В Кремле, по информации РБК, готовят новые "майские указы" по аналогии с поручениями президента Владимира Путина, которые он подписал после победы на выборах в 2012 году. При этом правительство до сих пор не отчиталось о выполнении "майских указов" 2012 года, а бюджетники по всей стране жалуются на то, что эти указы привели только к снижению их зарплат. Так, в середине февраля хакасские учителя пожаловались Владимиру Путину на сокращения стимулирующих выплат. Деньги из стимулирующего фонда ушли на повышение до МРОТ зарплат уборщиц, вахтеров и сторожей. Учителя утверждают, что их заработная плата в итоге сократилась на 2–3 тысячи, и сегодня она значительно меньше официально декларируемой средней зарплаты в регионе. Корреспондент "Сибирь.Реалий" выяснил, как живут и сколько зарабатывают учителя сегодня, спустя шесть лет после "майских указов" Путина.
– Как решились написать Путину? Да обыкновенно! Потому что, получая ранее смешные деньги, 20 тысяч, терпели, работали, выполняли свою работу. А когда у нас забрали по 2–5 тысяч у каждого, причем забрали не предупреждая, ничего не объясняя, сил терпеть уже больше не было, – рассказывает учитель начальных классов одной из хакасских школ Марина Талицкая.
Она в курсе, что ее коллеги из Звериноголовской сельской школы в Курганской области готовятся к забастовке и недавно выходили на пикет. Однако сама пока бастовать не готова:
– Забастовка бессмысленна сейчас, учебный процесс идет... Мы просто потеряем детей наших, потому что, сами знаете, ребенок будет отдыхать, а потом его тяжело вернуть будет в учебный процесс. Детей надо учить!
– Наверное, у вас ситуация попроще, чем в Зауралье...
– У кого есть мужья, те надеются на мужей. У кого-то их нет. Женщин очень много одиноких молодых. Они обязательно подрабатывают где-нибудь, часы берут, делают двойную работу. Очень тяжело, я вам честно говорю – тяжело. Я в начальных классах работаю, мы меньше других получаем. За январь у меня вышло 16 тысяч.
В соседнем Красноярском крае средняя зарплата на 6 тысяч больше, чем в Хакасии. Но, чтобы хватало на жизнь, учителям в буквальном смысле приходится в школе дневать и ночевать.
– Бывает предобморочное состояние, – признается педагог из города Заозерный Красноярского края Вадим Саков. – У меня 7–9 уроков ежедневно. Нагрузка 46 часов, заведование музеем, руководство методическим объединением, кружок еще! А обилие всевозможных бумаг?! Я начал работать в 2009 году, в то время их было значительно меньше. Это отчеты по успеваемости, мониторинг сформированности умений... Реально иногда некогда детьми заняться. У меня шесть папок было со всякими мониторингами в прошлом году, а в этом году я вообще отказался от класса.
Несколько лет Вадим отработал в селе, а затем решил устроиться в одну из школ Заозерного. Зарабатывает 38–40 тысяч рублей в месяц, а на работе находится 6 дней в неделю с 7.30 утра до 5 вечера. В 30 лет Саков – самый молодой учитель в школе
– Старение кадров в школах – это проблема, – говорит Вадим. – Проблема с жильем, насколько я знаю, наблюдается почти во всех районах края, поэтому молодые специалисты предпочитают не связывать свою жизнь со школой.
"Слушать ваши придыхания все сложнее"
Учитель из села Калга Забайкальского края Антон Редикульцев 11 февраля написал открытое письмо министру образования Ольге Васильевой. Вот цитата из этого письма:
"Стаж 22 года. Образование высшее. Преподаю в школе три замечательных предмета. Нагрузка по урокам 23 часа. Дополнительно к этому веду спортивную секцию, шесть часов в неделю. Плюс проверка тетрадей. Плюс работа с коррекционщиками. Плюс заведование кабинетом. Мало того, значительную (в процентном отношении, конечно же) прибавку к нашим нищенским окладам составляют сельские выплаты и северный коэффициент. Итак, после перечисления всех этих бюджетных регалий что же я имею на выходе? А имею скромные 24 тысячи на руки. Это при моей далеко не средней рабочей нагрузке и сельских. Представляете, что бы я имел, работая в городской школе? Не более 18, а то и 16 тысяч. Поэтому, госпожа Васильева, вы уж простите, но слушать ваши придыхания по поводу растущего благосостояния российского учителя становится с каждым разом все сложнее и сложнее..."
