Единоросс Николай Николаев предложил разрешить россиянам зарабатывать на сборе ягод, грибов и орехов. На Национальном лесном форуме председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям пообещал, что осенью внесет на рассмотрение депутатов законопроект об "использовании даров леса". В данный момент российское законодательство разрешает собирать дикоросы только для личного потребления.
В маленьком сибирском моногороде Байкальске понятия не имеют, что продавать собранные в лесу ягоды – незаконно. И об инициативе Николаева, который избирался в Госдуму от Приангарья, пока не слышали. Сейчас байкальчане активно обсуждают другой проект единороссов: о введении налога для самозанятых, который, возможно, им придется платить с 2019 года.
После закрытия комбината работы в городе нет
Это 3% от дохода. Как минимум половина жителей Байкальска выживает за счет сбора дикоросов и продажи клубники, которую выращивают на своих дачах. С 2013 года, после закрытия градообразующего предприятия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, без работы осталось не менее полутора тысяч человек.
– После закрытия комбината работы в городе нет. Кто помоложе, на вахту ездят, а кто постарше, здесь вот. Я на площади работаю, таксую. Раньше больше работы у таксистов было. Сейчас нормально работы только зимой в новогодние каникулы, когда на "Гору Соболиную" (горнолыжный курорт. – С.Р.) люди приезжают, и один месяц летом, когда клубнику люди продают, – рассказывает водитель такси Николай Твердохлебов.
Клубника очень выручает не только самих дачников и таксистов, но владельцев кафе, гостиниц, потому что, приезжая за ягодой, люди нередко остаются погостить на Байкале, а значит, приносят доход и им. В городе даже установлен памятник клубнике, и вот уже десять лет каждый год в июле проходит фестиваль клубники "Виктория".
Жители и гости Байкальска в течение трех дней участвуют в спортивных и творческих конкурсах, в эти дни дарят подарки всем участникам праздника с именами Виктор и Виктория. На десятый, юбилейный фестиваль, который проходил с 13 по 15 июля 2018 года, местные кондитеры испекли клубничный пирог на 150 килограммов и потчевали им всех желающих.
Как правило, все мероприятия, проходят на стадионе спортивного комплекса "Байкал" и площади, примыкающей к нему. Многие гости едут на фестиваль, надеясь купить там клубнику. Но парадокс: купить ягоду в месте проведения праздника практически нереально. Дачники продают клубнику на въезде в город и на торговых рядах у садоводства "Бабха", вблизи автомобильной трассы. Садоводы говорят, что их на фестиваль не пускают власти.
– Фестиваль надо здесь проводить, где ягоды много, а не в городе. Один год как-то было, что несколько мероприятий в рамках фестиваля в садоводствах проводили. И все, – говорит байкальчанка Татьяна.
В Байкальске – подходящий микроклимат для выращивания клубники. Летом много теплых, солнечных дней, а зимой – обилие снега, что спасает кусты от холода. За сезон, обычно это июль, дачники собирают с участка в 6–8 соток по 500 литров клубники.
– Клубника нас выручает очень хорошо. Поддерживает. Завод закрыли, работы нет. Многие живут за счет ягоды. Это большой приработок. За сезон примерно на сто тысяч рублей можно собрать ягоды. Сто, сто двадцать, сто пятьдесят тысяч при хорошем урожае, – говорит Иван Аникеев.
Пенсии же нищенские в нашей стране. Вон у моих соседей вся дача клубникой засажена
Он работает охранником на одном из небольших предприятий Байкальска. Зарплата маленькая, поэтому, как и большинство земляков, продает ягоду. Хотя подтверждает, что все же больше клубникой занимаются пенсионеры.
– Много людей в Байкальске, которые только клубнику выращивают, чтобы как-то добавку к пенсии себе наработать. Пенсии же нищенские в нашей стране. Вон у моих соседей вся дача клубникой засажена. У пенсионеров очень много средств уходит на лекарства. У некоторых – половина пенсии. А еще коммунальные услуги и другие расходы у людей есть: где-то подремонтировать ту же квартиру, где-то купить перегной на дачу. Кору обязательно надо покупать на дачу, КамАЗ коры пять тысяч стоит. Мы ею подсыпаем ягоду, чтобы она не лежала на земле и не гнила. Поэтому без клубники пожилым людям в нашем городе не прожить, – говорит Таиса Барышенко.
