В марте на территории заказника "Матайский" в Хабаровском крае нашли тяжело раненную тигрицу. В животное стреляли картечью, травмы были нанесены в район бедра, хвоста и живота. Хищницу оперативно доставили в приморский центр реабилитации "Тигр", где она перенесла три сложных операции. Браконьера ищут до сих пор. По мнению экспертов, им вполне может оказаться "важная" персона, которую "не найдут".
По данным отчета, подготовленного специалистами центра "Тигр", ежегодно от рук браконьеров в регионе погибает около 20 тигров. Кроме того, животные лишаются кормовой базы из-за тотальной вырубки дальневосточных лесов. Это фактически ставит под угрозу существование популяции амурских тигров в регионе. При этом в России уже почти 5 лет действует созданный по инициативе Владимира Путина фонд "Центр "Амурский тигр“. Его учредителем стало Русское географическое общество (РГО), чей попечительский совет возглавляет сам Путин, а президентом является Сергей Шойгу.
Человек, замеченный в браконьерстве, оказывается важной персоной... И их никто не тронет, а если тронет, то сам и пострадает
– Браконьерством сейчас увлекаются люди обеспеченные – им нечем заняться, и им нельзя ничего сделать. Предположим, замгубернатора, депутат, судья, прокурор. Они делают все что угодно – они же неприкасаемые. Например, поймал кого-то егерь, но он не может ничего сделать, так как должен сначала написать представление госохотинспектору – единственному на весь район. Проходит время, человек, замеченный в браконьерстве, оказывается важной персоной, которая найдет ходы-выходы, чтобы этого егеря согнуть в дугу. И их никто не тронет, а если тронет, то сам и пострадает, – говорит биолог-охотовед, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник БПИ ДВО РАН Виктор Юдин.
Одного такого чиновника поймали около пяти лет назад в Хехцирском заказнике госинспекторы Эдуард Власов и Юрий Кя. По их словам, тогда еще министр сельского хозяйства Хабаровского края Сергей Гоманюк пытался уйти от них на вездеходе.
– Гоманюк был пьяный, кидался на нас, меня хотел задавить, но Юрий Николаевич сказал ему: "Еще раз дернешься – будем стрелять". Забрали у него оружие, составили протокол, выписали штраф. Тогда на Гоманюка еще какое-то уголовное дело как раз завели, и он как разнылся: "Сейчас у меня и так проблемы, еще и вы меня поймали". Он был неадекватен. Ну как обычно бывает, знаете, те, кто у власти, думают, что они хозяева жизни, – рассказал Власов.
В итоге, рассказывают госинспекторы, охота в заказнике сошла экс-министру с рук: дело обошлось штрафом в несколько тысяч и изъятием ружья.
Между тем еще в 2008 году на базе Российской академии наук Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова была запущена Программа изучения амурского тигра на российском Дальнем Востоке – самостоятельный проект в рамках постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России.
Но некоторые ученые ставят под сомнение ее эффективность.
– То, чего мы хотели, – усиления роли государства в охране природы – этого не произошло, – говорит руководитель отдела Амурского филиала WWF России по сохранению редких видов, почетный работник охраны природы РФ Павел Фоменко. – Понятно, что программа проправительственная, путинская, но государство как имело минимальный бюджет на борьбу с браконьерством, так и имеет.
Помимо борьбы с браконьерством президентская программа предполагает природоохранную и научную деятельность и борьбу вырубкой леса.
– Все, что касается леса, это, извините, полный… провал. Там порядка нет и, скорее всего, не будет, пока мы не изменим кардинально законы, пресловутый Лесной кодекс и систему лесопользования, – считает Фоменко.
Из-за вырубки лесов и истощения кормовой базы все чаще тигры сейчас и сами выходят к людям и даже нападают на человека. В прошлом году в Бикинском районе тигр убил сборщика кедровых орехов. Его останки нашли через два дня. По словам экспертов, голодные тигры будут и дальше все ближе подходить к населенным пунктам.
В конце 2017-го на территории Большехехцирского заповедника появились два крупных самца и одна молодая тигрица. Самцы побродили немного и удалились, а гостья собиралась было остаться в заказнике, но была изгнана тигрицей Кармой, хозяйкой территории, которая уже несколько лет живет тут под охраной инспекторов заповедника.
Оставшись без охотничьего участка, голодная молодая тигрица начала охотиться на бродячих собак вокруг сел Благодатное, Князе-Волконское и Лесное. Все эти поселения относятся к Хабаровскому району. По словам местных жителей и специалистов, появление амурских тигров нехарактерно для этих мест. Хищнице охотинспекторы дали кличку Невеста Без Места. В общей сложности ее жертвами стали пять собак.
– Она напала на соседскую собаку, которая позже сдохла от травм. Везде развесили объявления: "Осторожно, тигр". Вскоре она появилась в Благодатном – пыталась убить собаку, но хозяева ее отстояли. Тогда она позарилась на другую, зашла со стороны кладбища и утащила ее прямо с привязи. Все это время мы боялись на улицу выходить и детей в школу отпускать. Раньше к нам тигры не приходили, – рассказала жительница села Князе-Волконское Хабаровского района Екатерина.
В конце декабря министерство природы Хабаровского края получило разрешение на отлов тигрицы Невесты, но поймать ее так и не удалось.
