В омской исправительной колонии строгого режима №6 заключенные устроили бунт и массовую драку. Как сообщает ФСИН, волнения начались вечером 6 октября. Сайт НГС55 со ссылкой на источник сообщает, что причиной бунта стало то, что с заключенными плохо обращаются, избивают и унижают. Они потребовали проверки руководства колонии, закрылись в бараках и грозились вскрыть вены, если их начнут штурмовать.
Во ФСИН причиной драки назвали то, что "часть осужденных решила жить по своим правилам, а не по тем правилам, которые установлены законодательством".
Адвокат Вера Гончарова сообщила корреспонденту "Сибирь.Реалий", что в воскресенье был как минимум один звонок от заключенного данной колонии его родственникам с призывом о помощи:
– В этой колонии содержится мой подзащитный. Сегодня там произошли какие-то события, вероятно, вызвавшие жесткую ответную реакцию сотрудников учреждения, после чего заключенные объявили голодовку. В сети появилась фотография с вывешенной тряпкой – возможно, простыней, на которой написано "Спасите!". Был один звонок родственникам – звонил осужденный и сказал: делайте что угодно, но нас убивают. Мне известно, что сейчас территория ИК оцеплена сотрудниками полиции. И заключенных начали вывозить, 20 человек уже вывезли.
– Что вообще ваш подзащитный рассказывает об этой колонии?
– Мы последний раз виделись 25 сентября, он мне говорил, что сотрудники колонии уговаривали его забрать свои заявления о пытках, которым он подвергался в колонии №7. Мол, тебе же хуже будет. Его не били, но мой подзащитный – не показатель, он максимально изолирован от других заключенных, к нему приковано внимание в связи с делом седьмой колонии, поэтому, возможно, к нему особое отношение.
– Почему колонии этого региона стали постоянно попадать в какие-то скандальные сюжеты, связанные с пытками и нарушением прав заключенных?
– Омский регион давно был пыточным, туда отказывались ехать осужденные. Когда узнавали, что их везут в Омск, резали себе вены, лишь бы не попасть туда. Сейчас с большим трудом удалось привлечь к ответственности пока одного сотрудника седьмой колонии, Василия Трофимова. У меня есть заявления нескольких заключенных, которых до сих пор постоянно запугивают, чтобы они отказались от своих показаний – мол, не откажешься, тебя найдут повешенным. В конце августа уволили начальника управления Корючина, но ничего не изменилось. Недавно моя коллега Мария Эйсмонт хотела навестить своих подзащитных в колонии №10, ее не пустили. Зато потом управление ФСИН пригласило журналистов и сняли образцово-показательный репортаж, как все прекрасно в этом учреждении. Правда, в него многое не вошло, и "Дождь" опубликовал вчера или сегодня эти кадры. Заключенные по-прежнему жалуются и говорят, что ни ОНК, ни прокуроры не реагируют на нарушения их прав.
О том, что как минимум в одной колонии Омской области – ИК №7 особого режима – заключенных жесточайше пытают, стало известно в минувшем сентябре от нескольких бывших осужденных. Один из них дал интервью корреспонденту "Сибирь.Реалий", в котором рассказал о том, что в этой колонии его и нескольких других заключенных избивали, пытали током, подвешивали наручниками к решеткам голыми и оставляли в таком виде на сутки в холодном помещении. Телеканал "Дождь" опубликовал кадры, на которых осужденных, в частности, заставляли танцевать друг с другом голыми.
Правозащитник Лев Пономарев подтвердил изданию "МБХ-медиа" информацию о бунте. Он рассказал, что согласно полученной им информации, заключенные избили "активистов", которые помогают руководству колонии поддерживать порядок.
Территорию вокруг исправительного учреждения оцепила полиция, к колонии подъехал СОБР. Блогер Владимир Лифантьев в своем телеграм-канале опубликовал фотографию, на которой видно, что заключенные повесили на стене колонии баннер со словом "Помогите". "Есть подозрение, что в этой колонии тоже пытают заключенных", – написал Лифантьев. Позже заключенные убрали баннер.
Портал NGS55 со слов бывшего заключенного ИК-6, который поддерживает связь с двумя знакомыми в колонии, сообщил, что арестанты подняли бунт из-за несогласия с режимом. В конфликте задействовано около 200 человек.
У колонии собрались взволнованные родственники заключенных и потребовали объяснений.
Колония №6 в Омске предназначена для впервые осужденных за тяжкие преступления.
По официальной версии, заключенные отказались выходить из отрядов и выдвинули требования освободить всех из штрафных изоляторов и смягчить режим. Чтобы изолировать бунтующих заключенных, на территорию ввели сводный отряд специального назначения. Оружие не применялось. Увидев отряд, бунтующие сдались, и их изолируют от массы заключенных. По информации УФСИН, пострадавших нет.
При этом, как сообщает "Интерфакс", в результате инцидента пострадало 20 человек. Управление СКР по Омской области возбудило уголовное дело по факту причинения телесных повреждений группе заключенных.
На странице координатора правозащитной организации "Русь сидящая" Ольги Романовой появилась запись о ЧП в омской колонии такого содержания:
Оцепление у колонии сняли около 17-00 местного времени. С собравшимися наконец объяснились сотрудники ИК-6. Однако информацию они выдавали скупо: "конфликт локализован путем мирных переговоров с осужденными, физическая сила не применялась".
Родственники потребовали подробностей:
– Кто именно участвовал? Кто получил увечья? Назовите фамилии!
Но представители ФСИН не назвали даже номеров отрядов, которые оказались вовлечены в инцидент. После этого довольно бессодержательного диалога толпа из 20-30 человек переместилась ко входу в колонию, однако вскоре сотрудники полиции стали требовать, чтобы родственники отошли от ворот.
