Ссылки для упрощенного доступа

"Это нарушение указов президента!"


Расселенный дом в Братске
Расселенный дом в Братске

Минстрой предложил продлить программу расселения аварийного жилья в России на 3-4 года. Ее реализует Фонд содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ). Расселяется жилье, которое признали аварийным до 1 января 2012 года. По словам министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня, программа уже исполнена на 98%. Но на деле все оказывается не так гладко, как в официальных отчетах.

Иркутская область

Мэрии двух городов в Иркутской области – Усть-Уды и Усть-Кута – Госфинконтроль уличил в передаче квартир по программе переселения из аварийного жилья людям, которые уже умерли.

Усть-Кут
Усть-Кут

– Администрация накручивала управляющие компании, мол, "быстрее, быстрее", те им подавали списки, где были уже умершие люди, они их включали. Официально мы знаем, что две квартиры были оформлены на умерших, а на самом деле их больше, – рассказывает председатель правления "Центра гражданского содействия" города Усть-Кут Алексей Тупицин.

Выяснилось, что действительно в городе Усть-Кут администрация заключила два договора социального найма с мертвецами, а также передала "иным лицам" несколько квартир для переселенцев стоимостью 42 миллиона рублей. Эту информацию "Сибирь.Реалиям" подтвердили в Службе государственного финансового контроля Приангарья. В Усть-Уде власти города предоставили 12 домов стоимостью 12 миллионов рублей "гражданам, у которых отсутствовало право проживания в аварийном жилье в качестве собственника или по договору соцнайма".

Сейчас этой историей занимается прокуратура Иркутской области.

Возможно, чиновники были в сговоре со строительными компаниями и хотели больше освоить федеральных денег

– В Усть-Куте еще остались дома, которые желательно бы расселить, потому что кровля сгнившая, полы рухнувшие, по лестнице ходить страшно, – говорит Алексей Тупицин. – Но комиссия говорит, что в таких зданиях жить еще можно. Мы просили, чтобы нас включили в комиссию, мы пригласили бы независимых оценщиков, строителей. Однако прокуратура нам в этом отказала, они сказали, что верят справкам службы заказчика. Показываем им фотографии этих домов, они даже смотреть не хотят. При этом к нам в организацию приходили люди, которые не хотели переселяться, потому что у них нормальный дом: пластиковые окна, дом сайдингом обит, черепица на крыше, бетонный фундамент огромный. А их через суд хотели выселять. Не знаю, с чем это связано. Возможно, чиновники были в сговоре со строительными компаниями и хотели больше освоить федеральных денег. Сносили здания, в которых еще можно было жить, а домам, состояние которых в разы хуже, давали заключения, что они еще годны для проживания. Непонятно, по каким критериям жилье относили в категорию ветхого.

Комната в старой хрущевке
Комната в старой хрущевке

Новосибирская область

Семья Беловых жила в центре Новосибирска – в двухэтажном деревянном бараке без воды и туалета 1932 года постройки. В 2012 году здание, наконец, признали аварийным, и семью переселили.

Взамен снесенного жилья, жильцы в 2013 году получили трехкомнатную квартиру в хрущевке. Позднее выяснилось, что в еще 1999 году Ростехинвентариция проводила строительную экспертизу этого дома. И уже на тот момент его износ составлял 30%. В 2014 году Беловы за свой счет заказали новую строительную экспертизу. Выяснилось, что здание износилось уже на 49%.

– Как так?! Нас ведь расселял застройщик, – недоумевает Родион Белов. – Он должен был выполнить свои обязательства по договору и предоставить нормальное жилье!

Муниципалитет заселил семью не в новую квартиру, которую передал для них застройщик, а в старую хрущевку

Беловы обратились в правоохранительные органы. В ходе проверки, которую проводили и Следственный комитет и прокуратура, выяснилось следующее. Для переселения Беловых застройщик предоставил муниципалитету 3-комнатную двухуровневую квартиру общей площадью более 90 кв. метров в новом доме. Однако муниципалитет заселил семью не в эту новую квартиру, которую передал для них застройщик, а в старую хрущевку! Теперь Беловы вынуждены снимать жилье.

– Мы не станем переезжать в эту хрущевку, так как здание маневренного фонда максимально приближено к ветхому жилью. – говорит Евгения Белова. – Переселять из ветхого-аварийного в почти такое же ветхое жилье, на наш взгляд, – это нарушение указов президента!

– По решению суда Беловы были выселены из прежних квартир в трехкомнатную, – объясняет юрист Роман Пономарев. – В 2016 году они обратились в суд с заявлением о пересмотре этого решения по вновь открывшимся обстоятельствам, степени износа дома. Суд решил, что степень износа не является таким обстоятельством, так как оно существовало ранее, и Беловы должны были сразу возразить и представить доказательства. Так в своем решении суд косвенно признает, что Беловы были выселены "из барака в барак", тем самым нарушены их права.

В городе порядка 1000 аварийных домов. Из них процентов 20, которые нужно было вчера расселить. Процентов 20 – позавчера

По мнению члена Общественного экспертного совета при мэрии Новосибирска по вопросам градостроительства Александра Бакаева, если провести сейчас независимую экспертизу, то аварийных домов будет выявлено еще больше.

