Ссылки для упрощенного доступа

"Все это какой-то уголовный шабаш"


Подсчет голосов на одном из избирательных участков в Единый день голосования
Подсчет голосов на одном из избирательных участков в Единый день голосования

Николай Ташкеев, 67-летний житель Новокузнецка, около 10 лет в одиночку борется с фальсификациями на выборах. За это время он участвовал в 150 судах, 17 из них выиграл. Останавливаться не собирается.

"Они говорили: ты что, с луны свалился?"

В 2018 году у 67-летнего жителя Новокузнецка Николая Ташкеева было много работы. В сентябре он отправился в соседний Таштагол вместе с группой подготовленных наблюдателей: отследить, как идут выборы губернатора и депутатов областного совета. На участках, где побывали наблюдатели, кое-что получилось. Отрапортовать о высокой явке местная власть не смогла: вышло чуть больше 30%. На других – больше 50%.

А в марте 2018-го Ташкеев работал в территориальной избирательной комиссии Кузнецкого района от партии "Яблоко". Анализировал видеозаписи и данные с участков, на которые у избирателей было больше всего жалоб. Результаты с указанием голосов в протоколах и их фактическим количеством публиковал на одном из городских сайтов. Приписки на участках оказались разными, но очевидными. И Ташкеев отправился с заявлением в Следственный комитет.

Николай Ташкеев
Николай Ташкеев

Результаты трех из семи его расследований следователей не убедили. А по четырем были возбуждены дела об административных правонарушениях. Членов избирательных комиссий начали вызывать на допросы. Вскоре очередь дошла и до Галины Фоминой – председателя территориальной избирательной комиссии. А затем в Следкоме у нее потребовали доставить бюллетени, хранящиеся в ТИК.

Бюллетени и прочие документы не просто намокли, а пришли в полную негодность и потому были сожжены в печи

После этого в подвале районной администрации, где, вопреки всем нормативам, хранились бюллетени, "неожиданно" прорвало водопровод. Аварию обнаружил не кто-нибудь, а сама же Галина Фомина. Как засвидетельствовано в акте, бюллетени и прочие документы не просто намокли, а пришли в полную негодность и потому были сожжены в печи производственного объединения "Органика". Без какой-либо фото- и видеофиксации этого события.

После случившегося в Новокузнецк прибыли проверяющие из Кемерова и Москвы. Фомину сняли с должности.

Ну а что касается обнаруженных нарушений, дела эти, скорее всего, будут закрыты: нет документов – не с чем и работать.

Николая Ташкеева это не остановило. Сейчас он написал заявление в прокуратуру Кузнецкого района: Ташкеев просит привлечь к ответственности виновных в уничтожении избирательной документации. Обращает при этом внимание на свидетельские показания ликвидировавшего аварию специалиста (им был главный инженер ООО "Текущий ремонт"): "Я прошел к вышеуказанной мойке, перекрыл кран и остановил протекание воды". То есть, чтобы устранить "роковую аварию", достаточно было просто закрыть кран…

Кроме того, Ташкеев требует привлечь к ответственности руководство района и территориальной избирательной комиссии за элементарное несоблюдение норм безопасности. Мешки с имеющей государственную значимость документацией не должны были находиться в подвале, а уж тем более в помещении, где есть водопровод: об этом подробно говорится в специальной служебной инструкции.

Разбирательства по этому поводу, надеется Ташкеев, все-таки будут доведены до логического конца.

Николай Ташкеев (в центре) с товарищами по работе
Николай Ташкеев (в центре) с товарищами по работе

Аполитичный политик

До определенного момента Николай Ташкеев был человеком аполитичным, но всегда хотел чего-то большего. Еще будучи горнорабочим очистного забоя, он сколотил из живущих по соседству мальчишек дворовую хоккейную команду и вместе с ними добился неплохих результатов: "Монитор" в 1989 году стал призером Всероссийского турнира "Золотая шайба", проходившего в Новосибирске.

Но с переходом страны "на рыночные рельсы" спонсоров у команды не осталось. А у родителей пацанов денег иной раз не хватало даже просто на жизнь, не то что на обмундирование, клюшки и поездки на турниры. Так что о тренерских планах Ташкееву пришлось забыть.

Хоккейная команда Николая Ташкеева
Хоккейная команда Николая Ташкеева

​Впервые Николай Иванович в поле зрения СМИ попал десять лет назад, когда начал, казалось бы, абсолютно бесперспективную борьбу с двумя соседями – работниками Госавтоинспекции.

Те ставили личные автомобили у себя под окнами – прямо на газон, прилегающий к многоэтажке. Когда по-хорошему с нарушителями договориться не удалось, началась длительная судебная тяжба. Ответчики в долгу не остались и написали на Ташкеева заявление, указав, что он хранит в подвале мешки "с подозрительным содержимым". А там был просто песок для песочниц. Тем не менее дело против Ташкеева возбудили. Доказывать, что он не собирался песком подрывать дома, пришлось два с половиной года. Подробно об этом писала "Новая газета" в 2008 году.

