Выборы главы региона пройдут в Новосибирской области в сентябре. Официально предвыборная кампания еще не началась, однако уже по весне определились основные соперники. О своей готовности баллотироваться заявили два человека. Это Андрей Травников – бывший мэр Вологды, назначенный Путиным временно исполняющим обязанности губернатора. И это мэр Новосибирска Анатолий Локоть, про которого важно помнить, что он не просто мэр. Еще и – первый секретарь обкома КПРФ.
И вот 8 июня на совместном с Травниковым брифинге градоначальник вдруг объявил, что передумал:
В пользу Андрея Александровича...
– Особенность сегодняшней политической ситуации в нашей Новосибирской области состоит в том, что накануне объявления выборов губернатора политическая борьба уже достигла крайне высокого накала. Здесь в Новосибирске и жители области втягиваются в ожесточенную борьбу, бескомпромиссную схватку двух противостоящих лагерей. Отчетливо проявилась перспектива такого варианта, когда уже не отдельные политики, а весь областной центр и жители области оказываются в состоянии затяжного противостояния, что приведет к торможению развития и ухудшению экономических условий для всех новосибирцев и жителей области. К сожалению, таких примеров в Российской Федерации мы знаем немало.
Я и Андрей Александрович отчетливо понимаем свою ответственность и не приемлем такого развития событий. Сегодня мы делаем совместное политическое заявление. Достигнуто соглашение о взаимодействии. Это соглашение предусматривает сохранение в Новосибирске прямых выборов мэра, предусматривает совместные проекты для экономического развития. Ради этого я принял решение, согласованное, подчеркиваю, с руководством КПРФ, отказаться от выдвижения на пост губернатора в пользу Андрея Александровича.
Я рассчитываю, что ответные шаги на выборах мэра города Новосибирска через год будут сделаны и со стороны руководства Новосибирской области.
Иными словами, Анатолий Локоть откровенно заявил, что был торг. И сторговались к взаимной личной выгоде. У Травникова исчезает серьезный соперник. Он даже, вроде как в союзника превращается. Локтю за это обещано, что прямые выборы не отменят, как это случилось, скажем, в Екатеринбурге. Кроме того, ему обещают мэрское кресло на следующий срок.
Что же касается рассуждений Анатолия Локтя о неуместности "крайне высокого накала политической борьбы, в которую, к тому же, втягивается население", то вообще-то, нормальные выборы такой накал подразумевают. Ну, или не исключают, по крайней мере. При этом мало кто из обычных новосибирцев успел заметить "бескомпромиссную схватку двух противостоящих лагерей". Очевидно, что имела место борьба подковерная. Но об этом остается только догадываться – журналистам на брифинге не позволили задавать вопросы.
Новосибирский политик Аркадий Янковский – депутат второго созыва Государственной Думы. В 1995 году он как раз обыграл своего главного соперника Анатолия Локтя. Сейчас Янковский организовал в городе постоянно действующую площадку для обсуждения политических и экономических проблем – Независимый дискуссионный клуб. По словам Янковского, для экспертов, следивших за поведением чиновников во властных структурах, отказ Локтя идти на губернаторские выборы не стал большой неожиданностью:
Он недвусмысленно высказывался относительно слабости кадрового решения Путина
– Это решение зрело последние недели. Сигналы, доносившиеся из Москвы, свидетельствовали о том, что это вполне вероятно. Для Администрации президента ситуация в Новосибирске стала казаться неуправляемой. Возник риск проигрыша ставленника Путина Травникова. Видимо, Первый заместитель Руководителя Администрации президента Сергей Кириенко не мог допустить казуса. И не хотел за это получить нагоняй. Были приняты меры давления, прежде всего на КПРФ. Между тем, компартия к этому моменту уже фактически начала кампанию в Новосибирске. Были приняты серьезные меры по устранению главного помощника Локтя – влиятельного в регионе политика Виктора Толоконского (ранее в разные годы занимал должности мэра Новосибирска, губернатора Новосибирской области, полпреда в СФО, губернатора Красноярского края. – СР). С его уходом у Локтя шансов стало значительно меньше. Видимо, взвесив все, Геннадий Зюганов дал отмашку.
