19 апреля этого года тело Артема Пахотина нашли с двумя пулевыми ранениями в голову на стрельбище Еланского учебного центра Свердловской области. Его родителям, проживающим в поселке Большая Мурта Красноярского края, сообщили, что их сын самовольно покинул стрельбище и застрелился из автомата Калашникова. Заведено уголовное дело по статье "Доведение до самоубийства". Однако Евгений и Рано Пахотины не верят в то, что их сын мог покончить с собой.
Артем хорошо учился в школе, шел на серебряную медаль. После школы поступил в один из самых престижных вузов Красноярского края – Сибирский федеральный университет, на специальность "Теплотехника".
Окончив университет, Артем устроился на работу в "Енисейскую ТГК-13". Но вскоре получил повестку из военкомата. Намерения "откосить от армии" у Артема не было. На момент призыва ему исполнилось 22 года. В декабре 2017 года Артема отправили в военную часть 31612, в Еланский учебный центр подготовки младших специалистов.
– Во время службы, с декабря по апрель, сын регулярно звонил нам, – рассказывает Евгений Пахотин, отец Артема. – Звонки в части были разрешены в определенное время по субботам и воскресеньям. Мы ему позвонить не могли, только в часть или в военкомат, поинтересоваться или побеспокоиться. Но необходимости такой не было, Артем всегда был в хорошем настроении. Все было нормально, служил хорошо, чувствовал себя комфортно. И со мной, и с супругой разговаривал с оптимизмом. Убеждал нас, что все будет хорошо. Он пройдет учебку и уже в мае попадет в военную часть. Но до нее он не дожил буквально месяц. Поэтому я даже рецепта никакого родителям дать не могу – как вовремя заметить, что у вашего ребенка начались проблемы. Все шло абсолютно ровно, и он ни на что не жаловался.
Так продолжалось вплоть до 19 апреля 2018 года. В тот день, в 9.04 по уральскому времени (два часа разницы с Красноярским краем) Рано Пахотина, мать Артема, открыла свою страницу "ВКонтакте" и увидела сообщение от сына: "Мама, не верь никому, что бы не говорили. Меня тут травят, изматывают психологически, вымогают деньги. На днях рядовые Абакиров и Саграев вымогали 300 рублей ни за что. Это уже не первый раз. Не вижу пути дальше. Я уже очень устал. Жаль, что все так получилось".
Предчувствуя недоброе, Рано попыталась дозвониться до Артема – он оказался недоступен. Бросилась звонить военкому Большемуртинского района, который связался с частью и сообщил, что мать военнослужащего получила тревожное сообщение и нужно срочно найти солдата. Но было уже поздно – в 10.45 тело Артема обнаружили на полигоне. Из части сообщили, что во время учений он якобы отклонился от маршрута и совершил самоубийство. Родители отказываются в это поверить, по их словам, у Артема были большие планы – он собирался поступать в магистратуру, и в ТГК его ждали после окончания службы. Мать и отец предполагают, что странное сообщение со страницы Артема могло быть кем-то отправлено уже после его гибели.
У них что – свободное посещение, можно ходить с патронами и оружием где угодно?
– Почему в части час искали солдата, который в это время должен был быть на стрельбище? – недоумевает Рано Пахотина. – Как человек, получивший боевые патроны, расписавшийся за них, мог отклониться от маршрута? Неужели за солдатами там совсем не следили? У них что – свободное посещение, можно ходить с патронами и оружием где угодно? Это же военный объект.
На сегодняшний день по факту гибели Артема возбуждено уголовное дело. Но родители не имеют права говорить о предварительных результатах следствия.
– Следователи отрабатывают разные версии, допрашивают подозреваемых. – говорит Рано Пахотина. – Нас регулярно знакомят с ходом расследования. Но никакую информацию касаемо этого мы озвучивать не можем. Мы не хотим оппонировать следствию, не хотим вступать с ним в дебаты, пусть оно идет как идет. Мы просто по-человечески хотим знать правду. У нас до сих пор шоковое состояние, и оно никак не проходит.
С момента гибели Артема прошло уже три месяца. Его родители только сейчас решили обратиться к СМИ, потому что они боятся, что виновных в гибели их сына не найдут. В начале июня депутат Госдумы Юрий Швыткин, которому Пахотины написали письмо с просьбой разобраться в этой трагедии, выяснил, что из военной части, где служил Артем, на сегодняшний день уволены четыре человека – офицеры командного звена.
– Я хочу прояснить трагическую гибель военнослужащего из Большой Мурты, – прокомментировал ситуацию Юрий Швыткин. – Его родители требуют объективного расследования. Мною были сделаны депутатские запросы. Командующим войсками Центрального военного округа были проведены разбирательства, в результате 11 должностных лиц окружного учебного центра привлечены к дисциплинарной ответственности, четверо из которых были уволены со службы, возбуждены уголовные дела в отношении четырех военнослужащих, вину которых будет определять суд. Ход и результаты расследования взяты на контроль в военной прокуратуре Центрального военного округа. Я продолжаю держать ситуацию на личном контроле.
Но родители Артема не понимают, почему, если по халатности этих людей произошла такая трагедия, их просто по-тихому увольняют? Рано Пахотину шокировало и поведение сотрудников военной части в день похорон Артема.
– Тело сына привезли ночью, гроб сопровождали трое военных, – рассказывает Рано. – На следующий день, в воскресенье, состоялись похороны. И прямо на краю могилы, через пять минут после похорон военные стали требовать, чтобы мы срочно оформили свидетельство о смерти сына. Я спросила – зачем? Мы только что похоронили ребенка, еще не ушли с кладбища. Но они отозвали в сторону моего мужа и требовали, чтобы он нашел работников ЗАГСа в выходной день и оформил свидетельство. Им, видите ли, нужно срочно закрыть это дело. Они якобы звонили патологоанатому в Екатеринбург, и тот сказал, что на 85 процентов уверен, что это было самоубийство. Муж ответил, что пока не будет уверенности на 100 процентов, свидетельство о смерти мы делать не будем.
К моменту приезда родителей весь командный состав части 31612 уже был заменен новыми людьми
Похоронив сына, родители отправились в часть, где служил Артем, чтобы лично поговорить с руководством и понять, как могла произойти эта трагедия? Но к моменту приезда родителей весь командный состав части 31612 уже был заменен новыми людьми. Спрашивать оказалось не у кого. Также до сих пор никто из командования части или военного округа официально не извинился перед Пахотиными. Военные, которые привезли тело Артема, только разводили руками: "Да, вот так бывает, в армии все может случиться". И выдали листок формата А-4 с сообщением о гибели солдата.