Бороться с Ташкеевым не так-то просто. Хотя он проработал 18 лет шахтером, у него юридическое образование. Практики в молодости не было никакой, но базовые знания остались. Так что его оппонентам приходится иметь дело с человеком, который не просто уверен в своей правоте, а доказывает ее, опираясь на документы, факты, действующее законодательство и логику. А его активная борьба за чистоту выборов началась ровно восемь лет назад.

Обе урны были на треть заполнены бюллетенями. До выборов оставалось 15 минут

– В декабре 2011 года проходили выборы в Госдуму, – рассказывает Николай Ташкеев. – Я и раньше слышал, что бывают серьезные нарушения в ходе голосования, но сам я на выборах бывал редко, поэтому и не придавал этим пересудам большого значения. Мало ли чего люди не наговорят? Но в тот день грянул громкий скандал, и именно на моем участке – в Кузнецком районе Новокузнецка. Когда наблюдатели вышли из совещательной комнаты, куда их пригласил председатель УИК перед процедурой голосования, то увидели, что обе урны уже чуть ли не на треть заполнены бюллетенями. До начала выборов оставалось 15 минут.

Этот случай памятен многим в городе. Наблюдатели, зафиксировав нарушение на фото и видео, пригласили на место происшествия руководство УВД района. А сами постарались сделать все возможное, чтобы урны остались именно в том виде, в каком были до начала голосования, то есть уже заполненными бюллетенями. Полиция долго не ехала, пришедшие на участок избиратели нервничали, не имея возможности опустить бюллетень в "арестованные" урны. "Соломоново решение" принял старший офицер полиции, наконец прибывший в ДК "Алюминщик": одну урну опечатать, чтобы тщательно ознакомиться со следами преступления, ко второй допустить избирателей.

История закончилась тем, что дела были возбуждены… против наблюдателей, якобы препятствующих свободному волеизъявлению граждан.

– Меня это тогда настолько поразило, что я вскоре стал одним из активных участников оппозиционного митинга "За честные выборы!", прошедшего в декабре 2011 года. Потому что такого откровенного хамства по отношению к своим соотечественникам просто не мог представить. Поймите правильно, я и тогда, и сейчас остаюсь абсолютно аполитичным. И мне все равно, кто станет президентом или депутатом. Главное, чтобы он был действительно народным избранником. Но тогда я оставался еще и наивным. Верил, что добро обязательно победит, а зло будет наказано. Стоит лишь предпринять усилия, чтобы структуры, которые стоят на страже закона, начали работать, – говорит Николай Ташкеев.

2011 год. Первый митинг Николая Ташкеева
2011 год. Первый митинг Николая Ташкеева

"Пообещал себе: я этого так не оставлю"

На том "белоленточном" митинге Ташкеев отметился плакатом "Главные фальсификации – впереди!". Ему уже тогда было понятно: если местная власть идет на вызывающие нарушения, чтобы сформировать нужный состав Госдумы, то при избрании первого лица государства будут применены все мыслимые и немыслимые методы для достижения цели.

Другого варианта, кроме как стать наблюдателем, не было, и Николай Иванович отправился в "турне" по местным партийным ячейкам. В КПРФ его внимательно выслушали и делегировали даже не наблюдателем, а сразу членом территориальной избирательной комиссии Заводского района.

– Мне дали машину, водителя, чтобы я мог оперативно реагировать на сигналы наблюдателей с избирательных участков. Но разве я мог на все быстро реагировать? С самого утра звонки не прекращались. Я метался с одного участка на другой, но толком помочь не мог: опыта было катастрофически мало. Хотелось выйти на главную районную площадь и кричать: "Люди, что ж вы делаете?!" Первое впечатление от происходящего – все это какой-то уголовный шабаш. Пообещал себе, что просто так я это не оставлю.

Хотелось выйти на главную районную площадь и кричать: "Люди, что ж вы делаете?!"

Выборы закончились, а для Ташкеева началась длинная борьба за справедливость. Борьба одиночки, потому что после нескольких запросов в ЦК КПРФ стало ясно: местные махинации там никому не интересны. Никто не собирался возиться с обнаруженными нарушениями и судиться, основываясь на данных беспартийного мужика из Новокузнецка.

– Я не могу понять смысл партийной работы москвичей. Причем это касается не только КПРФ, но и других партий, – говорит Ташкеев. – Ведь путь к общей победе лежит через маленькие локальные успехи. А когда я им начинаю рассказывать о проведенной работе и о том, какая помощь нужна, чтобы получить конкретный результат, то вижу, что это у них вызывает лишь зевоту.

Будни борца за справедливость

Николай Ташкеев хорошо запомнил и свой первый суд за чистоту выборов.