– Ее бессмысленно проводить. Потому что надо тогда расселять, а денег на это нет. Ну, признают аварийным, но дальше-то что? Когда речь идет о ветхом жилье, ситуация зависит от того, насколько данный участок земли привлекателен для застройщиков. Для них программа расселения – это дополнительные сложности, – говорит Александр Бакаев.

Руководитель инициативной группы по расселению ветхого и аварийного жилья Константин Уткин так же уверен, что значительную часть аварийных домов в Новосибирске необходимо срочно расселять.

– Нет объективной информации, ее нужно формировать. В городе порядка 1000 аварийных домов. Из них процентов 20, которые нужно было вчера расселить. Процентов 20 – позавчера. А иначе они просто развалятся. Остальные в ближайшее время нужно расселять. Объективности и прозрачности в этих данных нет. Решения о признании или непризнании дома аварийным признают в основном заинтересованные люди, – считает Константин Уткин.

Омская область

Подвальное помещение, из которого выселяют людей
Подвальное помещение, из которого выселяют людей

Пять семей из Омска рискуют пополнить ряды бомжей. Подвал дома на улице Леконта, в котором они жили несколько лет, департамент имущественных отношений Омска посчитал непригодным для проживания. Сейчас обитателей подвала фактически выгоняют на улицу. Уже есть решение суда. Предоставляемое им взамен жилье находится в аварийном состоянии, людям предлагают арендовать полуразрушенные помещения. К тому же въехать в него можно лишь на условиях коммерческого найма, который люди себе позволить не могут.

– В администрации нам обещали предоставить другое жилье. Сообщили адрес. Когда пошли смотреть, мы увидели полуразрушенный дом. К тому же у него есть другой собственник, частное лицо. Но та семья покинула этот дом, потому что там жить просто опасно, – рассказывает Татьяна Семёнова, которая несколько лет прожила в цоколе на Леконта.

Елена Рудольф
Елена Рудольф

Еще одна жительница подвала Елизавета Рудольф стоит в общей очереди на жилье как малоимущая, ее сын – ветеран войны в Чечне, тоже ждет жилье, обещанное государством. Елизавета показывает фотографии дома, в который ей с сыном предлагает поселиться администрация Омска. Его износ еще 20 лет назад составлял 65%.

​ – Вместо стен – ковры, вместо окон – пленка. Сломанная печка, а стены… Жить в помещении, куда нам предложили переехать, невозможно. Посмотрите, их углем утепляли. Мы летом были, так там, на крыше, иван-чай рос, трава и маленькая березка, – рассказывает Елизавета Рудольф.

Дом, в который предлагают переселиться Елизавете Рудольф
Дом, в который предлагают переселиться Елизавете Рудольф

Мать троих детей и ветеран труда Омской области Татьяна Степанова в 2011 году тоже не смогла оплачивать жилье и после приема мэра оказалась в том же цоколе, что и Елизавета Рудольф.

– 12 лет отработала педагогом, ушла в 90-х – тогда тяжело было. В то время и встала в очередь на жилье как мать троих детей. С тех пор прошло 27 лет, а она только увеличилась. А ведь сначала мне сказали, что жить там придется 3-4 месяца, не дольше. Про нас как будто забыли, – рассказывает Татьяна Степанова.

Татьяне Степановой взамен подвального помещения предложили дом, нуждающийся в капитальном ремонте крыши, в нем нет отопления и воды, разбита сантехника и выломан пол.

В департаменте имущественных отношений администрации Омска рассказали, что других вариантов у них нет. И нет возможности оставить людей в подвале, так как согласно акту МЧС там проживать небезопасно.

Эту информацию подтвердили и в аппарате губернатора Омской области.

Сейчас очередь на жилье уменьшается только за счет тех, кто сам решает свой квартирный вопрос

– В одночасье решить этот вопрос невозможно, другого жилья нет. Оснований для внеочередного предоставления жилья у них нет. Пройдут годы, пока мы переживаем дефицит бюджета. Эта раньше у нас выделялись деньги, получались квартиры, очереди двигались. Сейчас вот очередь на жилье уменьшается только за счет тех, кто сам решает свой квартирный вопрос или участвует в других программах, – рассказала исполняющая обязанности вице губернатора Омской области Татьяна Виживитова.

Обездоленным семьям администрация предложила просить суд об отсрочке решения, и им удалось отложить выселение до июня. К лету есть шанс, что несколько семей смогут решить свой вопрос – получат социальную выплату, достроят дом. Остальным, если ничего не изменится, придется жить в еще более непригодных для жизни домах.

Тем временем в Минстрое России говорят, что работают над постоянно действующим механизмом расселения граждан из аварийного жилья. До конца 2018 года ведомство планирует эту работу завершить. Новая программа по расселению аварийного жилья может заработать только с 2019 года. Как сообщили в Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ), жильем предстоит обеспечить еще 5,6 тысяч человек. Всего расселить предстоит 92,7 тысячи квадратных метров площади.

Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что президент поручил Генеральной прокуратуре проверить все факты, когда аварийные дома, признанные таковыми до 1 января 2012 года, не были включены в программу расселения. Всего по стране такого жилья выявлено 201,7 тысячи квадратных метров.

XS
SM
MD
LG