Один из полицейских заявил:
– Вы находитесь возле режимного объекта. Ситуацию вашу понимаем, вы переживаете за родственников. Вам представители УФСИН всю ситуацию уже объяснили. Это режимный объект. В данный момент вы находитесь здесь незаконно. Если в течение 20 минут вы не удалитесь, мы посадим вас в автобус и увезем.
– Но на наши вопросы нам никто не ответил, – возмутились люди. – Вы нам угрожаете? И на какое расстояние прикажете нам уйти? Пожалуйста, уходите, и пусть там ваших детей убивают?
Другой сотрудник полиции, в звании полковника, пригрозил, что если люди не выполнят требование, то их увезут в территориальный орган, и там уже с каждым будут разбираться по отдельности. Он ссылался на то, что в случае неисполнения законных требований сотрудника полиции наступает административная ответственность, предусматривающая административный арест.
– Объясните, почему отсюда скорая за скорой выходила? По-человечески объясните. Скажите, что наши мужья, сыновья, братья целы. Дайте списки пострадавших! Не гоните! - просили близкие заключенных.
На что получили ответ:
– Сотрудники УФСИН озвучили информацию СМИ. Вы можете все узнать из средств массовой информации. Если у вас остались вопросы, или вы с чем-то не согласны, пишите заявления в вышестоящую надзорную инстанцию, обращайтесь к правозащитникам!
После пятнадцати минут препирательств люди перешли с тротуара около колонии через дорогу и встали на парковке.
То, что угрозы увезти в отдел полиции – не пустые, подтвердила женщина, представившаяся Нелли Беляевой:
– Мы днем сюда приехали, а нас вшестером задержали и отвезли в отдел полиции. Сказали: вы такого вида, что, может быть, кого-то обгадали. Я – старый человек. У меня ребенок там, за стеной. Я в шоковом состоянии находилась. А они меня за руки потянули в автобус. А девчонкам моим сказали: вы там цепочку у кого-то сняли. Надо проверить. Три часа нас держали, взяли отпечатки пальцев. Они думают, что если мы цыгане, мы вообще ничего не понимаем?
– Беспредел! – зашумели те, кто слушал рассказ Беляевой.
Поначалу среди родных ходили слухи, что из ИК 6 активно вывозят заключенных. Якобы могут вывезти до 500 зачинщиков. Однако позже адвокат Татьяна Егорова, побывавшая внутри колонии и пообщавшаяся с начальником омской ИК 6 Николаем Алексеевым, озвучила другие цифры:
– Были вывезены в другие зоны заключенные в пределах 50-60 человек, часть из тех, кто взбунтовался. Конфликт назревал давно. Завхозы поставлены администрацией, а заключенные хотели добиться права выбирать завхозов самостоятельно, ходить по территории вечерами, получить телефоны в отряды, а также поставить в ИК вора в законе. Потерпевшие есть, погибших нет. Один человек пострадал достаточно серьезно, он в реанимации. Конфликт разгорелся между осужденными. Причина в том, что избили завхоза.
В понедельник родственников тех, кого перевели в другие колонии, должны уведомить об этом. Списки пострадавших также пообещали огласить в понедельник.
Валерия Д., жена одного из осужденных, рассказала, что во время штурма заключенные забаррикадировались в отрядах:
– Там оказались все, и виноватые, и невиновные. И вторые не знали, что ожидать. Вероятнее всего, они и решились на то, чтобы привлечь внимание к ситуации с помощью куска простыни, вывешенного из окна. Зачинщик волнений, охвативших в итоге почти все отряды – заключенный из Чечни. Его избили, проломили ему голову.
В девять вечера представитель ИК 6 вновь вышел к родственникам, которые не хотели расходиться.
– Пострадавших и жертв нет. Всю информацию смотрите на официальном сайте. Завтра будет проводиться прием по личным вопросам начальником учреждения по личным вопросам, – сообщил замначальника шестой колонии Сергей Нечаев родственникам. –Сегодня идут процессуальные действия. Сводный отряд, который мы привлекали, с территории учреждения вышел. Осужденные готовятся к отбою. Ночью с ними ничего не случится. Еще раз повторяю, официальная информация находится на сайте учреждения.
Правозащитница Ирина Зайцева, также прибывшая на место ЧП, не уверена в правдивости официальной информации:
– Ситуация нестандартная. Мы писали в течение долгого времени, что происходит в омских колониях. Я предупреждала, что возможны и бунты, но никто мне не верил. А ведь именно в "шестерке" были сразу три убитых с этапа в 2015 году. Приезжали представители СПЧ, ходили по зонам. Но осужденные не подают никаких документов и ничего не говорят. Я понимаю, что они боятся за свое здоровье. Но если они будут молчать, это будет продолжаться до бесконечности. Буквально в прошлый понедельник в Омскую область приезжала Генпрокуратура с проверкой. Так вот генеральная прокуратура, знаете, где проводила проверку омского УФСИНа? Они выехали в Одесский район, в село Генераловку на три дня. У них была там царская охота с борзыми собаками на лошадях. Поэтому проверка зон была проведена формально. Я об этом сообщила в Совет президента по правам человека. В Омск готовы приехать, по моим сведениям, Бабушкин и Федотов, чтобы провести уже свою проверку.
Источник, сообщивший ей об отдыхе московских гостей в Генераловке, Ирина Зайцева не раскрыла.
Поздно вечером напротив стен колонии все еще оставались родственники.
– Что же там произошло, если заключенные "выходили" из окон? – спрашивала молодая дама у окружающих. Она утверждала, что лично видела, как два человека спускались днем по простыням вниз.
8 октября утром родственники планируют собраться у стен колонии снова.