Дремучая тайга и бездорожье – еще не повод быть оторванным от мира. Лесник из якутского поселка Жиганск Вячеслав Бродников три месяца назад открыл в YouTube рыбацкий видеоблог, который уже собрал более 60 тысяч подписчиков со всего мира. Он просто хотел, чтобы мир узнал, какая она – его настоящая Якутия.
Заместитель лесничего Жиганского района Вячеслав Бродников вырос на берегах Алдана. Однажды он попытался обустроиться в Якутске. Но очень скоро разочаровался в городской жизни и уехал с семьей в Арктику. В заполярном Жиганске, едва насчитывающем 2,5 тысячи жителей, почувствовал себя по-настоящему счастливым.
– Город – это не мое, – признается Вячеслав. – Помыкавшись в Якутске, мы с женой решили уехать ближе к природе. Я всегда мечтал об Арктике и охотно принял предложение работать здесь. Еще со школы я увлекался рыбалкой, пропадал на Алдане в родной Усть-Мае. Но в Жиганске рыбалка, конечно, богаче будет.
В свободное время смотрел в интернете, как ловят в других регионах России. Смотрел и улыбался: куда им до нас. И вот три месяца назад решил показать, что такое настоящая рыбалка:
– На удивление, мой видеоканал "Клевая рыбалка/Hot fishing" быстро набирает популярность. Под каждым роликом появляются сотни и тысячи комментариев со всего мира. Многие уже интересуются, как можно приехать в Жиганск, – удивляется Вячеслав.
Подборку видео в своем блоге автор сопроводил обращением к зрителям:
"Канал рыбака из общины "Куту" (с эвенкийского "Удача"), показывает, как рыбачат жители Севера в низовьях реки Лена! На канале представлена зимняя рыбалка на переметы, и летняя рыбалка! Летняя и осенняя ловля осетра, нельмы, тайменя, щуки, ленка, чира, муксуна, омуля, окуня, и т.д. Весной некоторое время возможно могу отсутствовать, так как заболеваю другой болезнью под названием прилет гусей и прилет уток! На все имеется соответственно лицензия АКМНС (Ассоциация коренных малочисленных народов Севера). Вся добытая рыба котловая, раздаю родным и употребляю сам!"
А дальше Вячеслав показывает, как рыбачит в минус 50, что происходит с обычными предметами, когда столбик термометра опускается ниже минус 40, как прошла поездка на загадочное озеро за пелядью, и многое другое. Комментаторы в восторге:
"После просмотров таких видео в своем регионе, хочется забиться в угол и плакать как маленькая девочка"
"У меня даже кот офигел😁 жена кричит тоже хочу😂. Бравые окуня"
"Реальный сенокос! Народ в шоке, по-любому))) Такого клева в средней полосе не бывает. Э-э-эх! смотреть на это тяжко, зуд по спине расходится)))"
"Блин...Я ХОЧУ БЫТЬ ЯКУТОМ!!!"
"По-моему, под льдом водолаз ходит"
"Дружище, чего тебе хотелось бы с Америки? Заказывай, я отправлю"
"Супер-подборка! Спасибо! И музычка ... бодрит, толкает в самолет на Якутию....)))) Жаль, помру так и не побываю в такой сказке. Эх! Хоть помечтать и то приятно....(((!"
Для многих охота и рыбалка в этих местах, – рассказывает Вячеслав Бродников, – единственный источник существования. Работы в Жиганске почти нет. В прошлом году закрыли даже техучасток речпорта, людей уволили. Теперь обещают привозить рабочих вахтой на навигацию. Местный рыбоперерабатывающий завод давно существует в режиме закупочно-заготовительной конторы.
Два раза в неделю к нам прилетает самолет из Якутска – это единственная надежная круглогодичная связь с большой землей
Несколько спасает перевалочная база компании "Алмазы Анабара" и нефтебаза, через которую идет обеспечение арктических поселков продуктами и ГСМ. Но рабочих мест там немного. Остальное – бюджетная сфера: школа, детсад, ЖКХ. Есть еще интернат для старшеклассников из соседних сел, куда Бродников нередко относит пойманную рыбу.
– Раньше градообразующим предприятием в Жиганске был аэропорт, но в 90-е все разрушили, технику вывезли, – говорит Вячеслав. – Два раза в неделю к нам прилетает самолет из Якутска – это единственная надежная круглогодичная связь с большой землей. Лёту чуть больше полутора часов, но за 17 тысяч рублей позволить себе такую роскошь могут не многие. Основная часть жителей, если появляется необходимость, за 7 тысяч зимой ездят в Якутск на такси. По таежному зимнику это больше тысячи километров. И здесь все зависит от мастерства и привычек водителя. Кто-то проходит дорогу за сутки, а кому-то нужно и двое. Все это время пассажиры живут в тесном УАЗике – самой распространенной машине в наших местах.
– Вы чувствуете себя оторванными от большой России?
– Жиганский район – один из самых доступных из арктических районов Якутии. Так нам ли жаловаться? Местные люди привыкли. Мы радуемся, что в последние годы "Алмазы Анабара" стали хороший зимник пробивать. Раньше по нему только на "Урале" ездить можно было. А сейчас хоть на иномарке езжай.
– А как с продуктами?