– Особый спрос у нас на клубнику сорта "Зенга", потому что она самая сладкая. Есть еще интереснее ягодка, которая называется "Черный принц" или "Зенит" – это самая дорогая ягодка, 2000 рублей за ведерко. Она тоже очень сладкая и очень хороша в транспортировке. Она не размокнет на дожде и доедет хоть до Улан-Удэ, Читы, до Красноярска, куда угодно. В основном у нас покупают ягоду из Читы, Улан-Удэ, на рефрижераторах приезжают, скупают и кормят своих детей и родственников. Но больше всего покупает нашу ягоду Иркутск. Там рекламы предостаточно, там вся ягода байкальская – по рекламе. А в самом деле, мне кажется, больше китайская. Так что приезжайте к нам в Байкальск, здесь уж совершенно точно байкальская клубника, – приглашает Галина Гибанова.
Байкальских садоводов очень обижает, когда потенциальные покупатели сетуют на слишком высокую цену. Пятилитровое ведро самой недорогой клубники здесь стоит восемьсот рублей. Они считают, что за тяжелый труд в течение семи месяцев в году они вправе устанавливать такую цену.
Мы вкалываем, бабульки вкалывают и под 80 лет. Все работают, чтобы хоть копейку заработать к пенсии
– Сейчас дожди прошли, хорошо, что нас не затопило, но половина ягод сгнили. Все ходят и собирают ведрами гнилую ягоду. Все приезжают и говорят: "Как у вас такая дорогая ягода?" Приезжайте, пожалуйста, поработайте на даче, приглашаю к себе. День-два-три поработаете, а потом за спину схватитесь и убежите. А мы вкалываем, бабульки вкалывают и под 80 лет. Все работают, чтобы хоть копейку заработать к пенсии. Так что, желающие, приезжайте, мы вам устроим веселую дачную жизнь, – говорит жительница Байкальска Татьяна.
Доход садоводов зависит и от количества собранной ягоды, и от того, самостоятельно они ее продают или сдают скупщикам. Вблизи торговых рядов, где продают ягоду байкальчане, стоят машины предпринимателей из Иркутска, Улан-Удэ, Читы. Они принимают ягоду на двести рублей дешевле цены, которую просят те, что торгуют клубникой сами.
– Сегодня скупщики с утра сказали: "Будем по 500 рублей принимать ягоду". Потом подняли цену, потому что люди не стали им сдавать. Но мы тоже зависим от скупщиков. Скупщики есть – у нас ягода подороже. Скупщиков нет – мы за любую цену согласны отдать, потому что нет покупателей, люди тоже бедные, видать, стали, – рассказывает Татьяна.
– Обидно, что скупщики нисколько не платят за торговое место. Они занимают очень большие площади, приезжают на больших фургонах, больших машинах, много ящиков привозят, мусорят. Между собой ругаются. Кто-то стал на 50 рублей больше давать за ягоду, остальные на него нападают, вплоть до того, что говорят: "Машину сейчас перевернем". За грудки друг друга хватают, из-за того, что он дороже берет ягоду и цену им сбивает. Мы стараемся таким дебоширам не сдавать. Стоишь до позднего вечера, а куда ее девать, приходится сдавать скупщикам, – говорит Таиса Барышенко.
Пять лет топчемся на месте, после закрытия комбината. И люди негодуют, а какие петиции не пишем – даже ответов не получаем
Пенсионерка Таиса Степановна сомневается, что Байкальск еще долго будет жить клубникой и дикоросами. Она считает, что все будет идти по нисходящей, потому что старшее поколение уходит, а молодые не очень этим интересуются. Не каждому нравится семь месяцев в году стоять на дачном участке над клубникой, да и в лес молодежь не очень охотно ходит.
– И вот как тогда будет выживать Байкальск? Я думаю, надо как-то все-таки власти города, области и нашей страны менять отношение к малым городам, таким как наш Байкальск. Тем более у нас моногород, особая экономическая зона. Все равно надо создавать какие-то предприятия, чтобы люди могли работать. Пять лет топчемся на месте после закрытия комбината. И люди негодуют, а какие петиции не пишем – даже ответов не получаем.
Помимо клубники, жители Байкальска продают малину, смородину и крыжовник. Всё это растет на их дачах. Когда сезон этих ягод заканчивается, байкальчане идут в тайгу. Собирают там чернику, клюкву, бруснику и тоже продают. Но местные говорят, что если власти введут налог для самозанятых, им невыгодно будет заниматься клубникой и носить из леса дикоросы на продажу. Как тогда будут выживать – даже и не знают.