– Что вы имеете в виду, когда говорите об устранении Толоконского?
– Виктор Александрович активно вел кампанию на протяжении нескольких недель. Он недвусмысленно высказывался относительно слабости кадрового решения Путина по Новосибирску.
Это был явный демарш. Оставаясь членом правящей партии – "Единой России", бывший губернатор и полпред президента позволил себе действовать "против шерсти". Он сделал ставку на нынешнего мэра. И я всегда говорил, что Локоть, скорее, похож на адъютанта при Толоконском. Виктор Александрович способствовал победе своего протеже всей своей мощью. Он проработал в Новосибирской области губернатором 11 лет. У него связи. И у него было, что здесь защищать, какие позиции. Но, поставив на Локтя, он рисковал очень сильно. И все же, как мне известно, Толоконский способствовал сбору средств в штаб Анатолия Локтя. Уже разговаривал с бизнесменами. Все им популярно разложил, что, ребята, смотрите сами, будет большой передел, если мы сейчас отдадим это все. В общем-то, он был убедителен. Люди готовы были давать деньги.
Известно, что к Виктору Александровичу прилетал зам. начальника Управления по внутренней политики Администрации президента Александр Харичев. На следующий день после их встречи Толоконский написал заявление об уходе с поста главного советника мэра.
– И это не единственная позиция, которую он потерял.
– Да. Вскоре Толоконский был отстранен от поста в РЖД. (Он номинировался как член совета директоров РЖД). Он был уволен из Академии государственной службы.
Баннер с портретом губернатора Андрея Травникова в Новосибирске
– Кроме того, на днях Виктора Толоконского вызывали на допрос, правда, в качестве свидетеля, в Красноярский следственный комитет, – в связи с расследованием дела о крупном хищении. И это тоже, видимо, своеобразный сигнал ему. Но вернемся к брифингу Анатолия Локтя. Какой в отсутствии мэра теперь будет предвыборная кампания?
Худший мэр на моей памяти
– Ее фактически не будет. Все сведется к совершенно формальной процедуре. По сути, произойдет переназначение присланного к нам мэра Вологды. Андрей Травников симпатичный не нашел взаимопонимания с местными элитами. Теперь будет разыгран спектакль. Найдут кого-нибудь из ЛДПР. Поставят еще пару фейковых кандидатов. И все пройдет так, как повсеместно проходит в современной России.
– Если бы не произошло того, что случилось, и в выборах участвовали Локоть и Травников, у нынешнего мэра были реальные шансы на победу?
– Он был серьезным конкурентом. Только не в силу своих качеств, а потому что Травников – пришелец. Элитами это сразу было воспринято как пощечина.
– То есть как минимум речь могла идти о втором туре?
– Да! И при этом говорилось о том, что в случае победы Виктор Толоконский становился бы председателем областного правительства. Устав Новосибирской области это позволяет. На самом деле, это был сильный ход, потому что Локоть как хозяйственник не очень успешно себя показал, скажем прямо. Может быть, это худший мэр на моей памяти.
– Вы говорите о том, что фактически официально не объявленная кампания уже началась. В чем это выражалось?
– В многочисленных заявлениях мэра. В его поездках по области. Это выражалось в билбордах. То есть под видом социальной рекламы Локоть работал на свой имидж. Раскрутка пошла уже совершенно недвусмысленная. Он вообще больше внимания уделяет пиару. В свое время прославился плакатами со Сталиным. Его стихия – какие-то популистские высказывания. Но все-таки от мэра ожидают чего-то другого. Город в нем разочарован как в хозяйственнике.
– Как бы то ни было, теперь, благодаря тому, что фактически является сделкой, Локоть через год вновь станет мэром? Или нельзя говорить об этом с уверенностью?
– Я бы сказал, что это ему вовсе не гарантировано. То, что вы назвали сделкой, Локтю вовсе не сулит беззаботной политической жизни. Сегодня договоренность есть, а через год команда Травникова, утвердившись во власти, может захотеть и пост мэра иметь в своих руках, – говорит Аркадий Янковский.