После закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината без работы в Байкальске осталось около полутора тысяч человек. А вместе с семьями, для которых новые безработные были кормильцами, пострадали, в общей сложности, шесть тысяч человек. То есть почти половина жителей Байкальска. Все эти люди надеялись, что власти после закрытия ЦБК помогут. Тем более что после первой приостановки комбината в 2008 году чиновники всех уровней обещали им создать в Байкальске новые производства.
25 декабря 2013 года комбинат был окончательно закрыт. Новые рабочие места созданы не были. Более того, оказалось, что постановление правительства РФ №643 вообще запрещает создание каких бы то ни было производств в Байкальске.
И тогда жители города вышли на митинг. Его организовала Анна Грошикова, проработавшая на комбинате 26 лет, сначала лаборантом химического анализа, затем отбельщиком целлюлозы. Ее уволили за два месяца до выхода на пенсию.
Анна – мать-одиночка. Сын перешел в одиннадцатый класс. Она прекрасно понимает, что прожить на пенсию в одиннадцать тысяч рублей и дать ребенку образование она не сможет, поэтому каждый месяц обходит все возможные предприятия города, но везде слышит один и тот же ответ: "Вакансий нет".
Анна была в числе тех сотрудников комбината, которые ездили "на экскурсию" в Ленинградскую область на Тихвинский вагоностроительный завод. Этот современный завод ей очень понравился, и она сразу сказала, что готова сейчас же устроиться к ним на работу. После возвращения в Байкальск месяц ждала вызов, но не дождалась, а когда позвонила сама, то узнала, что на Тихвинском заводе работы для женщин нет.
Митинг действия не возымел. 1 июля бывшие работники БЦБК объявили протестную голодовку. На следующий день к голодающим приехала делегация из правительства Иркутской области. Чиновники обещали, что в конце июля социальный кризис в Байкальске будут обсуждать на заседании правительства РФ. Голодающие решили на время приостановить акцию протеста. Однако вскоре узнали, что вопрос о социально-экономическом положении их города из повестки заседания правительства России вычеркнут.
Власти Иркутской области обещали построить в 2015 году тепличный комплекс с предприятием по переработке овощей и ягод, где будет 120 рабочих мест. А ведь еще в 2007 году активная сторонница закрытия БЦБК байкальчанка Таиса Барышенко предлагала построить тепличный комбинат, но ей тогда сказали, что это невозможно, так как все удобрения из теплиц будут попадать в Байкал: "Сейчас в городе строится очередной торговый центр. Кому он нужен? Я сегодня зашла в Дом торговли – нет ни одного покупателя. У людей нет денег. Построили две новые гостиницы, но в них некому жить", – говорит Таиса.
21 июля по инициативе председателя профкома работников БЦБК Александра Нестеренко было направлено обращение в адрес президента России Владимира Путина. Жители Байкальска написали, что раз решение о закрытии БЦБК было принято на федеральном уровне, то государство обязано нести ответственность за людей, которых лишило работы. На пособие по безработице – 5880 рублей – невозможно прожить, прокормить семью, оплатить коммунальные услуги, обучение детей, детские сады…
Это уже второе письмо, направленное жителями Байкальска президенту России. Первое осталось без ответа.