– В принципе, все есть. Яблоки – 200–220 рублей за кг, хлеб – 55, картошка – 65–70. Все резко дорожает в межсезонье, когда предприниматели возят продукты из Якутска на самолетах. Понятно, что при этом себестоимость их сильно вырастает. Вообще-то, картошку можно выращивать и в Жиганске. Но поселок строили в советские времена, он почти весь из двухэтажек, и приусадебных участков у людей нет. Дачи строят, но они стоят много денег. Да, мы живем в тайге, но лес у нас неделовой. Поэтому все приходится завозить по реке или зимнику – опять же значительное удорожание стройматериалов.
Летом на автомобиле уехать за околицу многих якутских сел лучше и не пытаться – упрешься в бездорожье или сядешь в болото. Транспорт оживает лишь зимой, когда рабочие пробьют зимник. По словам местных, из Жиганска на машине можно выехать лишь с конца декабря до середины апреля. Летом даже по поселку свободно не поездишь. Жиганск стоит на берегу Лены в устье Стрекаловки, которая разрезает его на две половины. Зимой здесь передвигаются по льду, летом на пароме. Во время ледостава и ледохода это фактически два изолированных друг от друга поселка. Летом открывается еще один путь в цивилизацию – река Лена. Частный предприниматель возит пассажиров из Якутска в Жиганск и обратно на небольшом теплоходе "Степан Аржаков". Билет – от 4 до 9 тысяч в зависимости от комфортабельности выкупленного места. Услуга эта пользуется у местных повышенным спросом.
"Степан Аржаков" пока еще может пристать к жиганскому берегу. Он заходит в устье реки и осторожно пробирается к причальной стенке. В советские времена на Стрекаловке регулярно проводили дноуглубительные работы. Но сейчас река наносит все новые толщи песка, и большим кораблям в нее уже не войти. Со стороны Лены прибрежную зону Жиганска тоже занесло. Проходящий мимо до Тикси "Механик Кулибин" вынужден оставаться на фарватере, пока с берега на лодках не доставят новых пассажиров и не заберут прибывших. Не рискует подходить близко к берегу и круизный "Михаил Светлов", два-три раза в навигацию катающий по Лене до моря Лаптевых богатых туристов, добрая половина которых всегда иностранцы. На экскурсию в Жиганск его пассажиров перевозят на том самом пароме, что летом курсирует меж двух берегов Стрекаловки.
– Мужики, как правило, у нас все рыбаки и охотники, – продолжает Вячеслав. – Ходим по лицензии на оленей и лосей. Весной и осенью в сроки охоты бьем гусей и уток. Так что мясо, тем более рыбу, в магазинах почти не покупают.
– А чем занимается ваша жена?
– Оксана – индивидуальный предприниматель. Около года назад она открыла небольшой магазин хозяйственно-бытовых товаров. Но пока только раскручиваемся, и бизнес идет в минус. У нас трое детей. Не бедствуем.
– Каким вы видите будущее своих детей?
– Пока они школьники. Мне бы хотелось, чтобы они знали, откуда идут их корни, что такое рыбалка, охота, тайга. Но, наверное, все-таки хотелось бы, чтоб они жили в более цивилизованных условиях.
– Вы с семьей ездите куда-нибудь отдыхать за пределы Якутии?
– Никуда и никогда не ездили. Я в Якутске бываю, но только в командировках. Вообще работа моя, в основном, проходит с документами в кабинете. В лес выезжаем только летом на приемку участков под вырубку. Но это не значит, что лес для меня чужой.
В последние годы государственный заказ по защите лесов постоянно сокращается, поэтому сокращаются и мероприятия
Я объездил всю западную, южную Якутию. И могу твердо сказать, что такой дремучей тайги, как в Жиганском районе, нигде нет. На севере она переходит в лесотундру. По работе я занимаюсь защитой лесов от незаконной вырубки, других нарушений, пожарной охраной, защитой от насекомых вредителей.
В последние годы государственный заказ по защите лесов постоянно сокращается, поэтому сокращаются и мероприятия. Рыбы стало меньше. Я связываю это с глобальным потеплением. Мы же все знаем, что еще 20–30 лет назад в Якутии только в меховых шапках ходили, а сейчас многие вязаные носят. Раньше ряпушка нерестилась в районе Жиганска, а теперь из моря Лаптевых она начинает подниматься позже. И срок икрометания подходит, когда рыба еще находится ниже Жиганска.
– Давайте вернемся к вашему видеоблогу. Многие в Якутии жалуются на скорость интернета. Как вы его победили?
– Очень тяжело. Интернет мы ловим через спутник. У меня дома тарелка стоит. Плачу за него 3400 рублей в месяц и все равно мучаюсь. Но подписчики уже требуют: когда следующее видео будет? Куда теперь деваться…
Неожиданная популярность "Клевой рыбалки" навела Вячеслава Бродникова и его приятелей на мысль о том, чтобы открыть в Жиганске туристический маршрут для таких любителей. Первые серьезно интересующиеся уже есть, и для многих вопрос прежде всего в цене. Самые большие расходы их ждут уже в Якутии. Билеты на 7-часовой перелет из Москвы в Якутск при желании можно купить и за 9 тысяч рублей. И уж тем более за 17 – ровно столько, сколько с них возьмут за полуторачасовой рейс из Якутска до Жиганска.