– Антон, почему вы решили писать Васильевой, а не Путину, например?
– Я не отношусь к той касте людей, для которых фраза "Путин, помоги" имеет хоть какой-то смысл. Обращаться за решением проблемы к источнику проблем? Как-то нелогично. Решил обратиться к чиновнику, который пониже. Хотя более чем уверен, что все закончится отпиской на местный уровень. В основном написал потому, что накопилось, наболело. Расшевелил многих, как мне кажется. Волна небольшая прошла. Еще одна капля в чашу терпения добавлена. Так что я больше преследовал цель не достучаться до чиновников, потому как это дело неблагодарное, а просто высказаться, создать резонанс. Хотя бы на местном уровне. Если будут последствия более глубокие и основательные, я буду только рад.
– Как вы думаете, возможны какие-то негативные последствия этой волны и вашего письма для вас? Какое-то давление?
– Все возможно. Найдется какой-нибудь "активный гражданин", который умеет притягивать факты за уши – и адью. Сколько примеров было уже. Или выслужиться кто-нибудь захочет. Не исключаю. В Чите, например, уволили 1 февраля директора школы №18 и заместителя за то, что они написали Путину о задержках зарплаты. Преподавателя из Таганрога Виктора Макаренко уволили после того, как он подписал коллективное обращение педагогов к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с жалобой на низкие зарплаты. Но бояться волков – в лес не ходить. Да и бояться как-то стыдно, что ли.
"Смешные оклады, пашем как лошади"
Зарплата учителя сегодня складывается из базовой, компенсационной и стимулирующих частей. В базовую входит в том числе оклад, размер которого устанавливает местное правительство. По словам Евгении Шарыгиной из алтайского Бийска, в их регионе он один их самых низких в стране. Оклад молодого учителя, который работает на ставку, будет составлять примерно 3 тысячи. Педагог со стажем и высшей квалификационной категорией при нагрузке в две ставки зарабатывает около 22 тысяч.
Майские указы выполняются только благодаря куче часов с дикими переработками. То, что мы пашем как лошади, никого не интересует
– Нужно понимать, что есть зарплата, а есть оклад. Оклад у нас снизился за последние годы, – говорит Евгения Шарыгина. – Его повысили с января, но только на 4%, и еще до МРОТ доплачивают. Но надбавки все равно рассчитываются от ставки. Большинство у нас ведет по две ставки, но до МРОТ доводят только одну. То есть за одну ставку, грубо говоря, мы получаем 100 рублей в час, а за вторую 80. Я писала уже в Министерство образования. Хотела узнать, почему у нас такие оклады смешные. Они ответили: все по закону. Оклады существенно отличаются по регионам, и у нас, наверное, самый низкий. Где-то есть 8, где-то 10 тысяч. Причем я знаю, что есть регионы, где средняя зарплата по региону подразумевает именно зарплату за ставку. А у нас получается, что майские указы выполняются только благодаря всей этой куче часов с дикими переработками. То, что мы пашем как лошади, никого не интересует. Если раньше мне достаточно было полторы ставки, то сейчас для такой же зарплаты мне нужно две ставки. Извините, мы сами себе повышаем зарплату за счет увеличения нагрузки!
Сейчас в Алтайском крае средняя зарплата учителей составляет чуть более 21 тысячи рублей. Это самый низкий показатель в России после Дагестана, Карачаево-Черкессии и Северной Осетии.