– На руках у меня было видеосвидетельство, как один из членов участковой избирательной комиссии подходил с бюллетенями к урне 28 (!) раз, – рассказывает Николай Ташкеев. – Все остальные при этом чуть ли не аплодировали. Пошел в Следственный комитет к начальнику отдела по Новокузнецку Алексею Ткачу (сейчас заместитель руководителя СК по Кемеровской области. – СР). Давайте, говорю, накажем одного-двух для острастки, чтобы другим было неповадно. Я вот и заявление написал, как член избирательной территориальной комиссии. Не получилось диалога. Он сначала поинтересовался, не с луны ли я свалился, а потом и вовсе заявление регистрировать отказался. "Я в суд подам!" – говорю. – "Валяй", – ответил он мне.

Ташкеев писал жалобы на Алексея Ткача в Кемерово, Москву, но письма ходили по кругу и возвращались к тому же Ткачу. Ташкеев подал иск в суд – на бездействие должностного лица. А параллельно разбирался с фальсификациями на других избирательных участках Заводского района. Нужен был полный архив видео, а где его взять? После долгих разбирательств и запросов в избирательные комиссии разного уровня, выяснения отношений с "Ростелекомом" удалось узнать, что через ЦИК видеоархив передан в Минкомсвязи. На запрос члена территориальной избирательной комиссии из Новокузнецка там ответили: "А ты кто такой?" Помог получить доступ к архивной базе депутат Госдумы от Кузбасса, юрист Вадим Соловьев.

– Взяли несколько участков с одним товарищем и просмотрели записи буквально по секундам, отмечая каждый подход к избирательной урне. И вдвоем, и по отдельности друг от друга, чтобы избежать случайной ошибки. Если результаты где-то не совпадали, снова пересчитывали, – вспоминает Николай Ташкеев. – Получили в конечном счете результат, в котором и без того не сомневались: практически везде количество проголосовавших в итоговом протоколе превосходило число опустивших бюллетени в урну на 500 и более человек. А это почти треть от общего количества – как и при декабрьской фальсификации в ДК "Алюминщик". Только на этот раз сфальсифицировано было не так грубо.

"Если не верить в справедливость – для чего жить?"

Результаты работы, которую ведет Ташкеев, бывают разными. Не всегда успешными. Так, в отношении высокопоставленного следователя Алексея Ткача, который отказывался принимать заявления о фальсификациях, были все-таки и решения судов, и два исполнительных производства. Но что толку?

– Я разговаривал с девушкой-приставом, которой поручили это дело. Два раза она ходила к нему, чтобы обязать выполнить судебное решение, – рассказывает Николай Ташкеев. – Не знаю, как они общались, но в итоге она мне сказала: "Я к нему больше не пойду". И действительно, кто она, а кто он. Не удивительно, что дело так и сошло на нет. Подсчитал недавно: я принял участие почти в 150 судебных заседаниях, положительных результатов по искам – 17. Но толку от них до недавнего времени не было никакого.

В 2014 году Ташкееву вручили медаль, учрежденную общественными организациями России, как "Защитнику свободных выборов". Наградой он гордится: "Я единственный за Уралом, у кого она есть".

Вручение медали "Защитнику свободных выборов"
Вручение медали "Защитнику свободных выборов"

При этом известность в родном городе, в Кузбассе и даже на федеральном уровне Ташкеева не очень-то радует. Далеко не все видят в 67-летнем пенсионере героя нашего времени. Кто-то его "упертость" списывает на склочный характер. Некоторые советуют "полечиться в психиатрической больнице". Есть и те, кто заявляет: Ташкеев отрабатывает какие-то гранты, а значит, ведет подрывную работу против основ государственности.

"Прямо скажи: ты против существующего порядка?" Нет, отвечаю, я против устоявшегося беспорядка

– Конечно, – улыбается Николай Иванович, – я враг, кто же еще? Один из прокуроров спрашивает: "Прямо скажи: ты против существующего порядка?" Нет, отвечаю, я против устоявшегося беспорядка. А что касается грантов – пусть болтают. Скажу лишь тем, кто верит в мое честное слово. За все время этой борьбы с системой фальсификаций я лишь однажды получил материальную помощь. Как-то позвонил мне парень, назвался Юрием и попросил о встрече. Прихожу к назначенному месту, он выходит из "Нивы", жмет руку: "Спасибо, Николай Иванович, за все, что вы делаете". И потягивает тысячу рублей: "Это все. Чем могу". Я даже растерялся. А он уехал.

Почему Ташкеев не опустил руки до сих пор? "Так я же живу. Для чего-то еще нужен на белом свете. Если в справедливость не верить, зачем тогда вообще жить?"

Здоровье за последние годы у Ташкеева правда ухудшилось: речь стала заторможенной, правая рука плохо работает. Дело не только в возрасте. Николай Иванович признается, что сам по себе судебный процесс для него, как и для любого нормального человека, – это сильнейший стресс. Врач из клинического госпиталя имени Бурденко, где Ташкеев проходил обследование, посоветовал: хочешь жить – бери удочку и на речку, наслаждаться тишиной и покоем.

Но Ташкеев пока на речку с удочкой никак не может: надо еще с нарушениями на выборах 2018 года разобраться. Ведь ответа из прокуратуры на свои обращения Ташкеев пока не получил.

XS
SM
MD
LG