бурятии к ДФО это шаг навстречу пожеланиям китайских инвесторов, предполагает руководитель Центра развития региональной политики политолог Илья Гращенков:

ДВФО и Минвостокразвития (в соответствии с новым соглашением о сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном в сентябре 2018 года на Восточно-Экономическом форуме, именно это учреждение теперь отвечает за развитие российско-китайского сотрудничества – прим. С.Р.) – это единая стратегия по развитию округа с привлечением китайских инвестиций. ТОРы, совместные транспортные и туристические проекты. Поэтому Забайкалье, идущее вдоль китайской границы – провинции Хэйлундзян и Внутренней Монголии, переходит в ДВФО. С Бурятией сложнее, так как здесь прямой границы нет – тут регион граничит с Монголией. Однако культурные и финансовые связи с Китаем сильны, и именно поэтому и республика изымается из Сибири. Республика Алтай, граничащая с Синьцзян-Уйгурским автономным районом, а также китайским городом Алтай, не перекочевала в ДВФО только потому, что находится слишком уж далеко от Дальнего Востока. Хотя по моей логике, уместнее было бы объединение Забайкалья и Бурятии вокруг Иркутской области в единый Байкальский регион – тяготеющий к промышленному развитию по байкальской модели. Все-таки СФО – более существенный драйвер развития РФ, чем Дальний Восток, который только начинает освоение своих ресурсов.

Владивостокский блогер Василий Авченко, между тем, отметил, что как минимум один из важнейших показателей Дальневосточный федеральный округ благодаря указу Владимира Путина таки выправился.

В 1991 году население Дальнего Востока достигло пиковых 8 млн человек, – напоминает Авченко. – Со следующего года оно начало стремительно таять, сократившись к 2017 году до 6,2 млн. Отток продолжается, несмотря на вышеупомянутые "дальневосточные гектары" и всё такое. Но теперь – следите за руками – Дальневосточный федеральный округ, получив Забайкалье, заметно прибавляет как в площади (отныне он занимает 40% территории всей России), так и в населении. Последнее моментально выросло до тех же самых 8 млн, причём без миллиардных затрат, титанических усилий, длинных рублей и столыпинских вагонов – одним росчерком пера. Владивостокский предприниматель Кирилл Потапенко сформулировал: "Теперь можно с чистой совестью говорить, что население Дальнего Востока значительно выросло благодаря действиям властей". И ведь не поспоришь.

XS
SM
MD
LG