– Опергруппа пыталась поймать тигрицу на привязанную собаку. Но кошка на это не повелась и ушла в Некрасовку. Сейчас Невеста Без Места периодически отмечается в заказнике в районе сел Лесное – Благодатное, за ней ведется наблюдение, – говорит госинспектор в области охраны окружающей среды филиала Большехехцирский ФГБУ "Заповедное Приамурье" Эдуард Власов.
В краевом Минприроды отмечают, что люди сами провоцируют хищников, выпуская собак в свободный выгул и оставляя их на привязи во дворах.
– Собаки в селах без надзора болтаются. Мы постоянно говорим населению: "Убирайте собак со дворов, не провоцируйте тигра". Никто не обращает внимания. Тигры в последние два года все чаще ловят собак в селах. Как говорит Уголовный кодекс, "нападали с целью наживы", – говорит начальник отдела сохранения объектов животного мира комитета охотничьего хозяйства краевого Минприроды Юрий Колпак.
На собак тигры охотятся не от хорошей жизни. Варварская вырубка лесов в регионе уже привела к неурожаю желудей и шишек – кормовой базы диких кабанов и изюбрей, на которых охотятся тигры. В поисках корма хищники идут в деревни.
МЧС превратилось в статбюро. Используются огромные деньги, а результат нулевой
– Это значит, что зверь либо раненный, либо голодный. Иначе тигр к человеку не выйдет – он очень осторожен, – объясняет Виктор Юдин. – Человек слишком активно внедряется в природу, так что животные не успевают приспосабливаться. Сейчас все места обитания диких кошек настолько преобразованы, что им скоро просто негде будет жить. Есть мнение, что нашим потомкам тигров будут показывать только на картинках. Все идет к их уничтожению.
Страдают леса и животные не только от рубок, но и от ежегодных лесных пожаров, которые, по словам ученого, сейчас просто некому тушить.
– МЧС превратилось в статбюро. Используются огромные деньги, а результат нулевой: пока не пройдет дождь, пожары бушуют. МЧС идет по следам, но не устраняет причину пожаров. Поджигателей ловить некому – лесная охрана уничтожена, уничтожены охотничье-промысловые хозяйства, хозяйничают лесозаготовители. С такими пожарами и при такой вырубке в Приморье через пять лет лес будет уничтожен окончательно. Я думаю, с этого надо начинать поднимать вопросы сохранения тигра, – продолжает Виктор Юдин.
В последнее время голодные тигры начали уже подбираться и к городам. Опасных животных часто замечали в пригороде Хабаровска, чего раньше не было. Последний такой случай произошел в феврале – тигр загрыз собаку в ближайшем к городу селе Некрасовка Хабаровского района.
По последним официальным подсчетам в регионе сейчас осталось 540 амурских тигров. Но многие эксперты в эту статистику не верят.
– Подсчет животных – дело очень хитрое, как и на выборах: кто считает, тот и побеждает. Методики есть, но они каждый раз меняются, учеты проводят разные люди. А люди у нас сейчас очень заинтересованы показать так, как требует ситуация. Вот, заинтересовался президент тигром, значит, численность тигра должна расти. А насчет реальной численности я могу высказать только свое мнение: если 300 особей есть, а не 540, как считается, то это очень хорошо, – сказал Виктор Юдин.
Тигров, пострадавших от рук браконьеров и голода, чаще всего распределяют в реабилитационные центры. Один из таких – "Утес" – находится на территории Хабаровского края.
– В основном к нам попадают молодые тигрята, которые остаются без матери, или больные истощавшие тигры. Самая актуальная сегодня проблема в том, что тигры часто выходят в населенные пункты. Причина одна: в тайге им нечего есть. Лес вырубается с огромной скоростью. Точка невозврата уже пройдена. С каждым годом все будет сложнее и сложнее, тигры будут все чаще выходить к людям. Если мы еще лет 10 будем заготавливать дуб такими темпами, то тигров и не останется, – говорит директор реабилитационного центра "Утес" Эдуард Круглов.
Сейчас в "Утесе" находится два взрослых тигра, которых подозревают в убийстве сборщика кедровых орехов.
– Это самка и самец. Самке восьмой год, самцу лет шесть – взрослые. Их отловили, скажем так, на месте преступления, то есть недалеко от того места, где был убит человек. Они здоровы, чувствуют себя хорошо. Определить убийцу и решать дальнейшую их судьбу предстоит охотоведам, а пока они содержатся в вольерах, – говорит Круглов.
Судьба навсегда поселиться в вольере с большой долей вероятности ждет и прооперированную в Приморье тигрицу, которая стала жертвой браконьеров. Но перед этим ей предстоит перенести еще одну операцию.
– Тигрица операцию перенесла крайне тяжело. Несмотря на это, запланированный объем работ ветеринарными врачами был выполнен. Через семь дней планируется еще одна операция, – говорит генеральный директор центра "Амурский тигр" Сергей Арамилев. – Все еще остро стоит вопрос о спасении жизни тигрицы, поэтому от каких-либо прогнозов мы воздержимся.
Сейчас основная задача специалистов – просто сохранить тигрице жизнь и сделать все возможное для того, чтобы она смогла самостоятельно передвигаться хотя бы по вольеру.