По словам Евгении, в последние годы педагогам отменили надбавки за заведование кабинетом, за проверку тетрадей, за приоритетность дисциплин, за дополнительные консультации и так далее. За классное руководство, к примеру, доплачивают по 10% от оклада – около 500 рублей. Поэтому молодые учителя в школах не задерживаются
– Молодежи у нас очень мало, – признает Евгения. – Они месяц-два отработают и уходят. Сейчас вот новые пришли. А представляете, как это в течение учебного года выглядит и как сказывается на обучении? Сначала одни молодые пришли, сами еще толком ничего не знают, потом другие пришли. Какое качество тут может быть?
"Я ослепну за 50 рублей"
Главным инструментом для выравнивания учительской заработной платы до средней по региону стали так называемые стимулирующие выплаты – по сути, разновидность премий. Их распределяет руководство школ при участии нескольких человек из педагогического состава. По словам учителей, считать стимулирующие выплаты полноценной частью заработной платы нельзя.
– Каждый месяц стимулирующие разные, – говорит учитель из Братска Наталья Заверина. – Бывало, 642 рубля, а вот в этом месяце у меня дети участвовали в конкурсе, там 48 призеров. Поэтому сейчас начислили 3 тысячи с копейками. Если детей сводил в кино, в бассейн, идут определенные доплаты. По идее, стимулирующими учитель должен зарабатывать треть зарплаты, но такого не получается никогда.
По словам Натальи Завериной, стимулирующие выплачиваются пропорционально отработанным дням, поэтому если учитель уходит на больничный, то получает существенно меньше.
Пойду к завучу, скажу: чего хотите, то и делайте, я не буду!
– Вот сейчас надо сделать таблицу: ученик, оценки за четверть, средний балл за выполнение контрольной работы, домашнего задания. У меня 120 человек в восьмом классе. Я обязана внести их данные, все это выставить и еще написать, выполняют они домашнее задание или нет. И еще три шестых класса, тоже около 80 человек. Вы представляете? Я сейчас даже не знаю, что делать. Пойду к завучу, скажу: чего хотите, то и делайте, я не буду. Я узнавала, как это будет оплачиваться. Мне сказали, как ИКТ, то есть 50 рублей. Так я слепая останусь за 50 рублей.
Заверина получает "на руки" около 17 тысяч при нагрузке 21 час в неделю. Средняя зарплата учителя в Иркутской области – около 34 тысяч. Такой показатель достигается в том числе за счет включения зарплат директоров и завучей.
– По факту же средняя зарплата 16, она никуда не делась. Библиотекари и технички вообще на окладе сидят в три тысячи. Ставят голый МРОТ, северный коэффициент и все, – говорит педагог из Братска.
Лишь бы урок провести
Согласно так называемым майским указам президента, школьным учителям Хакасии еще в 2012 году планировали поднять заработок до среднего по региону. В 2017-м, таким образом, этот показатель должен был достичь 34 тысяч рублей. Однако, согласно содержанию письма Путину саяногорских учителей, до 1 января 2018 года в среднем они зарабатывали 20–23 тысячи. А с нового года их доходы упали до 18–20. Отдельная тема – ситуация с сельскими учителями. Здесь проблемы не ограничиваются нищенскими зарплатами.
– Да, напишите про эту школу, где в куртках сидят, а иногда вода на голову капает. Дашуля мне говорит: мы сидели в куртках, потому что нам было холодно. Ветер был, поэтому и выдуло все из помещения, – рассказывает Юлия Вернер.
Юлия и ее муж Владимир вместе с еще несколькими семьями из разных городов России создали поселение "Родники", жители которого сами обеспечивают себя всем необходимым за счет земли.
Дочка ничего не говорила, а другие дети даже плакали, потому что замерзали
Здесь Вернеры столкнулись с проблемой: школа, куда пошла их дочь, построена в 1909 году и срочно нуждается в капитальном ремонте.
– В 2016 году мы начали возмущаться, потому что дети там замерзали. Дочка ничего не говорила, а другие дети даже плакали, потому что замерзали. Мы тогда со знакомым поехали, запенили полы, потому что с полов сифонило, просто ужас. Потом приезжало телевидение, обращение к президенту было (жители села записали его на видео. – СР), но это было перед выборами. Вроде бы был ажиотаж, а когда выборы прошли, все затихло, – говорит Владимир Вернер.
В имекской начальной школе нет спортзала, поэтому физкультура проходит прямо в коридоре. Туалет находится на улице, отапливается школа углем. Чтобы уложиться в расписание, учителя объединяют классы: иногда первый класс занимается вместе с третьим, второй – с четвертым, на уроках пения вся школа собирается вместе.
– У нас два учителя на четыре класса, получается первый-третий, второй-четвертый, – объясняет педагог Ирина Черепанова. – Что с зарплатой? Нууу, нормально. Где-то тысяч 25. При довольно большой нагрузке – 30 часов в неделю.
Зарплату учителям Хакасии не повышали уже в течение двух лет: по данным Росстата, средняя зарплата школьного педагога в республике в 2017 году составила 30,5 тысячи рублей в месяц при средней по региону около 34 тысяч.
"Учитель вынужден оправдываться"
По данным Росстата, средняя зарплата педагога в России в 2017 году –почти 35 тысяч. Для сравнения: в 2010 году было 17 400 рублей. Сейчас учителя рассказывают, что, работай они на одну ставку, получали бы примерно столько же, а возможно, даже меньше. В некоторых регионах Сибири средняя зарплата учителя значительно ниже общероссийского показателя: Республика Алтай – 22 590, Алтайский край – 21 079, Омская область – 27 667.
Сопредседатель профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий подтверждает: нынешняя средняя цифра складывается за счет увеличения в последние годы нагрузки педагогов и количества детей в классах.
– Первая манипуляция заключается в том, что учителя работают в среднем на 1,5–2,5 ставки. Это все равно что сказать, что офисный работник работает не 40 часов в неделю, а 80. Вот представьте себе человека, который работает 80 часов в неделю. И за это ему платят 30 тысяч рублей. Во-вторых, количество учащихся в классе сейчас увеличено. Если, скажем, 30 лет назад в классе было 25 человек, то сейчас бывает 35 и 40. Интенсивность, сложность работы возросла. Это гораздо более тяжелый труд, чем 10 лет назад. Соответствующей доплаты за это, конечно, нет, – говорит эксперт.
По словам Луховицкого, формальная загруженность преподавателей в школах заметно выросла. Если учитель не заполнил очередной отчет, с него спрашивают.
Особенно издевательскими выглядят так называемые стимулирующие выплаты, которыми учителя когда-то поманили
– Учителя нужно поставить в такую ситуацию, когда он все время вынужден оправдываться. Если человек все время унижен и все время чего-то боится, то он не будет думать о том, чтобы протестовать. Когда учителю 500 рублей в месяц платят за классное руководство, разумеется, он считает это оскорбительным. Особенно издевательскими выглядят так называемые стимулирующие выплаты, которыми учителя когда-то поманили. Каждый год в регионах их сокращают, а зависят они исключительно от региональной власти или от директора. Никто не может по закону заставить платить стимулирующие, потому что это вроде как премия. У учителей гарантирована только часть их зарплаты.
При этом учителя крайне редко решаются на публичный протест. По мнению Всеволода Луховицкого, это связано в целом с зависимостью учителей, а также с их повышенным чувством ответственности:
– Большинство граждан нашей страны предпочитают еще пока получать ничтожно маленькую зарплату и молчать. Меньшинство начинает постепенно протестовать. И еще один момент: на мой взгляд, к сожалению, у учителей слишком развито чувство ответственности. К сожалению, они думают не о себе, а о детях. Если бы они больше думали о своих условиях труда, то было бы лучше и детям.